Руление без отрыва кистей рук
УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ
ВСТУПЛЕНИЕ
"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения". Думаю, на сегодняшний день вы уже можете согласиться с этим известным выражением. Ведь в наше время без машины как "без ног". Темп жизни возрос настолько, что без помощи автомобиля многие из нас уже не в состоянии решать свои повседневные проблемы. Но прежде, чем машина станет вам другом и помощником, она будет активно сопротивляться – прыгать и брыкаться, глохнуть и не заводиться.
А что она будет вытворять на обычной дороге! Она будет пытаться "боднуть" соседнюю машину, захочет проехать на красный сигнал светофора, нарочно проедет по всем ямам, назло вам включит указатели поворота не в ту сторону и в завершение всего специально подвезет вас к "гибэдэдэшнику", дабы "подвести вас под монастырь".
Можно ли избежать этих и прочих кошмаров? Каким образом за короткий срок подружиться с машиной и превратить процесс освоения науки управления автомобилем в плодотворный познавательный процесс? Реально ли сдать экзамен по практическому вождению в ГИБДД с первого раза?
Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной книге. Поверьте, путь познания нового может быть гладким и коротким. Только для этого необходимо выбрать подходящую методику, правильно распределить свои силы, критически оценивать свои успехи на каждом этапе обучения, а также внимательно прислушиваться к рекомендациям "старших товарищей".
Эта книга поможет вам найти верный путь в освоении техники управления автомобилем, тактики вождения автомобиля по дорогам, а также научит правильно маневрировать задним ходом. Небезынтересна она будет и водителям с "нулевым" стажем, которые только вчера получили свои водительские удостоверения. Сдать экзамен – это лишь полдела! Надо научиться чувствовать машину и дорогу, планировать свои действия и прогнозировать возможные варианты развития дорожной ситуации. Все это возможно, но для этого придется потрудиться.
Если вы набрались решимости и уже готовы приступить к практическим занятиям, то прежде всего вам следует... заглянуть в Правила дорожного движения (в дальнейшем – ПДД). Дело в том, что пока у вас нет водительского удостоверения, управлять автомобилем вам нельзя! Значит кто-то, кто имеет право обучать вождению, обязательно должен присутствовать в вашем автомобиле.
Может ли это быть кто-нибудь другой, кроме инструктора автошколы?
На сегодняшний день – нет! В ПДД постоянно происходят какие-либо изменения, и в частности, с апреля 2001 года в роли обучающего вождению официально может выступать только инструктор, который имеет соответствующий документ, дающий ему право на обучение вождению!
Тогда зачем нужна эта книга? Инструктор и так расскажет, что и как делать!
Поверьте, она вам необходима.
Во-первых, если вы знаете, что будет происходить на очередном уроке, и заранее к нему подготовитесь, то инструктору не придется тратить время на разговоры, и каждый урок будет иметь стопроцентную эффективность. В этом случае общее количество занятий по вождению (и стоимость обучения) у вас получится значительно меньше, чем у тех, кто этой книги не читал.
Во-вторых, пока двигатель автомобиля не запущен, нельзя говорить о том, что лицо, находящееся за рулем, управляет этим автомобилем. Следовательно, научиться подготавливать рабочее место водителя, практиковаться в слаженной работе рук и ног можно не только на машине инструктора, но и на машине своего родственника или знакомого (назовем его "помощником"), что опять же сократит вам официальный курс обучения.
И наконец, самое главное. Материал данной книги позволяет научиться не только осознанно работать педалями, рулем и прочими органами управления автомобиля, но и самое главное – правильно мыслить на дороге! Это означает, что вы будете в состоянии самостоятельно и заблаговременно планировать свои действия на каждом этапе обучения вождению автомобиля, и вмешательство со стороны инструктора будет минимальным. Если сначала думать, а потом делать, то "давить на педали" будет не инструктор, а вы сами.
А теперь пора от слов переходить к делу. Попросите своего помощника перегнать машину на закрытую от сквозного движения площадку, где будут проходить ваши первые уроки, открывайте первый раздел этой книги, садитесь за руль и постарайтесь почувствовать себя хозяином положения.
Условные обозначения:
Можно | Можно, но осторожно | Нельзя | Надо подумать | Направление взгляда | Очередность движения |
Раздел I.
ОСВАИВАЕМ ТЕХНИКУ УПРАВЛЕНИЯ
АВТОМОБИЛЕМ
Многие из начинающих водителей неправильно располагаются на водительском сиденье, неправильно "держат" (именно держат) руль, абсолютно неправильно работают педалями и прочими органами управления автомобилем. А ведь все это пагубно влияет на физическое и эмоциональное состояние водителя и в конечном итоге негативно отражается на общей безопасности дорожного движения.
"Ну, подумаешь, сижу немного кривовато, а что? Машина-то едет!"
Ехать-то она едет, но вот как и куда? Езда – езде рознь! Можно вести машину по дороге без напряжения в спокойном состоянии духа и тела, не выделяясь из общего потока автомобилей. А можно ежесекундно "дергаться", портя жизнь себе и окружающим. Начинается же все с ошибок при подготовке своего рабочего места, при выборе последовательности действий для безопасного начала движения автомобиля или его остановки, да и ошибки в самих действиях ногами и руками приводят иногда к печальным последствиям.
Любую ошибку лучше исправлять сразу. Если одно и то же действие (правильное или ошибочное) повторяется многократно, то оно входит в привычку! Каждый из вас может легко вспомнить большую часть своих вредных привычек. Но эти привычки являются бытовыми, не связанными с автомобилем и дорогой. Например, можно испортить зубы, если не чистить их два раза в день, или потерять друзей, если постоянно "зудеть", и тому подобное. Причем все это никаким образом не затрагивает интересы незнакомого соседа по дороге, который едет на своем любимом "Запорожце" на дачу.
Другое дело, если у водителя выработалась привычка водить машину с максимально придвинутым вперед сиденьем или постоянно держать руку на рычаге переключения передач, или не пользоваться зеркалами заднего вида. И такими "или" можно заполнить пару страниц книги! А ведь каждая из этих вредных привычек потенциально увеличивает вероятность возникновения аварийной ситуации. И пострадает, в случае чего, уже не только ваш автомобиль, но и ни в чем неповинный, тот самый "Запорожец", который спокойно ехал на дачу.
