Безопасность труда при производстве путевых работ
6.1 Мероприятия по обеспечению безопасности при производстве работ на железнодорожном транспорте.
Приступать к работам разрешается только по указанию руководителя работ после ограждения в установленном порядке места их производства.
Работа по очистке стрелок должна производиться группой, состоящей не менее, чем из двух и не более, чем из шести монтеров пути, один из которых ведет наблюдение за движением поездов и не участвует в работе.
На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути по квалификации не ниже третьего разряда. Порядок и условия таких работ должны быть изложены в инструкции по охране труда для работников станции. Перечень таких раздельных пунктов устанавливается начальником отделения железной дороги, а где нет отделений - начальником железной дороги по согласованию (техническим инспектором труда профсоюза железнодорожников и транспортных строителей)
При работе в одно лицо необходимо быть особенно бдительным, непрерывно следить за подходом поездов, располагаться лицом в сторону ожидаемого поезда правильного направления, не ослабляя внимания к движению поездов противоположного направления.
При приближении поезда на участке, где разрешено движение со скоростью не более 140 км/ч, необходимо сойти с пути на ближайшую обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, когда поезд находится на расстоянии не менее 400 м. На участках, где разрешено движение поездов со скоростью более 140 км/ч, сойти с пути необходимо за 5 мин до прохода поезда на расстояние от крайнего рельса не менее 4м - при скорости 141-160 км/ч, и не менее 5 м - при скорости 161-200 км/ч. Монтер пути, назначенный старшим в группе, должен иметь при себе выписку из расписания движения поездов.
При проходе поезда по соседнему пути необходимо также сойти на ближайшую обочину земляного полотна на указанные в настоящем подпункте расстояния.
При производстве работ на закрытом для движения поездов перегоне в "окно" или при ограждении места работ сигналами остановки во время прохода поезда по соседнему пути работы прекращаются. Монтеры пути должны уйти с междупутья; сходить с пути, на котором производятся работы, не требуется.
После прохода поезда перед выходом на путь необходимо убедиться в том, что ни с одной, ни с другой стороны не идет поезд, локомотив или другая подвижная единица.
Работы на горочных, подгорочных и сортировочных путях, а также на стрелочных переводах этих путей должны выполняться только во время перерывов в маневровой работе после согласования с дежурным по станции или горке.
При работе в стесненных местах, где по обеим сторонам пути расположены высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, а также на мостах, в тоннелях и снежных траншеях монтеры пути должны быть внимательны к сигналам, подаваемым сигналистами, и знать, куда нужно уходить с пути при приближении поезда. Если высокие платформы, здания, заборы, крутые откосы выемок, стенки снежных траншей протяженностью более 100 м не позволяют разместиться сбоку от пути, то к работам можно приступать только после ограждения места работ сигналами остановки.
Если работа связана с переходом через соседний путь (уборка или подноска материалов верхнего строения пути), то она перед проходом поезда должна быть заранее прекращена, чтобы иметь достаточное время для ухода с пути.
В условиях плохой видимости и если выполняемая работа не требует ограждения сигналами остановки, монтеры пути должны следить за сигналами автоматической оповестительной сигнализации и действиями сигналистов.
Запрещается садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, внутри рельсовой колеи и на междупутье, а также на стеллажи покилометрового запаса рельсов.
При подходе путевых машин необходимо отойти в сторону от пути на следующие расстояния от крайнего рельса:
- при работе путеукладчика (кроме обслуживающей его бригады), электробалластера, снегоуборочной машины, рельсошлифовального поезда и других машин тяжелого типа - на 5 м; при работе путевого струга - на 10 м;
- при работе машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей - на 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда или засорителей; при работе однопутных снегоочистителей - на 25 м.
Во время производства работ необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению и не находился под ногами, а новые и старые материалы - рельсы, шпалы, скрепления - были аккуратно сложены вне габарита подвижного состава и не мешали сходить с пути при приближении поезда.
На время перерыва в работе необходимо сходить с пути на обочину в сторону от крайнего рельса на расстояния, указанные в п. 3.3 настоящей Инструкции.
Монтеры пути при работе на участках бесстыкового пути до начала работ должны быть обучены особенностям производства работ на этих участках.
При работах в дренажных колодцах необходимо убедиться в отсутствии посторонних газов и запахов. При появлении опасности монтер пути должен выйти на поверхность, а при ухудшении самочувствия подать условный сигнал руководителю работ, который обязан вытащить его с помощью каната, прикрепленного к лямкам страховочного пояса монтера пути.
