Порядок проведения оценки ровности дорожного покрытия с помощью акселерографа
Оценка состояния покрытия по ровности должна осуществляться показателем, характеризующим плавность (удобство пассажиров) и безопасность движения автомобиля с расчетными скоростями. Ни размер, ни форма, ни количество неровностей, ни характер их расположения не могут так полно характеризовать ровность покрытия, как результат воздействия этих неровностей на движущийся автомобиль. Поэтому колебание (поведение) самого автомобиля на дорожных неровностях является весьма эффективной оценкой ровности покрытия. Колебания могут оцениваться амплитудой, скоростью колебаний, ускорениями и второй производной от скорости. Основным показателем, характеризующим воздействие неровностей дорожного покрытия на колебания автомобиля, является ускорение колебаний.
Тарировка акселерографа заключается в определении величины отклонения луча осциллографа или пера самописца при различных величинах ускорений. Тарировка акселерографа на эталонном участке заключается в проездах ходовой лаборатории по участку с абсолютно ровной поверхностью, на котором просветы между поверхностью покрытия и трехметровой рейкой равны нулю. Длина участка должна быть около 1 км. Заезды ходовой лаборатории проводятся с различными скоростями: 20, 30, 40, 50, 60 км/ч.
Измерения состоят из проезда ходовой лаборатории с установленным на ней акселерографом при определенной и равномерной скорости движения по обследуемому участку дороги. По каждой из полос движения делают не менее двух заездов. Скорость движения при испытаниях должна быть 60 км/ч, за исключением сложных и опасных для движения участков или участков с ограниченной скоростью. В подобных случаях скорость движения ходовой лаборатории снижается до требуемой величины. Место каждого измерения скорости фиксируется на ленте осциллографа.
Качество состояния покрытия оценивается по коэффициенту ровности К, представляющим собой отношение ускорений ходовой лаборатории на обследуемом участке к ускорению на эталонном участке.
При этом пользуются шкалой, представленной в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Шкала для оценки ровности дорожного покрытия
Состояние покрытия | Коэффициент ровности К |
отличное | 1,0 |
хорошее | 1,5 |
удовлетворительное | 1,5–2,0 |
неудовлетворительное | 2,0 |
Линейный график ровности дорожного покрытия строится в координатах: протяженность дороги – коэффициент ровности. С его помощью определяется доля (процент) дорог, имеющих различное состояние покрытия. На основании полученных данных строится кумулятивная кривая ровности (эмпирическая функция распределения коэффициентов ровности дорожного покрытия).