Часть ii. транспортное обеспечение логистики

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ I. ЛОГИСТИКА ТРАНСПОРТА

ГЛАВА 1. Введение в логистику


1.1. Элементы логистики
1.2. Управление логистикой
1.3. Планирование логистики
1.4. Организация логистики на предприятии
1.5. Экономическое обеспечение логистики
1.6. Информационное обеспечение логистики
1.7. Организация логистического обслуживания
1.8. Управление запасами в логистике
1.9. Организация снабжения
1.10. Организация закупок
1.11. Планирование производства
1.12. Управление рисками
1.13. Организация таможенного оформления товаров
1.14. Транспортное обеспечение логистики
1.15. Организация экспедирования грузов
1.16. Упаковка и маркировка продукции
1.17. Основы проектирования складов
1.18. Организация складской деятельности
1.19. Организация технологического процесса на складе
1.20. Организация распределения продукции
1.21. Организация сбыта продукции

ГЛАВА 2. Логистические аспекты функционирования транспорта


2.1. Услуги транспорта
2.2. Транспортное обслуживание и его качество
2.3. Единый технологический процесс и методы решения транспортно-производственных задач
2.4. Виды доставок и технологические схемы перевозки
2.5. Особенности транспортно-логистических систем различных видов транспорта и их взаимодействие
2.6. Логистическая информация как стратегический ресурс транспортного потока

ГЛАВА 3. Информационное обеспечение транспортной логистики


3.1. Информационные потоки и логистическая информационная система
3.2. Управление базовыми функциями логистической информационной системы в транспортной логистике
3.3. Управление цепочкой поставок - SCM (информационно-логистический аспект)
3.4. Информационные технологии транспортной логистики товарного потока
3.5. Информационные технологии транспортной логистики в городских пассажирских перевозках

ГЛАВА 4. Ключевые и поддерживающие функции транспортно-логистических систем


4.1. Логистические аспекты тары и упаковки


4.1.1. Объективная необходимость комплексного подхода к выбору тары и упаковки в логистической цепи поставок
4.1.2. Потребительская и промышленная упаковка
4.1.3. Защита продукции от повреждения
4.1.4. Эффективность упаковки в грузопереработке
4.1.5. Контейнеризация
4.1.6. Информационная функция упаковки
4.1.7. Упаковочные материалы и тара


4.2. Запасы в транспортной логистике


4.2.1. Общие сведения о материальных запасах
4.2.2. Принципы управления запасами
4.2.3. Виды запасов и их характеристики
4.2.4. Функции запасов
4.2.5. Основные понятия, используемые в управлении запасами
4.2.6. Затраты на содержание запасов
4.2.7. Планирование запасов
4.2.8. Приспособление к неопределенности
4.2.9. Неопределенность функционального цикла
4.2.10. Определение точки заказа в условиях неопределенности
4.2.11. Заказы на пополнение запасов
4.2.12. Управление запасами


4.3. Склады в транспортной логистике


4.3.1. Роль складской инфраструктуры в логистической цепи добавленной стоимости
4.3.2. Расчет оптимальной структуры складского оборудования предприятия
4.3.3. Варианты хранения товаров в складском помещении

ЧАСТЬ II. ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ

ГЛАВА 5. Транспортно-логистическое проектирование и управление


5.1. Описание процесса проектирования системы доставки грузов
5.2. Анализ требований, предъявляемых клиентами к системе доставки грузов
5.3. Участники системы доставки грузов
5.4. Параметры оценки уровня качества системы доставки грузов
5.5. Представление параметров оценки качества доставки с применением теории нечетких множеств
5.6. Оценка соответствия параметра вариантов с ожиданием клиента
5.7. Многокритериальное решение задачи выбора системы доставки грузов
5.8. Модульный принцип синтеза системы доставки грузов
5.9. Анализ возможности применения морфологического метода при синтезе системы доставки грузов
5.10. Методика синтеза интегрированной системы доставки грузов
5.11. Информационные системы обеспечения выбора доставки грузов

ГЛАВА 6. Информационно-логистические технологии пассажирских перевозок


6.1. Основные положения логистического подхода в технологии пассажирских перевозок
6.2. Пассажирский транспорт как элемент городской инфраструктуры, классификация и моделирование ситуации транспортного обслуживания
6.3. Взаимодействие социальной и логистической систем городского пассажирского транспорта
6.4. Логистические технологии в работе городского пассажирского транспорта


6.4.1. Трудовые поездки
6.4.2. Дачные поездки
6.4.3. Ночные поездки
6.4.4. Поездки, связанные с массовыми зрелищными мероприятиями


6.5. Логистическая информационная система городского пассажирского транспорта


6.5.1. Информационная база городского пассажирского транспорта
6.5 2. Моделирование городских пассажирских перевозок
6.5.3. Информационное обеспечение управления городским пассажирским транспортом


6.6. Надежность логистической системы пассажирских перевозок

ГЛАВА 7. Логистические особенности формирования и управления транспортными макросистемами


