Глава 49. Особенности перемещения товаров для личного пользования

Комментируемой главой установлены особенности перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на положениях комментируемого Кодекса, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, 18 июня 2010 г. подписали Соглашение*(192), которое определило порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ТС товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее в настоящем комментарии - Соглашение от 18.06.2010).

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, МПО либо иным способом.

На основании п. 1 ст. 150 комментируемого Кодекса все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу ТС (ввоз и вывоз) с соблюдением положений установленных законодательством ТС и государств - членов ТС. Таким образом, комментируемый Кодекс не запрещает физическим лицам ввозить товары не для личного пользования, но только на общих основаниях, установленных иными главами комментируемого Кодекса.

Основные принципы организации совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами, заложенные в комментируемом Кодексе, практически не отличаются от принципов, применяемых в российском таможенном законодательстве.

Так, например, комментируемая глава (ст. 357) допускает применение в местах прибытия на территорию ТС и убытия с нее технологической системы "красного" и "зеленого" коридоров. При этом надо отметить, что нормы комментируемой главы позволяют организовать "зеленые" коридоры не только в аэропортах, но и в автомобильных пунктах пропуска для лиц, которые будут следовать на транспортных средствах, зарегистрированных в компетентных органах государств - членов ТС. С момента вступления в силу комментируемого Кодекса такие транспортные средства не надо декларировать. Это позволяет в значительной степени сократить время их нахождения в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу ТС.

Комментируемой главой регламентирован порядок перемещения товаров физическими лицами для личного пользования, а в части, ею не урегулированной, - в соответствии с законодательством ТС*(193).

Статья 351 комментируемой главы содержит термины, которые устанавливают способы перемещения товаров для личного пользования: сопровождаемый багаж, несопровождаемый багаж, товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком и МПО.

Порядок, установленный комментируемой главой, соответствует российскому таможенному законодательству, действовавшему до вступления в действие комментируемого Кодекса.

Исключения составляют следующие нововведения комментируемой главы.

1. Установлена только письменная форма декларирования (в российском законодательстве действовали - письменная, устная и конклюдентная формы).

2. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары, перечисленные в п. 2 ст. 355 комментируемой главы. Изменился перечень товаров, подлежащих декларированию:

- товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

- временно ввозимые товары, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей (нормы установлены международным договором государств - членов ТС*(194));

- культурные ценности;

- валюта государств - членов ТС, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов ТС*(195).

В связи с применением с 5 июля 2010 г. Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств снимаются ограничения по сумме на вывоз физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами) наличных денежных средств за пределы таможенной территории ТС и устанавливается необходимость таможенного декларирования в письменной форме как при ввозе, так и при вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. При этом в случае перемещения через таможенную границу ТС наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, они могут быть задекларированы в письменной форме по желанию физического лица.

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительствами Республики Беларусь и Российской Федерацией от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе", Соглашения от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" между Правительствами Республики Беларусь, Российской Федерацией и Республики Казахстан и п. 2 ст. 96 комментируемого Кодекса денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов ТС.

3. Таможенное декларирование товаров и транспортных средств для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определены решением КТС*(196).

4. Физическим лицам не требуется декларировать транспортные средства для личного пользования зарегистрированные на территории государств - членов ТС, временно вывозимые с таможенной территории ТС и обратно ввозимые на нее.

5. Предназначение товаров, т.е. отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением СУР исходя из:

- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);

- характера и количества товаров;

- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу ТС.

6. Товары, указанные в приложении 1 к Соглашению от 18.06.2010, независимо от перечисленных выше в п. 6 критериев, не относятся к товарам для личного пользования.

7. Перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь осуществляется без применения норм, необлагаемых таможенными пошлинами, налогами, ввоза товаров для личного пользования, установленных в приложении 3 к Соглашению от 18.06.2010 (таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов).

Вместе с тем указанные нормы могут приниматься во внимание при определении предназначения товаров, перемещаемых физическими лицами через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь, в ходе проведения таможенного контроля таких товаров на основе СУР.

8. В случае несовершения физическими лицами таможенных операций, указанных в ст. 354 комментируемой главы, товары подлежат задержанию в соответствии с гл. 21 комментируемого Кодекса.

9. При ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию ТС и (или) вывозе с нее применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к Соглашению от 18.06.2010.

Так, например, в соответствии с законодательством ТС действуют следующие ограничения:

- этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 литров на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста;

- более 200 сигарет, или 50 сигар, или 250 граммов табака либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 граммов на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста.

В российском законодательстве для аналогичных товаров действовали более жесткие ограничения.

В перечень товаров, которые могли быть ввезены в РФ в ограниченном количестве физическими лицами не моложе 17 лет без уплаты таможенных пошлин, налогов входили:

- алкогольная продукция в количестве 2 литров;

- табачные изделия: сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары), сигареты, содержащие табак; курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции в количестве 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака.

10. Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ТС товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов ТС (за исключением транспортных средств) с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории. Перечень бывших в употреблении товаров для личного пользования, временно ввозимых на таможенную территорию ТС иностранными физическими лицами, с освобождением от уплаты таможенных платежей установлен приложением 4 к Соглашению от 18.06.2010.

11. Выпуск товаров для личного пользования либо отказ в таком выпуске осуществляются в следующие сроки:

- в местах прибытия или убытия - незамедлительно после проведения таможенного контроля при перемещении товаров для личного пользования в сопровождаемом багаже, за исключением случаев, когда выпуск указанных товаров невозможен по причинам, не зависящим от таможенного органа;

- в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, или ином таможенном органе в соответствии с положениями Соглашения от 18.06.2010 - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации пассажирской таможенной декларации.

Продление срока выпуска товаров для личного пользования осуществляется в общем порядке, предусмотренном комментируемым Кодексом.

12. С началом функционирования ТС изменился порядок оформления личного автотранспорта, перемещаемого на территории России, Белоруссии и Казахстана.

Автомобили*(197), указанные в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010, в России признаются иностранными товарами. Без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов эти автомобили, зарегистрированные на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могут временно ввозиться на территорию РФ только лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан.

Таможенный контроль автомобилей производится в местах пересечения и (или) пунктах пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы РФ.

Таможенные операции совершаются только в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010, при необходимости уплаты таможенных платежей. В отношении иных автомобилей для личного пользования, а также в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, таможенные операции на российско-белорусском или российско-казахстанском участках госграницы РФ не производятся.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей обязаны принять решение о необходимости проведения одной (нескольких) форм таможенного контроля в срок не более 10 минут с момента подачи документов.

Если в отношении автомобилей, указанных в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010 (за исключением случая, когда таможенные пошлины не уплачиваются), разница уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению от 18.06.2010, не уплачена в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан до ввоза на территорию РФ, эти таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет России при их таможенном декларировании таможенному органу РФ.

Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах установленного срока, должностное лицо таможенного органа обязано запросить в произвольной письменной форме недостающие документы и сведения в пределах срока, установленного п. 4 ст. 160 комментируемого Кодекса.

Если таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что автомобиль может соответствовать условиям, указанным в п. 1 ст. 17 Соглашения от 18.06.2010, таможенный орган проводит проверку представленных документов и сведений.

Таможенные органы, уполномоченные ФТС России, выдают паспорта транспортных средств (ПТС) на ввозимые в Россию с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан транспортные средства (кроме временно ввозимых), подлежащие государственной регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России*(198), после установления их статуса для таможенных целей и, при необходимости, совершения таможенных операций.

Наши рекомендации