Тема 18. Международное воздушное право.

Литература:

1. Бордунов В.Д., Котов А.И., Малеев С.Н. Правовое регулирование международных полетов гражданских воздушных судов. М., 1988.

2. Верещатин А.Н. Международное воздушное право: Проблемы международно-правового регулирования воздушных сообщений. М., 1966.

3. Дежкин В.Н. Правовое регулирование международных воздушных сообщений. М., 1987.

4. Малеев Ю.Н. Международное воздушное право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

5. Международное воздушное право. Под ред. А.П. Мовчана. Кн. 1 и 2. М., 1980-1981.

6. Международные транспортные организации. М., 1987.

Нормативные акты:

1. Конвенция о международной гражданской авиации, от 7 декабря 1944 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 550 - 567.

2. Протокол, касающийся изменения Конвенции о международной гражданской авиации, от 10 мая 1984 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 568 - 570.

3. Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна, от 14 сентября 1963 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV . М., 1990. С. 218 - 225.

4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. // СДД СССР. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 - 296.

5. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 г. // СДД СССР. Вып. XXIX. М., 1975. С. 90 - 95.

6. Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 г., от 24 февраля 1988 г. // ДМП. Т. 3. М., 1997. С. 584 - 586.

7. Воздушный Кодекс РФ, от 19 марта 1997 г. // РГ. 1997. 26 марта.

Специальные термины:

Регулярные воздушные полеты, нерегулярные воздушные полеты, “свободы воздуха”.

Контрольные вопросы:

1. Опишите предмет регулирования международного воздушного права?

2. Из каких правовых институтов состоит международное воздушное право?

3. Каковы основные направления сотрудничества государств в области использования воздушного пространства?

4. В чем особенности международного воздушного права по сравнению с другими отраслями международного права?

5. С какими отраслями международного права тесно взаимодействует международное воздушное право?

6. Дайте характеристику источников международного воздушного права.

7. Опишите отраслевые принципы международного воздушного права.

8. Какие универсальные международные договоры заключены в сфере международного воздушного права? Дайте им краткую характеристику.

9. Применяется ли в международном воздушном праве обычай?

10.Какова роль ООН и ее органов в формировании и реализации норм международного воздушного права?

11.Какова роль международных неправительственных организаций в формировании и реализации норм международного воздушного права?

12.Какие международные организации действуют в области международного воздушного права?

13.Каков механизм урегулирования споров в сфере международного воздушного права?

14.В чем особенности ответственности за совершение правонарушений в области международного воздушного права?

15.В чем специфика воздушного пространства по сравнению с космическим и морским пространствами?

16.Где проходит граница между воздушным и космическим пространствами?

17.В чем отличие регулярных и нерегулярных полетов?

18.Каким образом осуществляется регулирование полетов в международном воздушном пространстве?

19.Каким образом осуществляется регулирование полетов в национальном воздушном пространстве?

20. Перечислите основные коммерческие свободы воздуха.

21.Каковы основные направления сотрудничества государств в области борьбы с преступлениями против безопасности гражданской безопасности?

Задачи:

1. Являются ли регулярными следующие полеты:

а) Три самолета перевозят болельщиков футбольного матча между Россией и Белоруссией из Москвы в Минск.

б) Пять самолетов перевозят участников промышленной выставки из Москвы в Ганновер.

в) Самолет еженедельно в течение лета совершает полет из Москвы в Мехико и обратно с целью обслуживания туристических групп.

г) Самолет-малютка совершает рейсы в целях обслуживания состоятельных людей.

2. 17 сентября 1938 г. панамский самолет, вылетевший с панамского аэродрома, потерпел катастрофу в зоне канала. Панамский верховный суд в решении от 22 февраля 1939 г. признал за собой юрисдикцию в этом деле, считая, что случай произошел не на территории зоны канала (на ее суше или на ее водах), в которой власть осуществляется правительством США, а вне этой территории (в воздухе), то есть там, где Панамская республика осуществляет свои суверенные права[4].

В случае международно-правовой аренды определенной территории, распространяется ли юрисдикция государства-арендатора на воздушное пространство над этой территорией? Распространяется ли юрисдикция государства флага на воздушное пространство над территорией посольства?

3. В октябре 1985 г. 4 палестинских террориста, принадлежащие к одной из фракций Организации освобождения Палестины, захватили итальянский крейсерский пакетбот “Акиле Лауро”. Около 450 пассажиров и членов экипажа были взяты в качестве заложников. Хладнокровно убив американского пассажира еврейского происхождения, террористы сдались египетским властям, которые позволили им подняться на борт египетского самолета, отлетающего в Тунис, где находится штаб Организации освобождения Палестины. Однако, пролетая над международными водами Средиземного моря, этот лайнер был перехвачен американским военным самолетом и, по согласию с итальянским правительством, приземлился на итальянской территории. Итальянские власти задержали 4 террористов, которые впоследствии были осуждены.

Как Вы оцениваете действия Египта, США, Италии с точки зрения их соответствия международному праву? Какие правовые основания могут приводиться в оправдание действий США?

Наши рекомендации