Во избежание поражения молнией нужно с приближением грозы принять необходимые меры для обеспечения безопасного пропуска поездов по месту работ, после чего уйти с пути. Нельзя прятаться под деревьями, прислоняться к ним, а также подходить к молниеотводам или высоким одиночным предметам (столбам, деревьям) на расстояние менее 10 м. Опасно находиться во время грозы на возвышенных местах, открытых равнинах. Рекомендуется укрываться в закрытых помещениях, а при удаленности от них - в небольших углублениях на склонах холмов или откосах насыпей или выемок.
При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие металлические предметы.
При переноске петард следует использовать специальные коробки.
Запрещается:
- производить припайку к петардам оторвавшихся пружин и лапок;
- подвергать петарды ударам и нагреву, вскрывать;
- стоять ближе 20 м от петард, положенных на рельсы, в момент наезда на них подвижного состава;
- хранить петарды возле огня или отопительных приборов;
- пользоваться петардами, если срок их годности истек.
6.2 Особенности производства работ на электрифицированных участках.
При работе на электрифицированном участке монтерам пути необходимо соблюдать особую осторожность и не приближаться как самим, так и применяемым инструментом к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушным линиям ближе 2 м.
При перешивке, выправке пути и других работах на электрифицированных участках и участках, оборудованных автоблокировкой, необходимо применять изолированные шаблоны.
Запрещается дотрагиваться до кабеля, обнаруженного при производстве работ под балластным слоем или в грунте. Работа в этом случае должна быть прекращена, и монтер пути обязан известить об этом руководителя работ.
На электрифицированных участках применяют рельсовые цепи
постоянного тока с непрерывным питанием или импульсные.
Здесь РЦ должны быть защищены от опасного и мешающего дей-
ствия тягового тока, который может привести к ложному контро-
лю свободности РЦ и нарушению работы путевых реле. Поэтому при
электрической тяге постоянного тока применяют кодовые рельсо-
вые цепи переменного тока частотой 50 Гц, а на линиях с электри-
ческой тягой переменного тока — кодовые РЦ переменного тока с
частотой 25 и 75 Гц, отличной от частоты тягового тока (50 Гц).
На электрифицированном участке положение контактного про-
вода в плане и профиле увязано с положением пути и с конструк-
цией электроподвижного состава, вследствие чего перемещать рель-
совый путь в горизонтальной и вертикальной плоскостях без регу-
лирования положения контактного провода можно только в край-
не ограниченных пределах. При этом необходимо соблюдать усло-
вие, что высота подвески контактного провода над уровнем верха
головки рельса не может быть ниже 5750 мм на перегонах и стан-
циях и ниже 6000 мм на переездах. Должны быть также соблюдены
габаритные расстояния от оси пути до опор контактной сети, све-
тофоров и других устройств. Поэтому на участках с электротягой
работы по рихтовке пути более чем на 2 см, подъёмке пути более
чем на 6 см или изменение возвышения наружного рельса в кривой
свыше 1 см необходимо согласовать с руководством дистанции
электроснабжения или района контактной сети.
На участках с электротягой и автоблокировкой принимают меры
по з а щ и т е м о н т ё р о в пути от поражения электрическим то-
ком и обеспечению н а д ё ж н о й р а б о т ы р е л ь с о в ы х ц е -
п е й. На участках с электротягой не разрешается одновременная
смена рельсов на обеих нитях. На электрифицированных участках
без автоблокировки перед сменой рельса укладывают параллель-
но сменяемому рельсу медный провод сечением 50 мм2 при пере-
менном тяговом токе и сечением 120 мм2 при постоянном токе,
прикрепляя его концы струбцинами к подошве рельсов, примыка-
ющих к сменяемому рельсу
6.3 Техника безопасности при выполнении работ с применением путевых машин
К работе допускаются машины и механизмы, о с в и д е т е л ь -
с т в о в а н н ы е и и с п ы т а н н ы е в установленном порядке, а
также полностью у к о м п л е к т о в а н н ы е в соответствии с инст-
рукциями по их эксплуатации. З а п р е щ а е т с я эксплуатация машин с неисправными тормо-
зами ходовых частей и грузоподъемного оборудования, звуковой
и световой сигнализацией, приборами безопасности.