"А почему это мои вредные привычки обязательно приведут к аварии? Подумаешь, сижу близко (зажимая коленками уши), мне так дорогу виднее!" – возмущенный возглас читателя.
Не будем углубляться в костно-мышечное строение человеческого организма. Просто согласитесь с тем, что в "скрюченном" состоянии водитель вынужден тратить массу времени на перенос ноги с одной педали на другую и не в состоянии полноценно работать рулем. А безопасное вождение автомобиля подразумевает всегда четкие и своевременные действия со стороны водителя.
И вообще, давайте договоримся о том, что первое время вы попробуете доверять автору. Позже проверите данные в этой книге рекомендации на практике и уже затем сделаете свои окончательные выводы о том, как сидеть, как работать руками и ногами и, в конце концов, как думать за рулем.
Глава 1. ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО
МЕСТА ВОДИТЕЛЯ
Итак, вы подходите к своему (или учебному) автомобилю.
В наше неспокойное время не мешает обойти машину вокруг и посмотреть, все ли на месте и не появилось ли что-нибудь лишнее.
Это о том, что обычно автомобиль плохо едет на двух левых колесах, если с правой его стороны ночью сняли оба колеса. А еще о том, что "лишние предметы" под машиной не всегда оказываются обычной доской с гвоздем от соседа-"доброжелателя".
Хорошо, с машиной все оказалось в порядке, и теперь можно ее открывать. Здесь я должен отправить вас к заводской инструкции по эксплуатации вашего конкретного автомобиля, поскольку все машины разные. Да и не знает никто кроме вас, какая на вашем автомобиле установлена сигнализация! Считаю, что на тренировку по открыванию собственного автомобиля стоит потратить некоторое время. Ведь иногда это необходимо сделать за считанные секунды.
Методом проб и ошибок (или изучив инструкцию) дверь вы открыли. Дальше надо просто сесть на водительское сиденье. Но насколько смешно бывает смотреть со стороны на это простое действие! Кто-то пытается запрыгнуть на сиденье, как на коня. Кто-то, согнувшись "в три погибели", пропихивается всем телом в дверной проем. А ведь методика посадки в автомобиль и высадки из него очень проста.
Для посадки в автомобиль следует сесть полубоком на сиденье, изначально оставив ноги на дороге. Затем, ухватившись за руль, вы сможете спокойно занести в салон и свои ноги. Ну а для высадки из машины все наоборот – сначала обе ноги, а потом туловище.
Конечно, у каждого человека свое индивидуальное строение тела, и вы можете найти другой, более подходящий для вас способ посадки в машину. Например, некоторые водители сначала ставят в салон правую ногу (как можно дальше) и затем, ухватившись за руль, просто садятся на сиденье.
Так или иначе, но вы все же оказались в машине на водительском сиденье.
Ура!.. Ключ на старт, вперед, поехали!..
И не думайте. Поедем мы несколько позже. А сейчас следует ознакомиться с внутренним "убранством" автомобиля, приборами и органами управления.
Поглядывая в заводскую инструкцию по эксплуатации своего автомобиля, вам надо понять назначение каждого рычажка, кнопки и лампочки, ведь всем этим вы будете активно пользоваться в процессе управления автомобилем. В движении изучать устройство машины будет уже поздно, и поэтому именно сейчас вам необходимо все "пощупать", "подергать", "покрутить" и понять, что к чему.
А теперь пора переходить к практическим действиям. И начинать надо с подготовки рабочего места водителя. Давайте посмотрим на рисунок 1.
Рис. 1. Регулировка сиденья водителя
В зависимости от строения тела водителя, указанные на рисунке цифры могут меняться. Но 90% водителей "со стажем", которые водят машину долго и безаварийно, располагаются в салоне именно так, как изображено на рисунке.
Как же добиться оптимальной регулировки водительского сиденья? Для этого следует придерживаться определенной последовательности действий.
Одежда водителя
Самое первое, что необходимо сделать, это снять шубу, шляпу и валенки. В то же время босиком и в плавках вам тоже будет неудобно. А если серьезно, то оптимальным стилем одежды и обуви водителя считается – спортивный.
Туфли на шпильке или ботинки на огромной платформе не позволят правильно работать педалями. Сковывающая движения верхняя одежда зачастую является одной из причин аварии. Шляпы (особенно дамские) значительно ограничивают видимость дороги. И так далее.
Поэтому, для начала автомобильной жизни имеет смысл надеть спортивный костюм и кроссовки (только не на толстой подошве). Спустя некоторое время, когда вы начнете чувствовать автомобиль и дорогу, наряд можно будет и разнообразить.
Сиденье водителя
Теперь следует отрегулировать сиденье водителя. Сначала регулируем само сиденье (то, на чем вы сидите). Для этого, левой ногой надо нажать педаль сцепления до конца ее хода, то есть "до пола", и оценить угол, который получился в подколенной впадине (рис. 1). Но прежде, чем вы будете нажимать на педаль сцепления, следует посмотреть, каковы правила работы этой педалью. Забегая вперед, коротко могу сказать, что нажимать педаль следует подушечками стопы(см. рис. 26 и 27).
Итак, угол под коленкой. С точки зрения медицинской теории и водительской практики, этот угол должен быть около 120°. Такое положение тела водителя позволяет ему быстро и уверенно работать всеми педалями (сцепления, газа и тормоза).
Подвигав сиденье вперед-назад и понажимав педаль сцепления, вы должны найти свое удобное положение, но не советую уходить далеко от угла 120°. Абсолютно недопустимо иметь угол 90° или 180°!
