Пояснение лица, имеющего отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

(в соответствии с договором

(наименование декларанта или иного лица, имеющего отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации)

от     ) выступает/выступал(а) в качестве  

в отношении товаров и/или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, по документам

(наименование и номера документов (таможенной декларации,

транзитной декларации, книжки МДП, транспортные документы, пр.))

В целях уточнения сведений об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, поясняю следующее

     
(подпись)   (инициалы и фамилия)
      г.

(дата)

            ЛНП
(должностное лицо таможенного органа, принявшее объяснение)   (подпись)   (инициалы и фамилия)    
      г.

При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме, которое вручается вызываемому лицу.

23.5 Таможенное наблюдение (ст.114 ТК ТС, <Письмо> ФТС РФ от 05.04.2010 N 04-61/16355 "Временные методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств")

Гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Также в целях повышения эффективности таможенного досмотра должностное лицо вправе применять иные формы таможенного контроля (устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение). Таможенное наблюдение, оформленное должностным лицом в виде акта таможенного наблюдения прикладывается к акту таможенного досмотра.

_____________________

(указывается код и наименование

__________________________________

таможенного органа)

АКТ

таможенного наблюдения

от _______________ 20__ г.

(дата составления акта)

Дата и время начала таможенного наблюдения ________________________________

Дата и время окончания таможенного наблюдения _____________________________

Основание для проведения таможенного наблюдения ___________________________

___________

Место проведения таможенного наблюдения ___________________________________

___________

Вид наблюдения: [ ] - непосредственное [ ] - опосредованное (с применением

ТСТК)

Применяемые ТСТК __________________________________________________________

(вид ТСТК, инвентарные номера)

___________

Операции, при которых осуществляется таможенное наблюдение:

[ ] - перевозка товаров и транспортных средств [ ] - грузовые операции

[ ] - прочее

Лица, осуществляющие операции _____________________________________________

___________

Описание процесса таможенного наблюдения и его результаты _________________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

К акту прилагаются ________ доп. лист (листов), ___________________________

(кол-во дополнительных листов) (описание приложений к акту)

___________

Должностные лица __________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

__________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

__________________________________

(указывается код и наименование

__________________________________

таможенного органа)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ N _____

к акту таможенного наблюдения

от _______________ 20__ г.

(дата составления акта)

Описание процесса таможенного наблюдения и его результаты _________________

___________

___________

___________

___________

Должностные лица __________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

__________________________________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

23.6 Таможенный осмотр (ст.115 ТК ТС, Приказ ФТС РФ от 06.11.2009 N 2017 "Об утверждении Порядка применения случайной выборки товаров и транспортных средств для проведения таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотровых комплексов", Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260)

Внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами, осуществляемый с целью получения подтверждения сведений о характере, происхождении, состоянии и количестве товаров, находящихся под таможенным контролем, о наличии на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях таможенных пломб, печатей и других наложенных средств идентификации.

Может производиться в отсутствие декларанта за исключением случаев, когда указанные лица изъявляют желание присутствовать при таможенном осмотре.

Может проводиться с применением технических средств, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта и иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта.

Например с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится рабочей сменой ИДК (группа должностных лиц подразделения применения ИДК либо таможенного поста, сформированная начальником подразделения), в состав которой входят:

старший смены;

операторы анализа информации, полученной с использованием ИДК (далее - оператор АИ);

водитель-оператор (для мобильного ИДК);

оператор организации движения транспортных средств в рабочей зоне ИДК.

При проведении анализа рентгеновского теневого изображения товаров и транспортных средств (РИ) должностные лица таможенных органов исследуют полученные изображения путем сопоставления данных, полученных в результате сканирования, со сведениями о товарах и транспортных средствах, содержащимися в транспортных, коммерческих, таможенных и иных документах, имеющихся на момент проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.

По результатам анализа в случаях выявления нарушений либо рисков операторы АИ информируют заинтересованные таможенные органы о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке срочных, зональных, региональных профилей рисков и ориентировок и их проектов.

Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося(ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;

б) по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа.

Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях, если:

а) габариты товаров и (или) транспортных средств не соответствуют техническим возможностям ИДК;

б) товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения.

