Организация и особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования

В настоящее время основными нормативными правовыми документами, регламентирующими перемещение физическими лицами товаров для личного пользования через границу Таможенного союза, являются:

• гл. 49 ТК ТС;

• Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском";

• решения КТС от 18.06.2010 № 287 и 311;

• федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные вопросы, касающиеся порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования.

Таможенное регулирование в отношении перемещаемых товаров для личного пользования, определяется специфическим характером таких товаров. Основной принцип правового регулирования в данной сфере — установление льготного порядка перемещения для данной категории товаров. Льготы установлены:

• в отношении уплаты и исчисления таможенных платежей;

• в отношении порядка таможенного оформления;

• в отношении применения различных форм таможенного контроля;

• в отношении применения мер нетарифного регулирования, запретов и ограничений.

Характер и объем предоставляемых льгот зависят от способа перемещения товаров, количества перемещаемых товаров, иных обстоятельств.

Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в качестве товаров, доставляемых перевозчиком, а также в международных почтовых отправлениях.

ТК ТС установлено, что к товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования.

При перемещении товаров для личного пользования физическими лицами на автомобильных транспортных средствах для личного пользования или в поезде таможенные органы предоставляют этим лицам возможность совершать таможенные операции, не покидая такие транспортные средства, за исключением случаев, когда это необходимо для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Физические лица имеют право перемещать товары для личного пользования без осуществления декларирования, за исключением случаев, когда такое декларирование является обязательным. Таможенное декларирования товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Таможенным законодательством предусмотрены случаи освобождения физических лиц от уплаты таможенных платежей при перемещении товаров для личного пользования. К таким случаям относятся в том числе:

1) перемещение товаров в багаже в пределах весовых и стоимостных ограничений (50 кг, 1500 евро);

2) перемещение товаров физическими лицами, гражданами государств — членов Таможенного союза, более года проживавшими за границей;

3) товары полученные в порядке наследования за пределами Таможенного союза;

4) товары, перемещаемые беженцами и вынужденными переселенцами (см. Соглашение от 18.06.2010).

Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются (в тех случаях, когда такая уплата предусмотрена) физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа (при перемещении неделимых товаров), равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов. Единая станка таможенных пошлин, налогов устанавливается международным договором государств — членов Таможенного союза и составляет 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.

39 Порядок использования системы двойного коридора в целях таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.

Статья 357.
1. В местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с этой территории для целей таможенного декларирования товаров для личного пользования, может применяться система двойного коридора.

2. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу, таможенного декларирования в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора ("зеленого" или "красного") для совершения таможенных операций.

3. Требования, применяемые к обустройству системы двойного коридора в местах прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза и убытия с этой территории, определяются решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии со ст. 2 Соглашения от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" система двойного коридора представляет собой упрощенную систему таможенного контроля, позволяющую физическим лицам, следующим через таможенную границу, осуществлять самостоятельный выбор между "красным" коридором (с таможенным декларированием товаров для личного пользования в письменной форме) и "зеленым" коридором. Физическое лицо, следующее через таможенную границу, должно самостоятельно выбрать таможенное декларирование в письменной форме товаров для личного пользования и соответствующего коридора для совершения таможенных операций


40. Сравнительный анализ результатов осуществления таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля в 2015-2016 годах.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы до 2020 года, основным приоритетным направлением развития таможенного дела является проведение необходимых мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска

По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок.

Эффективность осуществления ФТС России государственного контроля в установленной сфере деятельности в 2016 году можно также охарактеризовать следующими показателями:

1)доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок составила 87% при плановом значении не менее 80% (в 2015 году доля результативных таможенных проверок составила 83,1%);

2)доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров составила 39,3% (в 2015 году – 33,4%);

3)экономическая эффективность принятых таможенными органами решений по классификации товаров составила в среднем 0,17% (в 2015 году эффективность принятых решений по классификации товаров составила 0,12%).

Наши рекомендации