Будем считать, что с сиденьем вы разобрались. Теперь пора заняться спинкой сиденья. Если она лежит на заднем сиденье или наоборот, ваш нос лежит на щитке приборов, то далеко вы не уедете. Спинку надо тщательно отрегулировать, но сначала придется разобраться с кистями ваших рук. Кисти рук должны найти на рулевом колесе то место, где они будут "жить" постоянно (рис. 2). Даже если в школе у вас была двойка по геометрии, это не сможет вам помешать мысленно разделить рулевое колесо пополам – на верхнюю часть и нижнюю, то есть найти горизонтальную ось симметрии. На многих моделях автомобилей там как раз проходит спица рулевого колеса. Если вы положите кисти рук чуть выше этой оси и слегка обнимите пальцами руль, то это и будет идеальное положение рук водителя.
Рис. 2. Положение кистей рук на рулевом колесе
Однако, прежде чем "обниматься" с рулем, надо правильно сориентировать саму ладонь на ободе рулевого колеса. Предлагаю вам "растопырить" пальцы, положить ладони на руль, слегка в него упереться и покрутить кистями рук так, как показано на рисунке 3. В какой-то момент каждая из ладоней как бы провалится в ямку. На самом деле, это обод руля занял предназначенное для него место в ваших ладонях. Вот теперь можно ослабить напряжение в пальцах и слегкаобнять ими рулевое колесо. Никогда не зажимайте руль "с побелением костяшек" пальцев! Есть старая рекомендация: "Держи руль, как пташку. Сильно зажмешь – умрет, слабо– улетит!"
Рис. 3. Ладонь ищет ямку
Позже мы с вами еще поговорим о руках, а сейчас пора вернуться к спинке сиденья водителя. Итак, вы положили кисти рук на предназначенные для них места на руле и плотно прислонили свою спину к спинке сиденья. Регулируя наклон спинки, вы должны добиться того, чтобы в локтях у вас получился угол около 120° (см. рис. 1). И опять этот угол считается самым оптимальным для того, чтобы водитель мог долго и без устали работать руками – крутить руль, переключать передачи, включать и выключать различные клавиши и тумблеры.
Кстати, о переключении передач. Есть еще один критерий оценки положения тела водителя на сиденье. Левой ногой (подушечками стопы) нажмите педаль сцепления до конца ее хода (угол под коленкой – 120°). Левую руку оставьте на руле (в локте тот же угол), а правой рукой включите третью или пятую передачу и оставьте кисть руки на рычаге переключения (см. рис. 1).
Если вы смогли сохранить вышеописанные углы, если ваша спина продолжает прилегать к спинке сиденья, и в то же время правая рука дотягивается до указанных передач, то можно смело отправляться в любую дальнюю поездку. Сиденье водителя вы отрегулировали правильно!
Зеркала заднего вида
Однако отправляться в поездку еще рановато. Сиденье вы подготовили, но полностью рабочее место еще не готово. Надо отрегулировать зеркала заднего вида.
Когда автомобиль сходит с заводского конвейера, он имеет два или три зеркала: одно внутрисалонное, одно на двери водителя, и еще одно (может быть или не быть) на правой передней двери. Сразу замечу, если ваш автомобиль имеет только два зеркала, то одной из ваших первых покупок должно быть третье зеркало. Обязательно установите его, когда-нибудь оно поможет предотвратить аварию. А сейчас начнем регулировать зеркала.
Для внутрисалонного зеркала надо найти такое положение, которое позволит вам видеть в нем заднее стекло своего автомобиля целиком. В зависимости от размера зеркала, может быть видно все заднее стекло и еще немного по бокам или наоборот – стекло будет видно не полностью.
В любом случае "картинка" в зеркале должна быть симметрична относительно вертикальной оси, то есть справа и слева от продольной оси автомобиля вы должны видеть одинаковый объем пространства. При этом зеркало должно располагаться горизонтально (рис. 4).
Рис. 4. Положения внутрисалонного зеркала:а) правильно; б) неправильно; в) неправильно
Теперь о так называемых "панорамных" или "полусферических" зеркалах. Зачем они нужны и нужны ли? И вообще, что это за зеркала такие?
Водители в своем мнении о панорамных зеркалах разделились на две практически равные и непримиримые друг к другу группы. Одни говорят, панорамное зеркало – хорошо, другие – плохо. Кто прав?
Давайте сравним два рисунка (рис. 4 а и рис. 5).
Рис. 5. Панорамное зеркало
Эффект панорамы, когда в зеркале отражается больший объем пространства (рис. 5 и 6), достигается тем, что панорамное зеркало немного гнутое.
Рис. 6. Зона обзора дороги через:а – плоское зеркало; б – панорамное зеркало
Так, если через панорамное зеркало мы видим больше, чем через плоское, значит, это хорошо?
Не торопитесь, вы еще не знаете оборотную сторону медали. Панорамное зеркало, к сожалению, немного (или много – в плохих зеркалах) искажает действительность! В частности, все объекты несколько уменьшаются и отдаляются. Кажется, что сзади идущая машина находится на значительном расстоянии, а на самом деле она рядом.
Что же все-таки лучше – не видеть половину информации или видеть все, но в искаженном виде? Ответ вы сможете получить только от самого себя, когда попробуете тот и другой вариант. Только сразу возьмите на заметку – чтобы привыкнуть к новому зеркалу, требуется определенное время! Для кого-то это два-три дня, а для кого-то – две-три недели. Но в любом случае, в этот промежуток времени следует быть более предупредительным к сзади идущим машинам. Не делайте резких и внезапных перестроений и поворотов, тормозите плавно и заблаговременно.
Если вас интересует субъективное мнение автора, то я – за панорамные зеркала, только зеркало должно иметь разумный размер и хорошее качество изготовления. Мое мнение сформировалось после взвешивания всех плюсов и минусов.
Например, чтобы увидеть машину, которая движется сзади по соседней полосе (рис. 7 – автомобиль А), водитель может бросить взгляд в панорамное внутрисалонное зеркало, или он должен перевести взгляд на левое боковое зеркало заднего вида, или вообще обернуться назад. Как вы думаете, что лучше?
Рис. 7. "Мертвые зоны" и регулировка боковых зеркал
Чувствую, мы с вами немного отвлекаемся от основной темы этой главы, но считаю, что прежде чем начинать движение автомобиля, лучше сразу поставить все точки над "i" относительно зеркал.