7.1. Геоэкономические предпосылки создания и реализации Россией комплексной системы развития международных транспортных коридоров
7.2. Методика формирование международных транспортных коридоров

ГЛАВА 8. Государственное регулирование и поддержка транспортных логистических систем


8.1. Объективная необходимость государственного регулирования логистической деятельности транспортного обслуживания


8.1.1. Государственные гарантии эффективности функционирования транспорта
8.1.2. Правовое регулирование транспортной логистики
8.1.3. Базисные условия поставки (ИНКОТЕРМС)


8.2. Механизм регулирования транспортной деятельности в России
8.3. Распределение полномочий по регулированию транспортной деятельности между органами управления различных уровней власти
8.4. Формы и методы регулирования перевозочной деятельности на региональном уровне
8.5. Пути воздействия на ситуацию на рынке транспортных услуг посредством лицензирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

ПО ВОПРОСАМ ЛОГИСТИКИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Транспортная логистика - новая основополагающая дисциплина в высших и средних транспортных учебных заведениях всех уровней обучения, которая органически дополняет цикл "рыночных" фундаментальных дисциплин: "Маркетинг", "Рынок транспортных услуг и транспортной техники", "Менеджмент" (на транспорте), "Управление персоналом" (на транспорте) и др. Появление "Транспортной логистики" заставило в корне пересмотреть такие традиционные учебные курсы, как прикладная математика, информатика, управление отраслью и предприятием, технология перевозочных процессов, организация коммерческой работы, отраслевая экономика и др. Транспортная логистика ни в коей мере не подменила указанные курсы, она заложила принципиально новый фундамент и интегральную и глобальную парадигмы, на которых должны строиться современное предпринимательство и бизнес, ибо логистика - технология будущего.

Использование достижений логистики на транспорте является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему.

Следует отметить, что в последние годы транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, выполняет базовую функцию в потоковых процессах. К такой концепции пришли "отцы" современной логистики Бауэрсокс и Клосс1.

Сегодня как никогда актуальны задачи увеличения объемов перевозок, повышения экономической эффективности деятельности многочисленных отечественных грузовых и пассажирских перевозчиков и экспедиторов. И не только на внутренних линиях. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного "скачка" в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики. Ведь по своей сути транспортная логистика как новая методология оптимизации и организации рациональных грузопотоков, их обработки в специализированных логистических центрах позволяет обеспечивать повышение эффективности таких потоков, снижение непроизводительных издержек и затрат, а транспортникам - быть современными, максимально соответствовать запросам все более требовательных клиентов и рынка. В этом убеждаешься, когда анализируешь работу ведущих отечественных фирм - "Российский терминал", "Шереметьево - карго" и др.

Какие преимущества получают отечественные транспортные предприятия, использующие логистику в своей практике, по сравнению с теми, кто продолжает идти проторенными дорогами? Они достигают большей стабильности, предсказуемости, конкурентоспособности, технологичности в перевозках, в том числе и в сфере экспорта транспортных услуг. Показателен в этом плане опыт работы известной российской компании "Совтрансавто" и ее многочисленных региональных отделений.

В перспективе именно логистика даст возможность многим отечественным транспортным предприятиям поправить свои финансовые дела на внутреннем и внешнем рынках, повысить рейтинг, объемы перевозок и, наконец, избавиться от унизительной роли субподрядчиков ведущих иностранных фирм там, где их возможности гораздо выше.

Ведь сегодня на родном рынке доля российских перевозчиков в общем объеме перевозок, выполняемых отечественными и иностранными организациями и фирмами, по данным АСМАП, находится на уровне 30-35%, что не соответствует их реальному потенциалу.

В сентябре 2000 г. в рамках Второй Международной евроазиатской конференции принято решение о продлении важнейших линий международных комбинированных перевозок по территории России: от Москвы до Нижнего Новгорода - в полосе второго европейского коридора с выходом на Транссиб и от Москвы до Новороссийска и Астрахани - в полосе девятого европейского транспортного коридора. Ветвь на Астрахань - прообраз будущего транспортного коридора Север - Юг - заслуживает особого внимания, так как она позволит транспортным потокам кратчайшим путем выходить из России с использованием ее железнодорожных и водных путей через Иран на страны Персидского залива, Индию, Пакистан и другие страны.

Внедриться и освоить новые коридоры - один из путей увеличения доли перевозок отечественных перевозчиков на транспортном рынке.

Спрос на экспорт транспортных услуг в мире к 2010 г. может достичь показателя в 8-9 млрд долл. в год. Быть готовым предложить конкурентные, более выгодные условия потенциальным клиентам на столь перспективном рынке - важная и решаемая задача.

Иностранные перевозчики при использовании ими соответствующих российских коридоров по сравнению с традиционными окружными маршрутами могут получать экономию до 600 долл. за контейнер и до 50 тыс. долл. за авиарейс - это весьма важный аргумент в пользу транзитов через Россию.

