Вычисление высот точек земной поверхности по трассе
Отметки (высоты) связующих точек на станциях определяются по исправленным превышениям
Нпер = Нзадн + hиспр , (10)
где Нпер - высота передней точки;
Нзадн - высота задней точки:
hиспр - исправленное превышение.
Исходной высотой является высота первого репера (НRp1):
HПК0 = НRp1 + hиспр = 72,629 + 0,730 = 73,359 и т.д.
Контроль вычислений - получение точного значения высоты второго репера в результате проведения расчетов по формуле (10).
Отметки промежуточных точек вычисляются через горизонт инструмента (ГИ), который определяется только на тех станциях, где есть отсчеты по рейке на промежуточных точках. Например, на станции 2 у задней точки (ПК0) и передней (ПК1) отметки (высоты) уже вычислены. Горизонт инструмента определяется из выражения
ГИ 2 = НПК0 + a ≈ НПК1 + b (11)
где a и b - отсчеты по черной стороне рейки соответственно на задней и передней точках.
ГИ 2 = 73,359+3,085=76,444,
ГИ 2 = 74,592+1,850=76,442.
Расхождение в значениях горизонта инструмента, рассчитанных через заднюю и переднюю точки, не должно превышать 5 мм. При выполнении этого условия определяется среднее значение ГИ, которое записывается в соответствующую колонку (табл. 3) в строку, соответствующую задней точке.
Отметки промежуточных точек определяются из выражения:
Н пром – ГИ ст - с пpoм (12)
где Н пром - отметка промежуточной точки;
с пpoм - отсчет по рейке на промежуточной точке.
Н (+63) = 76,443-0,304=76,139.
Построение плана трассы
План трассы автомобильной дороги составляем в М 1:5000 на листе ватмана А4. Выбирается направление на север таким образом, чтобы план симметрично расположился на листе. Если направление на север не совпадает с длинной стороной листа, то оно стрелкой показывается на плане. На листе намечается начальная точка трассы. Из этой точки от северного направления откладывается румб первого прямолинейного участка трассы. В данном направлении откладывается величина отрезка S1 (табл.1), получаем точку - вершину первого поворота (УП I). Второй угол поворота и все последующие находятся аналогичным образом. Образец плана автомобильной дороги приведен на рис. 3.
Рис.3. План автомобильной дороги
Вблизи каждого угла поворота дается следующая информация: φ , R, Т, К, Д, Б. От начала трассы (НТ) в масштабе плана, откладываются пикеты. При этом расстояния между соседними пикетами, находящимися на разных тангенсах при переходе через вершины углов поворота, увеличиваются на величину домера (Д) конкретной кривой. Находятся пикетажные положения на плане HК, CК и КК. Положение этих точек контролируется тангенсами каждой кривой. Находятся пикетажные положения на плане НK и КК. Положение этих точек контролируется тангенсами каждой кривой. В точках НК и КК восстанавливаются перпендикуляры - радиусы к тангенсам. На радиусах указывается пикетажное положение НК, СК, КК.
На плане контролируется соответствие полученных прямолинейных отрезков трассы вычисленным в табл. 1. Проводятся кривые. Пикеты с тангенсов переносятся на кривые. У прямолинейных отрезков трассы в числителе указываются длины этих отрезков, в знаменателе румбы. Вдоль трассы условными знаками изображается ситуация местности, прилегающей к трассе. Условные знаки вычерчиваются в соответствии с «Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500».