Кстати, боковые зеркала вы еще не отрегулировали! Давайте быстренько их отрегулируем, а потом закончим разговор о "панораме".
Если заинтересованно посмотреть на рисунок 7, то вывод о правильном положении боковых зеркал вы можете сделать и самостоятельно. Из рисунка следует, что в боковом зеркале (как в левом, так и в правом) надо видеть только малую часть заднего крыла своего автомобиля, а все остальное – дорога. Для регулировки зеркал на отечественных автомобилях вам придется немного потрудиться. Как правило, чтобы до них дотянуться, приходится наклоняться вперед и вбок. Поэтому когда вы возвращаете свое тело, руки и голову в исходное положение, оказывается, что картинка в зеркале не соответствует желаемой. Надо поправить! Опять наклоняемся к зеркалам, затем обратно, потом снова... Иными словами, одной попыткой не обойтись, но отрегулировать зеркала надо.
Теперь давайте вернемся к предыдущему разговору о внутрисалонном панорамном зеркале заднего вида. Будете вы его устанавливать в свою машину или нет, решите позже, а сейчас немного поэкспериментируем с вашим зрением. Выводы по результатам этих экспериментов очень важны для вас в дальнейшем.
Предположим, на рисунке 8 вы узнали комнату своей квартиры. Если нет, то наверняка она напоминает комнату кого-либо из ваших знакомых. Вот давайте в этой комнате и расположимся.
Рис. 8. Распределение внимания
Когда вы пристально смотрите на экран телевизора, видите ли то, что происходит за окном?
Не лукавьте, видите! Но все что вы видите – абсолютно не в резкости. А если сделать наоборот, вместо телевизора пристально смотреть в окно, что тогда? Тогда будет не очень понятно, что сейчас происходит в любимом бразильском сериале. Но отметьте – если кого-то там пристрелят, вы это обязательно заметите.
Пора объясниться. Да, это книга о вождении автомобиля, вы не ошиблись, но книга о грамотном вождении и поэтому до тех пор, пока ваше сознание не начнет работать в правильном "водительском" русле, на дорогу мы с вами не поедем! Пусть разбиваются те, кто этой книги не читал.
А что касается комнаты, телевизора и окна, так это и есть – ваш автомобиль, дорога и внутрисалонное зеркало заднего вида.
Если вы переводите взгляд на зеркало, то дорога, хотя и не в резкости, но все же остается в зоне видимости, и если впереди вас затормозит автомобиль, вы это увидите!
Теперь о боковых зеркалах. Переведите свой взгляд на левую стенку нашей комнаты (левое боковое зеркало). И в результате, все, что сейчас происходит в телевизоре (на дороге) почти полностью выпадает из зоны вашего внимания! А если вообще обернуться и посмотреть на стенку у себя за спиной?
Те из вас, кто этого еще не сделал, все-таки лучше сделайте, пока вы еще сидите в комнате, а не в движущемся автомобиле. И представьте, что в это время дорогу перебегает пешеход!
Сразу делаем выводы на будущее:
• Смотреть в боковые зеркала (и тем более оборачиваться назад) можно только тогда, когда вы на 150% уверены в том, что обстановка на дороге перед вашим автомобилем в ближайшую секунду не изменится.
•Переводить взгляд в сторону от направления движения можно на срок не более одной секунды.
Ну вот, зеркала вы отрегулировали, а заодно и подготовились к грамотной работе с ними. Теперь пойдем дальше.
Положение ног водителя
Из "глазной" комнаты с телевизором возвращаемся обратно в автомобиль. Насчет ваших рук мы вроде бы договорились, положите их обратно на руль. А где сейчас ваши ноги?
Так как разговор о зеркалах у нас с вами получился долгий, то предполагаю, что ноги ваши стоят себе спокойно рядышком на коврике перед педалями.
Так не годится! На рисунке 9 показаны места постоянного "проживания" для ступней обеих ног.
Рис. 9. Постоянное положение ног водителя:1 –"дом" правой ноги; 2 – "дом" левой ноги
Начнем с правой ноги. И сразу же есть проблема! Правда, проблема эта только для лучшей половины человечества (мужики, не обижайтесь, это я о дамах). Если расположить стопу правой ноги так, как показано на рисунке, то колено придется "откинуть" вправо, и при этом расслабить всю ногу. А иначе она будет в постоянно напряженном состоянии, что абсолютно неприемлемо для грамотного управления автомобилем.
Кстати, на будущее – водитель существо бесполое! Согласитесь, ведь не важно кто, водитель-мужчина или водитель-женщина, прекрасно ведет машину по дороге или отвратительно "въезжает" в бок другого автомобиля. Поэтому скидок на пол, возраст и национальность в материале этой книги и на дороге вы не найдете.
Исходя из вышеизложенного, хотя бы на время обучения: юные леди и чуть старше – забудьте о мини-юбках и шпильках, юноши и более зрелые – смените костюм "от Кардена" на более приемлемую амуницию.
Давно хочу сказать, наверное, уже можно: "Пешеход и водитель – две абсолютно различные сущности человека".Они различаются не только психологически, но и физиологически! Надеюсь, где-то ближе к середине книги, вы убедитесь в правдивости этих высказываний. Тогда станет понятно, что эти различия и являются основной причиной трудностей, возникающих в начале познания науки управления автомобилем (ноги и руки не слушаются, глаза не видят и т.п.). Позже, по мере приобретения навыков общения с автомобилем, начинается плавный переход от одной сущности (пешеход) к другой (водитель). Конечно, разговор идет о становлении хорошего водителя, и хочется надеяться, что вы добросовестно и заинтересованно изучите представленный вам материал, практически проверите на себе полученную информацию и станете тем самым, хорошим водителем.
А сейчас вернемся к нашей правой ноге. Пятка стоитна полу между педалями газа и тормоза, стопа лежитна педали газа (не нажимая ее), коленка свободно "откинута"вправо. И обязательно проверьте, какая часть стопы сейчас будет нажимать "газ"? Кончиками пальцев или серединой стопы нельзя!