Что следует сделать для более эффективного использования логистики?

Необходимо совершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы обеспечить "зеленую улицу" логистике на отечественном рынке, уточнить и скорректировать транспортно-таможенные механизмы и процедуры оформления грузов при пересечении границ, а также механизмы обеспечения оптимальных сквозных тарифных ставок перевозок.

Кардинальных изменений требуют терминальные технологии и техническая база, используемые при обслуживании современных международных транспортных потоков. Речь идет об идентификации функций главного звена "коридорной" системы грузопотоков в современной логической концепции - логистических центров всех уровней и грузовых терминалов.

К сожалению, задачами вновь создаваемых "коридорных" центров по-прежнему является сбор, обработка, выдача информации о грузопотоках, информационная поддержка управленческих решений по оптимизации грузопотоков, а такие важные проблемы, как формирование транспортных потоков и управление ими, включающие вопросы грузоведения, выбора транспорта, складской переработки, стивидорских и других операций, маркетинга, не решаются в полной мере.

Необходим комплексный контроль над перевозками, основанный на широком использовании современных электронных, коммуникационных, информационных технологий. Для создания безопасных и надежных транспортных потоков важно обеспечить наличие у контролирующих служб полной и достоверной информации о движении в режиме on line и опережающей информации о возможных изменениях, событиях на трассе, способных оказать влияние на движение на запланированных маршрутах или привести к срыву жестких и напряженных маршрутных графиков.

А что нового в части использования логистики на транспорте происходит за рубежом?

На Западе логистика уже не одно десятилетие успешно работает на транспортную отрасль. И все это время ведется поиск всевозможных путей снижения и оптимизации общих затрат на осуществление перевозок, повышения экономической эффективности логистической деятельности, улучшения ее информационного и технического обеспечения.

Причем повышенный спрос на зарубежных рынках имеют, как правило, фирмы, которые предлагают новые, более полные комплексы логистических и других видов услуг. К их числу следует отнести, к примеру, аутсорсинг - максимальное освобождение предприятий-производителей от несвойственных для них трудоемких и малоэффективных функций по снабжению продукцией и ее сбыту.

Данный учебник является третьим изданием. Он полностью переработан, принципиально отличается от предыдущих двух не только по архитектонике, но и включением ряда ключевых проблем транспортной логистики, решение которых показало высокую эффективность методик, алгоритмов и программного обеспечения, основанных на использовании современных экономико-математи-ческих методов и новых языков программирования.

Большинство разработок было выполнено на кафедре "Менеджмента и логистики" Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета) (МАДИ (ГТУ)), на базе которой в середине 1990-х годов был создан Координационный совет по логистике - признанный лидер отечественной логистической науки, логистического консалтинга и многофазных обучающих систем подготовки кадров в области логистики.

Учебник предназначен для студентов и учащихся транспортных вузов, средних учебных заведений и обучающихся на технических, экономических и управленческих специальностях разных форм обучения, а также для широкого круга предпринимателей-бизнесменов транспортных отраслей. Написан проф., докт. техн. наук Миротиным Л. Б. (предисловие, гл. 1, 2, 4, 5, 8 и заключение), доц., канд. техн. наук Ташбаевым Ы. Э. (гл. 1, 5), проф., докт. техн. наук Гудковым В. А. (гл. 2), доц., канд. техн. наук Ширяевым С. А. (гл. 2), доц., канд. экон. наук Некрасовым А. Г. (гл. 2.6, 3), доц., канд. техн. наук Кургановым В. М. (гл. 3.5, 6), Володиным А. В. (гл. 7), к.т.н. Нгуен Ань Вьетом (гл. 5), Анпилоговым Е. С. (гл. 4.1), Журавлевой Н. С. (гл. 4.2), Куликовой Е. Ю (гл. 4.3), доц., канд. техн. наук Бульбой А. В. (гл. 8).

Особую благодарность коллектив авторов выражает рецензентам учебного пособия за их ценные указания, способствовавшие значительному улучшению рукописи - проф., докт. техн. наук Резеру С. М. (главному редактору журнала "Экспедирование и логистика") и проф. докт. экон. наук. Степанову В. И. (зав. кафедрой Логистики РЭА им. Г. В. Плеханова). Следует отметить творческую работу Анпилогова Е. С. по созданию компьютерной версии данной рукописи.

Сейчас целый ряд оригинальных исследований в освещаемой области ведутся докторантами и аспирантами МАДИ (ГТУ), Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии, Ставропольского технического университета, Саратовского политехнического университета, Ростовского строительного университета, Тверского технического университета и ряда других высших учебных заведений. Много интересных решений появляются в ходе консалтинговой деятельности, успешно проводимой Координационным советом по логистике, куда входят свыше 300 российских и зарубежных фирм, эффективно работающих на нашем рынке и широко использующих логистическую технологию.

Наши рекомендации