Упражнения № 107, 108 стр. 58
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: упр. № 239 стр.72
В задании № 239учащимся предлагается решить задачу, для решения которой нужно выполнить деление двузначного числа (95) на однозначное (5). Найти это решение для них не составит особого труда. После этого можно предложить учащимся вычислить ответ этой задачи способом поразрядного нахождения результата деления, используя запись столбиком.
Тема: «Поупражняемся в делении столбиком»
Задачи: формирования умения выполнять деление столбиком; познакомить со случаем деления трехзначного числа на однозначное, когда в результате получается двузначное число
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа по учебнику. Выполнение упражнений.
В задании № 240учащимся предлагается поупражняться в делении столбиком, когда деление выполняется нацело. Случаи деления 72 на 6 и 85 на 5 приводят к результату, в котором в разряде десятков находится цифра 1. Случаи деления 58 на 2 и 92 на 4 приводят к результату, в котором в разряде десятков находится цифра 2.
В задании № 241учащимся предлагается решить простую задачу на деление. При вычислении ответа нужно выполнить деление столбиком.
При выполнении задания № 242от учащихся потребуется не только умение выполнять деление столбиком, но и детальное знание того, как можно получить ту или иную цифру в каждом элементе записи деления столбиком. Рассматривая предложенную запись с пропусками, следует обратить внимание учащихся на то, что еще до нахождения первой из цифр значения частного можно определить количество цифр в нем и обозначить их точками. В дальнейшем эти точки будут постепенно заполняться цифрами.
В задании № 243учащимся предлагается решить задачу, решением которой будет следующее выражение: 45 • 2 : 2. Для вычисления значения этого выражения нужно применить деление столбиком. Не исключено, что кто-то из учащихся вообще не станет умножать и долить, а воспользуется известным им свойством: если число сначала увеличить в какое-то число раз, а потом уменьшить в это же число раз, то число в итоге не изменится. Предложившего такой вариант нахождения ответа задачи следует обязательно поощрить.
При выполнении задания № 244учащиеся познакомятся со случаем деления трехзначного числа на однозначное, когда в результате получается двузначное число. Это знакомство осуществлялся на основе рассмотрения вспомогательных случаев деления с остатком, записанных в строчку.
В задании № 245учащимся предлагается сравнить две записи: запись деления столбиком и запись умножения столбиком. Результатом сравнения должно стать понимание того, что запись умножения связана с записью деления, так как в ней описан процесс умножения делителя на значение частного из первой записи.
В задании № 246мы знакомим учащихся с новым случаем деления трехзначного числа на однозначное, который характеризуется тем, что в результате получается трехзначное число. Процедура нахождения значения частного в этом случае ничем принципиально не отличается от рассмотренных выше случаев, за исключением того, что теперь нужно выполнять промежуточное деление трижды, а не дважды, как это было ранее. 4. Работа в тетради. Самостоятельная работа.
Упражнение № 111 стр. 60
5. Итог урока.
6. Домашнее задание: тетрадь упр. № 110 стр. 60
Тема: «Вычисления с помощью калькулятора»
Задачи: познакомим учащихся с возможностями калькулятора; продолжить обучать учащихся пользоваться памятью калькулятора.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Работа по учебнику. Выполнение упражнений.
В задании № 247мы, которые позволяют ускорить процесс вычисления значения выражений типа 23 + 23 + 23 + 23 + 23, т. е. таких выражений, в которых несколько раз складываются одинаковые слагаемые. Понятно, что это выражение можно заменить на произведение, а потом вычислить его значение, но это совсем другой вариант решения проблемы сокращения вычислений. В данном случае мы хотели познакомить учащихся именно с той возможностью калькулятора, о которой речь идет в задании.
Задание № 248аналогично предыдущему заданию, только в нем речь идет не о сумме одинаковых слагаемых, а о произведении одинаковых множителей. И для таких выражений калькулятор предоставляет аналогичные возможности сокращения вычислений.
В задании № 249 учащимся предлагается сначала вычислить сокращенным способом с помощью калькулятора значения данных выражений, а уже потом с помощью калькулятора осуществить проверку их правильности.
В задании № 250учащимся предлагается восстановить пропущенные цифры, используя для этого калькулятор. Начинать восстановление нужно с первого промежуточного результата
При выполнении задания № 251учащиеся смогут не только поупражняться в знакомых им вычислениях с помощью калькулятора, но и освоить новые технические возможности, которые заключаются и использовании клавиши М + , с помощью которой можно запомнить промежуточный результат с положительным знаком, и клавиши МР, с помощью которой этот результат можно восстановить из памяти для дальнейшего использования.
4. Работа в тетради. Самостоятельная работа.