При работе педалью газа оптимальной зоной считается зона перехода подушечек стопы в пальцы (см. рис. 26). Ну и конечно, немного туда-сюда, в зависимости от строения вашего тела.
Попробуйте пристроить свою правую ногу на педали газа так, чтобы вам было удобно, но в то же время, учтите вышеизложенные рекомендации.
Пристроили? Расслабили? Прекрасно! Запомните это положение! Правая нога водителя 90% времени находится именно в этой позиции, это ее "дом"! Лишь изредка она переходит на соседнюю педаль (педаль тормоза), а основное время находится на педали газа и работает именно с ней.
Теперь, оставив правую ногу в своем "доме", переходим к вашей левой ноге.Давайте и для нее определим постоянное место "жительства".
Как правило, в салоне автомобиля на арке переднего левого колеса, которая соединяется с перегородкой моторного отсека, как раз под левой ногой есть небольшая площадка, специально предназначенная для стопы левой ноги. Если в вашем автомобиле такой площадки нет, то поставьте пятку на поли прислоните стопу к стенке арки колесав удобной для вас позиции.
Никогда не держите стопу левой ноги на полу! Она всегда должна быть в полной готовности к переходу на педаль сцепления, а с пола сделать это быстро и точно не получится.
Итак, "дом" для левой ноги тоже определился. Теперь давайте посмотрим на себя со стороны:
• спина плотно прилегает к спинке сиденья,
•кисти рук лежат на рулевом колесе чуть выше горизонтальной оси руля, в локтях приблизительно 120°,
•правая нога расслаблена, пятка стоит на полу между педалями газа и тормоза, стопа находится на "газу", коленка "откинута" вправо,
•левая нога тоже расслаблена и отдыхает на арке переднего левого колеса, пяткой опираясь на пол,
•в отрегулированные зеркала заднего вида вы видите все, что находится у вас за спиной,
•и самое главное – вам удобно.
Почувствуйте и запомните телом данное состояние – это первый шаг к становлению сущности водителя. Именно в таком состоянии хороший водитель ведет свой автомобиль по дороге.
Глава 2. РАБОТА РУК ВОДИТЕЛЯ ПРИ
УПРАВЛЕНИИ АВТОМОБИЛЕМ
Некоторые действия водителя можно сравнить с работой промышленного робота. В процессе управления автомобилем водитель постоянно использует определенный набор стандартных действий, причем каждое из этих действий выполняется чисто автоматически. А что касается сознания водителя, то оно занято контролем непрерывно меняющейся дорожной обстановки и планированием тактики проезда того или иного участка дороги. Поэтому "бывалому" водителю очень редко приходится задумываться о технике работы своих собственных ног и рук, он просто не имеет права уделять им внимание.
К вам это тоже придет, но дабы в будущем ваши автоматические действия были конкретны и правильны, сначала необходимо заложить правильную их основу.
У любого человека есть свои вредные и полезные привычки, но ведь когда-то их не было?! Поэтому сегодня мы с вами начнем формировать ваши полезные привычки при работе руками и ногами, а чуть позже и головой. Для этого вам придется потратить некоторое время на тренировку.
В данной главе мы ограничимся рассмотрением работы рук с рулевым колесом и рычагом переключения передач. При этом двигатель вашего автомобиля можно (и нужно) не запускать.
С ногами чуть сложнее. Во время тренировки ног, как правой, так и левой, двигатель автомобиля должен работать. Поскольку запускать двигатель мы с вами будем только в третьей главе этого раздела, то с работой ног разберемся там же. А пока займемся руками.
Работа рулем
Насчет постоянного "места жительства" кистей ваших рук на рулевом колесе, мы вроде бы договорились (см. рис. 2 и 3). Но ведь руль-то иногда надо крутить! А как? Вот с этим сейчас и разберемся.
Если сегодня за окном зимняя стужа, то вам крупно повезло. Исходя из того, что придется основательно поработать руками, следует обеспечить полную свободу передним колесам своего автомобиля. А что может быть лучше скользкого льда! Поэтому попросите своего помощника перегнать машину в какое-нибудь тихое местечко, где сердобольный дворник еще не посыпал песком с солью блестящее зеркало замерзшей лужи.
А если на дворе... июль?! Тогда советую приобрести диски "Здоровье" или "Грация".
Угадали, это те самые диски, с помощью которых наши милые дамы совершенствуют свою фигуру, вращаясь на них "туда-сюда". Поверьте, эти диски спокойно выдерживают не только представительниц "слабого пола", но и значительно большую нагрузку. Поэтому, если вы подложите по одному диску под каждое из передних колес, то тем самым обеспечите себе очень легкое вращение рулевого колеса.
Попросите своего помощника наехать передними колесами на эти диски, поставить машину на "ручник" (стояночный тормоз) и заглушить двигатель. Затем усаживайтесь на водительское сиденье и приступайте к тренировкам.
Руление без отрыва кистей рук
Это совсем несложно. Надо соблюсти только одно условие – "приклеить" кисти своих рук к рулю в штатном положении (см. рис. 2) и не перемещать их относительно обода рулевого колеса (рис. 10).
Рис. 10. Руление без отрыва рук от руля:а) исходное положение; б) поворот налево; в) поворот направо
"А как же я поверну во двор под углом 90°? Ведь я туда не попаду?!"
Согласен, не попадете. Руление без отрыва кистей рукот рулевого колеса – это обычный способ руления:
• при корректировке прямолинейного движения автомобиля,
•при отъезде от тротуара,
•перед остановкой,
•при перестроении в соседнюю полосу,
•при плавном объезде препятствия.
Иными словами, этот способ руления применяется тогда, когда необходимо незначительноизменить направление движения машины, с последующим ее возвратом в положение прямолинейного движения. Если кисти рук остаются в своем "доме" на ободе рулевого колеса, то вы всегда имеете возможность моментально поставить руль прямо!
Тренировка заключается лишь в осознанном контроле своих рук. После поворота руля направо или налево на угол 80–90°, вашим рукам захочется поменять позицию на ободе руля, но вы должны не позволить им этого сделать. Почувствуйте и запомните ощущения в руках, возникающие при их "укрощении", они нам сейчас понадобятся.
