История дорожного покрытия

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки появления первых шоссейных дорог…………………………3

2. Предпосылки появления первых шоссейных дорог…………………………5

2.1. Мак-Адам - Революционер дорожного покрытия…………………………5

2.2. Покрытие из камня…………………………………………………………..6

2.3. Покрытие из бетона………………………………………………………….7

3. Прогресс в строительстве земляного полотна и дорожных одежд………....7

4. Сущность идей Мак-Адама…………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемой литературы……………………………………………...14

Введение

Дороги, шоссе, скоростные трассы, улицы, проспекты и аллеи – всё это плотной паутиной оплело земной шар и является неотъемлемым признаком современной цивилизации. Но «дорожная» история началась намного раньше. Примерно полторы тысячи лет назад римляне успели замостить ими три части света.

Дороги – безрельсовые сухопутные пути, оборудованные для передвижения людей и перевозки грузов. Дороги, обеспечивая связь между населёнными пунктами, экономическими, административными и культур-ными центрами, имеют важное народнохозяйственное и военное значение. Дороги как составная часть транспорта развивались и совершенствовались в тесной связи с развитием общественного производства.

Целью данной работы является знакомство с историей возникновения первых сухопутных безрельсовых дорог, рассмотрение предпосылок появления шоссейных дорог и роли Дж. Мак-Адама в формировании традиционной техники строительства шоссейных дорог в Европе. Эта тема интересна тем, что история дорожного строительства и его техники тесней-шим образом связана с развитием человеческого общества и материальной культуры.

С возникновением рабовладельческих государств появилась возмож-ность использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах, например, при строительстве египетских пирамид, индийских храмов, строительстве дорог в древней Персии, Ассирии, Риме. Дороги в нашем мире стали появляться вместе с культурным развитием человечества.

Предпосылки появления первых шоссейных дорог

Уже в эпоху первобытного общества люди умели строить деревянные гати и каменные мостовые. Так, например, при раскопке в Польше торфяного поселения древних предков славян, относящегося к 8-4 вв. до н.э., была обнаружена система улиц, замощенных деревом в виде гатей. При раскопках скифских поселений обнаружены остатки вымощенных камнем улиц. Скифы умели также строить колесные сухопутные пути.

Дальнейшее усовершенствование дороги получают в рабовладель-ческом обществе, особенно в крупных рабовладельческих государствах (Египте, Персии, Греции, Риме и др.). Применяя в массовых размерах труд рабов некоторые из этих государств (особенно Римская Империя) создали сеть искусственных, преимущественно каменных (мощёных) дорог. Главнейшие из них – военные дороги – проводились обычно по прямым направлениям с устройством на них значительных насыпей, виадуков и других искусственных сооружений (больших мостов, длинных подпорных снет и т.д.).

К 1-му тыс. до н.э. с развитием вьючного и колёсного транспорта в Евразии складывается сеть дорог для регулярных сообщений, включая трансконтинентальные торговые пути (в Европе – оловянный путь между полуостровом Корнулл в Великобритании и Средиземноморьем, янтарный путь, и др.). Строительство дорог становится одной из важнейших функций древних государств, связанной как с торговлей, так и с завоевательными походами и потребностями управления. Дороги с каменным покрытием известны у хеттов, В Ассирии (в составе ассирийского войска имелись подразделения, строившие мосты и выравнивающие дороги для боевых колесниц), в Ахеменидской империи (в том числе «Царская дорога», шедшая из Эфеса в Сарды и Сузы, длиной 2600 км, имевшая дорожные столбы с указаниями расстояний, станции на расстоянии дневного перехода с постоянными гарнизонами, продовольственными складами, конюшнями для смены лошадей, гостиницами и др.).

Развитие дорог было изначально обусловлено военными целями. Для захвата новых территорий и удержания уже завоеванных владений древние государства обустраивались целыми сетями дорожных путей. Немаловажную роль дороги играли и в экономическом, а со временем и культурном развитии человечества.

История дорожного покрытия

Большой скачок в дорожном строительстве произошел с появлением колесного транспорта. Первые дорожные сети появились в Ассирии, затем в Персии, а на рубеже эпох самая большая сеть дорожных путей возникла в Древнем Риме. Дороги, покрытые камнем, появлялись в империи Ахеменидов, Хеттском царстве, Ассирии. В это же время начинают строиться мосты, изобретается технология выравнивания дорог, при этом качество дорожного полотна должно было выдерживать тяжелые военные колесницы.

Первая самая длинная дорога была построена Дарием I, она называлась царской и была протяженностью 2,6 тыс.км. Вдоль нее устанавливались каменные столбы, на которых указывалось расстояние до ближайшей деревни, города или станции, где можно было отдохнуть, покормить или сменить лошадей, пополнить продовольственные запасы.

Можно себе представить, что в древние времена дороги были избиты и изувечены копытами разного скота в местах его пастбищ и водопоев, а некоторые вообще были незначимыми тропами. При появлении колесного транспорта все изменилось и началось развитие дорог.

Наши рекомендации