Тема. Международное воздушное право.
Методические указания по изучению темы:
Студент должен уяснить понятие, принципы и источники международного воздушного права. Изучить Чикагскую конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. и ее значение.
Уяснить следующие вопросы: правовой режим воздушного пространства над территорией государства; порядок и условия предоставления права полетов иностранным воздушным судам, пользования аэропортами; правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве; коммерческие права международных воздушных сообщений («свободы воздуха»); регулярные и нерегулярные воздушные сообщения.
Уяснить какие правовые меры принимаются для обеспечения безопасности международных воздушных полетов. Изучить Международные стандарты ИКАО и соглашения по борьбе с правонарушениями в сфере международной гражданской авиации.
Провести анализ реализации норм международного воздушного права в законодательстве Республики Беларусь, проанализировать Воздушный кодекс Республики Беларусь.
Литература:
1 Бордунов, В.Д.Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов / В. Д. Бордунов, А. И. Котов, Ю. Н. Малеев. – М., 1988.
2 Бордунов, В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций / В. Д. Бордунов. - М., 1989.
3 Дежкин, В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений / В. Н. Жежкин. - М, 1987.
4 Малеев, Ю.Н.Международное воздушное право: вопросы теории и практики / Ю. Н. Малеев. - М., 1986.
5 Международное воздушное право / отв. ред. А. П. Мовчан. Кн. 1. - М., 1980.
6 Международное воздушное право / отв. ред. А. П. Мовчан. Кн. 2. - М., 1981.
7 Харрис, Г. Дж.Принципы и приложения к Конвенции ИКАО по международной гражданской авиации и их реализация в России и странах СНГ / Г. Дж. Харрис // Российский ежегодник международного права. 2001. - СПб., 2001.
8 Воздушный Кодекс Республики Беларусь.
Вопросы по изучаемой теме:
1. Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права.
2. Правовой режим воздушного пространства.
3. Правовое регулирование коммерческой деятельности воздушного транспорта.
4. Международно-правовой статус воздушного судна и экипажа.
Форма контроля: индивидуальная консультация
Краткое содержание лекции:
1.Понятие, предмет, принципы и источники международного воздушного права
Международное воздушное право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность принципом и норм, регулирующих отношения между государствами в целяхосуществления международных воздушных сообщений.
Правовой режим воздушного пространства определяется нормами, регулирующими как непосредственно международные передвижения, так и международные сообщения, т.е. коммерческую деятельность гражданской авиации.
Международными воздушными передвижениями считаю и полеты через воздушное пространство более чем одного государства, выполняемые в коммерческих целях.
Предметом международного воздушного права являются:
- отношения по поводу организации международной аэронавигации;
- отношения по поводу деятельности иностранных воздушно-транспортных предприятий в суверенном воздушном пространстве государств, разрешающих такие полеты;
- полеты в международном воздушном пространстве;
- сотрудничество государств в использовании воздушного пространства;
- безопасность международных воздушных полетов и режим
воздушного пространства.
В своем развитии международное воздушное право прошло три периода.
Первый период (до Первой мировой войны) - формирование теорий и взглядов воздушного права. Были выдвинуты две концепции - теория открытого воздуха и теория суверенитета государств над воздушным пространством, над своей сухопутной и водной территорией. Но ни одна из них не стала основной.
Второй период (с начала Первой мировой войны до 1944 г.) -для него характерны: 1) юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством; 2) превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
Третий период (с 1944 г. по настоящее время) — характеризуется разработкой унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила; появлением новых разделов воздушного права: право международного воздушного транспорта, регулирование международных воздушных сообщений, право международной безопасности полетов и др. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.
Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов и норм международного права:
1. Принцип полного и исключительного суверенитета государства на воздушном пространстве в пределах всей своей сухопутной и водной территории. Каждое государство имеет право самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим использования части земной атмосферы, расположенной над территорией этой страны. Устанавливается разрешительный порядок полетов в суверенном воздушном пространстве государства.
2. Принцип свободы полетов в международном воздушном
пространстве, расположенном за пределами Государственных границ. Летательные аппараты любой страны имеют право беспрепятственного осуществления полетов в пределах этого пространства при условии строгого соблюдения установленных международным правом предписаний.
3. Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в международном воздушном пространстве полетов национальных летательных аппаратов.
4. Возмещение ущерба, причиненного воздушными судами юридическим и физическим лицам иностранных государств».
Международно-правовое регулирование воздушного права началось с Парижской конвенции о воздушной навигации 1914 и, которая предусматривала: 1) отказ от теории свободы воздуха и признание исключительного и полного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его сухопутной и ной территории; 2) право мирного пролета иностранных воздушных судов в воздушном пространстве других государств.
В 1928 г. была принята Панамская конвенция о коммерческой авиации, в 1929 г. -Варшавская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, которая установила нормы об ответственности эксплуатанта воздушного судии за вред, причиненный пассажирам и грузам во время перевозки.
Важнейшим источником международного воздушного права является Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации, дополненная поправками в 1954, 1961,1962, 1971, 1973, 1974, 1977,1980, 1984гг. К ней приняты 18 приложений. Конвенция подтвердила принцип суверенитета государства над его воздушным пространством, всесторонне урегулировала комплекс отношений в сфере воздухоплавания, регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов, установила важнейшие международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики. Была учреждена Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
К источникам международного воздушного права относятся Женевская конвенция о признании прав на воздушное судно (1948 г.), Римская конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности Земли (1952 г.), Монреальский протокол к ней (1978 г.), предусматривающий абсолютную ответственность собственников воздушных судов за ущерб, причиненный в результате их использования.
В качестве первоисточника используется международный обычай. Его применение имело место при формировании следующих принципов: суверенитета государства над его воздушным пространством; об обязательности оказания помощи воздушным судном другому летательному аппарату или морскому судну, терпящему бедствие; о предоставлении самолетам, оказывающим помощь в экстраординарных ситуациях, права на несанкционированное вхождение (влет) в пределы иностранной воздушной территории и др.
Для реализации принципов и норм международного воздушного права важное значение имеет национальное законодательство.