Руление перехватом
Когда водитель "со стажем" хочет сделать поворот, он не очень-то задумывается о том, что будут делать его руки. Ну а нам с вами придется тщательно к этому подготовиться.
Беритесь за руль и начнем поворачивать его налево. Почему налево, а не направо? Потому что большинство людей "правши" и рабочая рука у них – правая. А при повороте налево основную работу выполняет именно правая рука (рис. 11).
Рис. 11. Зоны работы рук при повороте руля:а) правой рукой; б) левой рукой; в) запретная зона
Кстати, "левшам" советую привыкать к работе правой рукой, так как в машинах с левосторонним расположением руля все органы управления автомобилем рассчитаны на "правшей".
Итак, две руки начинают плавно поворачивать руль налево (рис. 12). Однако после поворота руля на угол 80–90° (поз. 2), локоть левой руки начинает испытывать чувство дискомфорта и вот-вот упрется в ваше туловище. Это означает, что дальше левая рука работать не может. Поэтому ее надо просто убрать с руля! Но одновременно с этим (поз. 3–4):
• правая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
• левая рука – перемещается на руль чуть выше правой руки (и позже берет инициативу на себя).
Рис. 12. Работа руками при повороте налево
Дальше (поз. 4) правая рука начинает чувствовать себя "неважно", поэтому ей необходимо занять более удобную для себя позицию (поз. 5), при этом:
• левая рука – без остановки продолжает поворачивать руль,
• правая рука – перемещается в самую верхнюю точку на руле.
Затем некоторое время руки работают одновременно, но потом левая рука опять начинает упираться своим локтем в ваше туловище. Поэтому она должна переместиться и занять место над правой рукой, которая в это время продолжает свою работу. Далее правая рука передает лидерство левой руке и уходит в верхнюю точку на руле. И процесс повторяется.
Пора сделать некоторые выводы.
При повороте руля налево:
•правая рука – выполняет основную работу,так как обслуживает больший сектор поворота,
• левая рука – выполняет вспомогательную работу,обеспечивая вращение руля без остановок, в те периоды времени, когда правая рука меняет свою позицию.
Сделав 3–4 "перехвата" рулевого колеса, мы с вами повернули его налево до конца. Теперь надо возвращать руль на место, то есть крутить его направо (рис. 13).
Рис. 13. Работа руками при повороте направо
Работа руками при повороте руля направо практически ничем не отличается от той, которую вы только что проделали, поворачивая руль налево. Разница только в одном – основная рука теперь левая! Именно она поворачивает рулевое колесо, а правая рука лишь помогает.
Внимательно рассмотрите рисунок 13, проделайте все это мысленно, а затем просто поверните руль направо, без остановок и до конца (примерно за 6–8 "перехватов").
Думаю, что вам удалось это сделать без особого напряжения. Ну, а если первый раз движения были немного "корявые", то это не беда. После непродолжительной тренировки все у вас будет получаться более элегантно.
Прежде, чем начинать активно крутить руль "туда-сюда", вам следует познакомиться с некоторыми ошибками (рис. 14).
Рис. 14. Ошибки при работе рулем
Из общеизвестных ошибок вытекают следующие рекомендации:
• Следите за тем, чтобы руль вращался без остановок, для чего руки должны периодически передавать "лидерство" друг другу.
• Не выворачивайте "наизнанку" свои руки, пытаясь продолжить вращение руля в запретной зоне (рис. 11 в).
• При "перехвате" руля вспомогательной рукой (при переносе ее наверх, выше основной руки), нельзя разносить кисти рук относительно друг друга больше, чем на ширину одного-двух кулаков (рис. 12 и 13, поз. 4).
• Пальцы кистей рук практически не должны участвовать в рулении. Ранее мы с вами договаривались о том, что они лишь слегка "обнимают" руль, плотный "контакт" с ободом руля должны иметь только ладони.
А теперь самое главное. Не смотрите на свои руки, они смущаются и начинают делать всякую ерунду! Если вы будете уделять своим рукам не столь пристальное внимание, то они станут работать значительно лучше. Ведь рассмотренные выше движения вполне естественны для рук человека. И вообще, учитесь доверять своему телу, тогда не только руки будут работать правильно и изящно, но все остальное в управлении автомобилем дастся вам легче.
Теперь вы знаете, как должны работать ваши руки при повороте рулевого колеса на угол более 90°, и чем вы будете заниматься в ближайшие полчаса – надо начинать активную тренировку. Не знаю, сколько вам потребуется времени для того, чтобы "укротить" руль (или свои руки), но сделать это надо сейчас. В тот момент, когда машина начнет движение, мыслей о руках на руле уже не должно быть!
Руление одной рукой
"Это еще как и зачем? Двумя бы научиться!" – мрачный возглас тех, кто уже понял, что для осуществления первой в жизни поездки придется изрядно потрудиться.
А я и не говорю, что прямо сейчас вам надо "отрезать" одну руку. Можно вернуться к этому месту в книге позже, но вернуться все равно придется. Без умения рулить одной рукой, вы никогда не сможете "без проблем" поставить машину задним ходом в гараж. Да и при движении вперед иногда приходится прибегать к этому варианту поворота руля. Работая одной рукой, правой или левой в зависимости от необходимости, водитель имеет возможность поворачивать руль с максимальной скоростью и точностью.
Насчет скорости, думаю, понятно – не надо переносить руку. А точность достигается тем, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса, и водитель точно знает, сколько оборотов или полуоборотов ему надо сделать, чтобы моментально поставить руль в положение прямолинейного движения. Однако хватит слов, давайте переходить к делу.
Начнем с поворота рулевого колеса направо, поскольку в первую очередь вам понадобится умение поворачивать руль одной рукой именно направо. Вы столкнетесь с этим на экзаменах в ГИБДД.
Итак, поворот направо (рис. 15). Засуньте свою правую руку в карман или хотя бы пристройте ее к себе на колени – она не должна участвовать в последующих действиях и не должна мешаться. Забудьте о том, что она вообще у вас есть!