Работоспособность блокирующих устройств, состояние зазем-
лений, ограждений, защитных средств необходимо п р о в е р я т ь
п е р е д к а ж д ы м в ы е з д о м путевой машины на работу. В случае работы на двух- и многопутных участках руководи-
тель работ или сигналист обязаны обеспечить своевременное о п о -
в е щ е н и е монтеров пути и бригаду машины о приближении по-
езда по соседнему пути. Во время работы путевых машин руководителю работ и обслу-
живающей бригаде запрещается находиться на с о с е д н е м п у т и
и н а м е ж д у п у т ь е. При плохой видимости д л я с в я з и руко-
водителя работ с машинистом локомотива, работающего с путе-
вой машиной, должен быть выставлен сигналист. Все операции при работе путевых машин должны проводиться
п о к о м а н д е р у к о в о д и т е л я работ. Машинист путевой ма- шины перед выполнением операции должен подать установленный
з в у к о в о й с и г н а л .
При работе путевых машин по очистке и вырезке балласта не-
обходимо соблюдать следующие требования:
при зарядке и разрядке рабочих щебнеочистительных уст-
ройств с центробежной сеткой и выгребным рабочим орга-
ном поднятую электромагнитами путевую решетку следует
закреплять на п р е д о х р а н и т е л ь н ы х з а х в а т а х, при
этом не допускается нахождение работников на расстоянии
менее 2 м от поднимаемого или опускаемого краном подрез-
ного ножа и выгребного устройства;
во время работы путевых машин не допускается нахожде-
ние работников на расстоянии менее 5 м в п е р е д и или с з а -
д и щебнеочистительного устройства с центробежным спо-
собом очистки и менее 3 м с выгребным рабочим органом;
при этом запрещается нахождение людей со стороны выбро-
са засорителей и ближе 3 м от планировщиков и выбросных
транспортеров;
до пропуска поезда п о с о с е д н е м у п у т и работа путе-
вой машины должна быть прекращена, а рабочие органы со
стороны междупутья убраны в пределы габарита подвижно-
го состава.
Во время работы электробалластеров, балластораспределитель-
ных и землеуборочных машин необходимо соблюдать следующие
требования:
при д о з и р о в к е балласта электробалластером, планиров-
ке и перераспределении свежеотсыпанного балласта руково-
дитель работ должен следить, чтобы работники находились
на расстоянии не менее 5 м от крайнего рельса;
электробалластер должен иметь п е р е х о д н о й ф а р т у к
и промежуточные цепи барьера, соединяющего переход с
одной фермы на другую;
при работе путевого струга не допускается нахождение
людей в п е р е д и и с з а д и крыла ближе 10 м, а на электри-
фицированных участках н а п р я ж е н и е в контактной сети
должно быть снято;
при работе машин не допускается нахождение работников
н а р а б о ч и х о р г а н а х машины и на расстоянии менее
2 м от них;
при передвижении землеуборочной машины в пределах
станции поворотный транспортер должен быть закреплен в
п р о д о л ь н о м п о л о ж е н и и.
Во время работы путеукладочных кранов, машин для укладки
стрелочных переводов, рельсоукладчиков необходимо соблюдать
следующие требования:
при укладке новых звеньев пути и снятии старых, а также
при переворачивании их находиться п о д з в е н о м и с б о -
к у о т н е г о не допускается; работники обслуживающей
бригады в это время должны находиться впереди или сзади
поднятого звена на расстоянии не менее 2 м;
при стыковании звена необходимо удерживать его направ-
ляющей штангой за головки рельсов на расстоянии не ближе
40 см от стыка, при этом ноги монтеров пути должны нахо-
диться з а п р е д е л а м и ш п а л.
З а п р е щ а е т с я:
вести работы впереди, считая по направлению движения
головной части разборочного поезда, и сзади ее на расстоя-
нии ближе 25 м;
размещаться на поднимаемом или опускаемом звене или
блоке стрелочного перевода;
располагаться между погруженными пакетами звеньев при
их перевозке или перемещении;
находиться на расстоянии менее 10 м от тягового стально-
го каната лебедки при перетяжке пакетов звеньев;
направлять руками стальной канат лебедки передвижения
пакетов при намотке его на барабан.