Рис. 15. Поворот руля одной рукой
Положите ладонь левой руки на рулевое колесо в отведенное для нее место (рис. 15, поз. 1). И не забудьте ее "притереть" (см. рис. 3), сейчас это очень важно. Кисть вашей левой руки должна и будет оставаться в своем "доме" до окончания руления!
Слегка обнимите руль пальцами и, чуть упираясь ладонью в обод рулевого колеса, начинайте поворот направо.
Когда руль будет повернут почти на 180° (рис. 15, поз. 2–3), ваша левая рука начнет ощущать дискомфорт – она не может дальше вращать руль! Это сигнал к тому, чтобы вы выпрямили ("растопырили") пальцы, немного усилили нажатие ладонью на обод руля и, продолжая поворачивать руль, провернули кисть в своем "доме" против часовой стрелки (рис. 15, поз. 3).
Удерживая пальцы выпрямленными и упираясь ладонью, вы продолжаете поворачивать руль дальше, через "запретную" зону (рис. 11 в и рис. 15, поз. 4). Как только "дом" левой руки вместе с кистью выйдет из "запретной зоны", можно будет несколько ослабить давление ладони на обод руля и слегка обнять его пальцами.
Далее, вы без проблем доворачиваете руль до начального положения (рис. 15, поз. 5), из которого можно продолжить поворот и сделать еще один оборот руля или вернуть руль обратно.
Продолжить несложно, надо лишь повторить все вышеописанные действия. А для того, чтобы вернуть руль обратно, в обратном порядке все надо и проделать.
Уверен, после непродолжительной тренировки этот способ руления вам понравится, а для успешного въезда в экзаменационный "бокс" он просто необходим. Плюс ко всему, при рулении одной рукой, у вас освобождается вторая рука, дело же для нее всегда найдется.
Это был поворот направо, когда работала только левая рука. Для поворота налево вам надо лишь поменять руку, а все остальное – без изменений. Левую руку в карман, правую в свой "дом" и поехали. Крутим, "растопыриваем", прокручиваем, проходим "запретную" зону и так далее.
Я понимаю, что задал вам трудную задачу и, что уйдет немало времени, пока движения ваших рук станут точными, красивыми и естественными. Поэтому не советую пытаться освоить работу рулем "за один присест". Несколько минут сегодня, несколько завтра, но не бросайте это дело, так как "без рук", как "без рук".
Переключение передач
"А какие могут быть проблемы с переключением передач?" – наивный вопрос тех, кто уже видел схему, нанесенную нарычат переключения передач.
Поверьте, проблемы есть. Допустим, вы перепутали первую передачу с третьей. В этом случае, при попытке трогания с места двигатель вашего автомобиля "заглохнет". Конечно, это не трагедия, если только вы не на экзамене. Но если перепутать третью передачу с первой, то на зимней заснеженной дороге занос вам будет обеспечен.
Еще большая беда может приключиться при неправильной или небрежной работе с коробкой передач на автомобилях типа ВАЗ-2109,где задняя передача находится рядом с первой.
Как вы будете себя чувствовать, если, начиная движение на только что включившийся зеленый сигнал светофора, все поедут вперед, а вы назад?
Как это? Да очень просто! Не умея грамотно работать рычагом переключения передач, вы случайно включили заднюю передачу вместо первой!
А ведь водителя сзади совсем не интересует, недоучили вас в автошколе или "не та" передача включилась случайно. Ему теперь интересно, когда вы отремонтируете его машину. Так что давайте разберемся с вашей правой рукой на рычаге переключения передач, прежде чем вы начнете делать ошибки.
На рисунке 16 показана схема только для четырех передач, но они как раз и являются основными. Шарик на пружине есть ни что иное, как рычаг переключения передач. И нам с вами необходимо разобраться с тем, как этот шарик должен перемещаться по коридорам. Для начала практической работы с коробкой передач вам придется полностью нажать педаль сцепления, иначе некоторые передачи могут не включиться.
Рис. 16. Схема расположения четырех передач
Предполагаю, что левая нога у вас не железная, поэтому, наверное, сначала стоит прочитать все, что написано о переключении передач, потом проиграть это в уме и лишь затем начинать тренировку.
Первая передача
Под воздействием пружины шарик вынужден постоянно находиться в нейтральном положении между третьей и четвертой передачей.
Когда вам нужна первая передача, то первым действием, преодолевая усилие пружины, вы переводите шарик в соседний коридор налево до легкогосоприкосновения со стенкой (рис. 17, поз. N').
Рис. 17. Первая передача
Затем, передвигая шарик вперед по левому коридору, вы достигнете края ямки первой передачи и благополучно в нее свалитесь. Несмотря на усилие растянутой пружины, ямка в состоянии удержать шарик. Это и есть первая передача!
Еще раз, о том, как ее получить. Надо сделать два конкретных движения:
1. Налево– от нейтрального положения до стенки левого коридора, без попытки ее проломить.
2. Вперед– вдоль стенки левого коридора до падения шарика в ямку.
Теперь о том, как выключить первую передачу. Если учесть, что пружина сейчас находится в растянутом состоянии, то достаточно лишь подтолкнуть шарик назад из ямки. А дальше пружина сама проведет шарик по коридорам и поставит его в исходное нейтральное положение между ямками третьей и четвертой передачи.
Можно сделать еще один вывод:
• для выключения передачи следует сделать всего лишь одно конкретное, несильное, короткое движение кистью руки назад.
Запомните это движение, сегодня оно понадобится вам еще не один раз. Абсолютно все передачи выключаются таким движением, только одни из них движением назад, а другие – вперед.
Самый же главный вывод, который сейчас надо сделать, так это то, что есть коридоры, ямки, шарик и пружина, а не просто "какой-то там" рычаг переключения передач! Тогда при работе с коробкой передач у вас на самом деле не будет проблем. А сейчас пойдем дальше, нас ждут другие передачи.
Вторая передача
Переключая первую передачу на вторую (рис. 18), вам надо:
1. Прижать шарик к левой стенке коридора и удерживать пружину в постоянно растянутом состоянии.
2. Вытолкнуть шарик из ямки первой передачи и удержать его в нейтральном положении левого коридора (поз. N'), не давая пружине возможности поставить шарик в правый коридор.
3. Подтолкнуть шарик к краю ямки второй передачи и упасть в нее (поз. 2).
Рис. 18. Вторая передача
Выключается вторая передача так же, как и первая (с учетом пружины), но только короткий толчок в шарик делается кистью руки – вперед. А в нейтральное положение он уже доберется сам.
Третья передача
С третьей передачей очень часто возникают проблемы, и не только у кандидатов в водители. Надеюсь, выне будете делать ошибок.
Дело в том, что при переключении второй передачи на третью путь "N'–N" (рис. 19) шарик должен пройти под воздействием пружины, а не руки водителя! Вам надо сделать не три, а всего два движения с короткой паузой, отведенной для работы пружины.
Рис. 19. Третья передача
Вот ваши действия: короткий толчок в шарик вперед – пауза – и опять вперед.
"А что, трудно мне самому, что ли, передвинуть шарик направо?"
Нетрудно, если вы уже "намотали" на колеса не одну тысячу километров и "набили" руку. Хотя и тогда не стоит тратить свою энергию на лишнее действие.
Если вы хотите получить именно третью передачу, а не первую или пятую, то советую не забывать о пружине.
Четвертая передача
Это совсем легко. По основному коридору шарик надо просто перевести назад (рис. 20).
Рис. 20. Четвертая передача
Однако маленькая проблемка все же есть. Переводить шарик из ямки третьей передачи в ямку четвертой следует не одним, а двумядвижениями, с микропаузой в нейтральном положении. Причин для этой паузы много. Это и техническая сторона дела (работа синхронизаторов в коробке передач), и мгновения для контроля своих действий. А самое главное, ваша рука должна отрабатывать автоматизм правильных действий. Все передачи должны переключаться с паузой в нейтральном положении любого из коридоров!
Пятая передача
На современных автомобилях устанавливаются пятиступенчатые коробки передач. Пятую передачу часто называют "повышающей". При движении с большой скоростью она позволяет двигателю работать в щадящем режиме, а водителю экономить топливо. О тактике переключения передач мы с вами поговорим позже, а пока надо научиться включать и выключать эту пятую передачу (рис. 21). Оказывается, коридор пятой передачи выходит за пределы предыдущей схемы. Поэтому для ее включения необходимо соблюдать определенную последовательность:
1. Выталкиваем шарик из ямки четвертой передачи, и пружина тотчас ставит его в нейтральное положение.
2. Преодолевая встречное усилие пружины, переводим шарик в нейтральное положение, расположенное уже в третьем коридоре, и слегкаупираемся в стенку. При этом пружина как бы выворачивается в другую сторону и будет пытаться вернуть шарик в основной коридор.
3. Далее, уже известное действие – по коридору до ямки. Падаем в нее, и у нас – пятая передача.
Рис. 21. Пятая передача
Выключается пятая передача так же, как и другие – одним коротким движением кисти руки, лишь помогая шарику выбраться из ямки. А дальше, пружина сама поставит его в нейтральное положение между третьей и четвертой передачей в основном коридоре.
Передача заднего хода
У автомобилей различных марок и моделей варианты включения передачи заднего хода тоже различные. Поэтому прежде, чем внимательно изучать лежащую перед вами книгу, имеет смысл заглянуть в заводскую инструкцию по эксплуатации вашего конкретного автомобиля.
На отечественных автомобилях возможны два основных варианта включения передачи заднего хода: "налево – вперед" и "вниз – направо назад" (рис. 22).
Рис. 22. Передача заднего хода:а) слева; б) справа
Что касается техники включения и выключения этой передачи, то с учетом предыдущего разговора о шарике на пружине, который мы выводили "погулять" по коридорам с ямками, вы теперь сможете включить любую передачу на любом автомобиле. Предварительно следует лишь узнать схему расположения "ямок" передач и не забывать следующие правила:
• не прилагать к рычагу переключения передач излишних усилий,
•учитывать работу пружины,
• делать паузу в нейтральном положении.
Полагаю, разговор о передачах оказался не сложным, и вы уже успели все проверить на практике, сидя в автомобиле. Это, конечно, хорошо, но есть один небольшой ехидненький вопросик: "А куда вы смотрели, переключая передачи? Не на свою ли правую руку?"
"Ну, так. А что?" – ваш недоуменный вопрос. Ответ будет мрачный: "Считайте, что вы въехали в остановившуюся по середине дороги машину!" Пока вы увлеченно рассматривали работу своей правой руки, дорожная ситуация перед вашей машиной несколько изменилась. И вместо того, чтобы переключать передачу, надо было тормозить! Не забывайте о том, что водитель не вправе отвлекаться от дороги, разглядывая свои руки и ноги! Поэтому вам придется еще немного потренироваться в переключении передач, но теперь уже с закрытыми глазами! Причем "вслепую" надо научиться переключать все передачи, как в восходящем порядке, так и в нисходящем.
При разгоне автомобиля водитель переключает передачи последовательно: 1–2–3–4–5, а при торможении возможны различные варианты (рис. 23). Например, после пятой передачи может понадобиться вторая, или после четвертой – первая. Иными словами, с любой высшей передачи вам надо научиться переключаться на любую низшую, минуя промежуточные.
Рис. 23. Варианты переключения передач
А сейчас закрывайте глаза, представьте в уме схему расположения "ямок" передач и "погоняйте" своей правой рукой наш "шарик" по коридорам, переключая передачи в различных комбинациях.
Глава 3. ПОДГОТОВКА К НАЧАЛУ
ДВИЖЕНИЯ
Если спросить "бывалого" водителя о том, как он трогается с места, то навряд ли он сможет связанно вам это объяснить. В то время, как его голова занята житейскими проблемами, его руки и ноги, в автоматическом режиме, сами что-то делают.
У вас на сегодняшний день нет никакого автоматизма, и поэтому необходимо выработать некую легко запоминающуюся последовательность действий, которая обеспечит плавное и безопасное начало движения автомобиля (рис. 24).
Рис. 24. Последовательность действий перед началом движения автомобиля