Во время работы выправочно-подбивочно-рихтовочных, выпра-
вочно-подбивочно-отделочных, балластоуплотнительных машин,
динамических стабилизаторов необходимо соблюдать следующие
требования:
перед выездом на перегон и с перегона необходимо убедить-
ся, что все рабочие органы и тележки контрольно-измери-
тельной системы приведены в т р а н с п о р т н о е п о л о ж е -
н и е и надежно закреплены;
при работе машины следует находиться на расстоянии бо-
лее 1 м от опущенных рабочих органов — виброплит, уплот-
нителей откосов, крыльев планировщиков, подбивочных бло-
ков, уплотнителей балласта;
вести какие-либо путевые работы впереди машины на рас-
стоянии менее 50 м от нее з а п р е щ а е т с я;
обязательно пользоваться шумозащитными наушниками,
имеющимися в комплекте оборудования путевой машины;
перед началом работы путевых машин следует убедиться,
что все движущиеся и вращающиеся части механизмов на-
дежно з а щ и щ е н ы к о ж у х а м и и ограждениями;
не ремонтировать путевые машины при работающем дви-
гателе или наличии давления в гидравлической и пневмати-
ческой системах;
на время прохода поезда по соседнему пути работа машин
должна быть прекращена, рабочие органы убраны в преде-
лы габарита, при этом обслуживающему персоналу следует
находиться в кабинах управления, а бригаде монтеров сле-
дует находиться в колее закрытого пути или на его обочине;
н е л ь з я п р и с т у п а т ь к работе при неисправных тор-
мозах, ходовых частях, звуковой, световой сигнализации и
неисправном переговорном устройстве, а также при любой неисправности, угрожающей безопасности движения поездов
и безопасности обслуживающей бригады;
во время движения к месту работ, во время работы и при
возвращении с перегона на машине могут бытьтолько обслу-
живающая бригада и руководитель работ.
6.4 Меры безопасности при работе с электроинструментом.
До начала работ с электрическим инструментом необходимо осмотреть и привести в порядок личную одежду. Во время работы части одежды не должны касаться инструмента.
Корпус электрического инструмента при работе должен быть соединен с нулевым выходом передвижной электростанции через четвертую жилу подводящего и магистрального кабелей. Работа с электрическим инструментом допускается только с четырехжильным кабелем.
При необходимости укладки магистрального кабеля через путь его нужно пропускать между шпалами под рельсы.
Ремонт и регулировку электрического инструмента разрешается производить после полной остановки и отключения инструмента от питающей сети.
При переходе с электроинструментом с одного места работ на другое и при каждом (даже кратковременном) перерыве в работе напряжение в магистральном кабеле необходимо отключать, а электрический инструмент убирать за пределы габарита подвижного состава.
Монтер пути должен немедленно отключить электрический инструмент, если почувствует хотя бы слабое воздействие тока, и сообщить об этом руководителю работ.
При переносе электрического инструмента запрещается держать его за рабочие части.
Перемещение передвижной электростанции по фронту работ производится на двухпутном участке по наружной рельсовой нити, а на однопутном - по наиболее удобной нити с ограждением сигналами остановки.
Корпус передвижной электростанции необходимо заземлять специальным заземлителем, забиваемым в грунт на глубину не менее 1 м на расстоянии не ближе 2 м от крайнего рельса.
Во время работы электростанции запрещается заправлять ее горючим, касаться токоведущих частей, разводить вблизи огонь и курить.
Электрический рельсорезный станок нужно точно устанавливать на распиливаемый рельс и надежно закреплять с помощью скобы.
Запрещается очищать ножовочное полотно до полной остановки рельсорезного станка.
Запрещается удалять руками с распиливаемого рельса металлические опилки.
Работа на рельсорезном станке с абразивным диском без защитных очков (во избежание попадания абразивной пыли в глаза) запрещается.
Электрический рельсосверлильный станок для работы следует надежно закреплять на рельсе при помощи скобы. Запрещается очищать сверло во время работы сверлильного станка.
Шлифовальный круг электрического рельсошлифовального станка должен быть испытан и заключен в стальной кожух.
Запрещается работать с электрическим рельсошлифовальным станком с неиспытанным кругом, без спецодежды и защитных очков.
Электрический рельсошлифовальный станок запрещается использовать для заточки топоров, декселей и другого инструмента.
Суммарное время работы с механизированным электроинструментом, вибрация которого удовлетворяет требованиям санитарных норм, не должно превышать 2/3 продолжительности рабочей смены. В остальное время следует проводить работы, не связанные с вибрацией.