При невозможности осуществления таможенного осмотра с использованием ИДК в отношении всех товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, должностные лица таможенных органов осуществляют выявление товарных партий, к которым применяется таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК.

Решение о применении таможенного осмотра с использованием ИДК без указания в профиле риска/срочном профиле риска принимает должностное лицо таможенного органа, ответственное за принятие решения о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.

Должностные лица рабочей смены ИДК при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК осуществляют:

а) внешний визуальный осмотр товаров и транспортного средства, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации на предмет их сохранности и определения конструкционных особенностей, которые необходимо учитывать в последующем анализе РИ;

б) сканирование документов, предъявленных таможенному органу;

в) рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств;

г) анализ информации, полученной с использованием ИДК;

д) архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с использованием ИДК.

По результатам вышеназванных действий оператор АИ:

а) принимает решение о возможном наличии либо отсутствии признаков нарушения Законодательства;

б) заполняет регистрационную форму;

в) фиксирует принятое решение по завершении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК выбором одного из пунктов:

"Объект под подозрением" - при наличии признаков возможного нарушения Законодательства;

"Объект без подозрения" - при отсутствии признаков возможного нарушения Законодательства;

г) проставляет отметку "Осмотрено с использованием ИДК. Объект без подозрения" либо "Осмотрено с использованием ИДК. Объект под подозрением" рядом с отметкой "Направление на ИДК", дату, время и заверяет оттиском личной номерной печати;

д) передает документы уполномоченному должностному лицу таможенного органа;

е) направляет осмотренные с использованием ИДК товары и транспортное средство на площадку ожидания транспортных средств.

Информация, получаемая при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, используется в целях дополнительного контроля достоверности заявленных сведений о товарах и транспортных средствах

По результатам таможенного осмотра составляется акт по установленной форме в 2 экземплярах, один в таможенном органе, второй вручается декларанту.

23.7 Таможенный досмотр (ст.116 ТК ТС, Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260, <Письмо> ФТС РФ от 05.04.2010 N 04-61/16355 "Временные методические рекомендации о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра товаров и транспортных средств")

Таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами.

Должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенного досмотра, уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица известны. Время начала проведения таможенного досмотра должно учитывать разумные сроки прибытия таких лиц.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе по собственной инициативе присутствовать при таможенном досмотре.

Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в следующих случаях:

1) при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;

2) при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека;

3) при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

4) при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

В этих случаях досмотр проводится в присутствии 2 (двух) понятых.

Проведение таможенного досмотра допускается только в зонах таможенного контроля.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится в объеме и степени, установленных поручением.

Таможенный досмотр должен быть осуществлен не позднее окончания следующего рабочего дня с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра, а в случае, когда для должностных лиц установлен круглосуточный режим работы, - не позднее 24 часов с момента принятия решения о проведении таможенного досмотра и предъявления товаров таможенному органу для проведения таможенного досмотра в месте его проведения.

После прибытия на место проведения таможенного досмотра должностное лицо, проводящее таможенный досмотр:

а) проверяет полномочия лица, присутствующего при проведении таможенного досмотра в отношении товаров;

б) проверяет полномочия иных лиц, присутствующих при проведении таможенного досмотра, а также основания их присутствия в зоне таможенного контроля;

в) устанавливает факт предъявления товаров к таможенному досмотру и осуществления действий, указанных в требовании (в случае его направления декларанту перед проведением таможенного досмотра);

г) проверяет факт присутствия должностных лиц вышестоящих таможенных органов и иных государственных органов, участие или присутствие которых при проведении таможенного досмотра предусмотрено правовыми актами.

Временем начала таможенного досмотра товаров и транспортных средств является время начала действий должностного лица, проводящего таможенный досмотр, по визуальному осмотру предъявленных товаров.

Вскрытие грузовых мест предусматривает извлечение отдельных единиц товаров из их упаковки (ящиков, коробок и т.п.), из технологических емкостей, специально изготовленных тайников для получения возможности контроля за количеством и наименованием, определения страны происхождения и других сведений о товарах, выявления товаров, перемещаемых под видом других товаров.

Для выявления сокрытия товаров допускается извлечение отдельных единиц товаров из их первичной упаковки, в том числе невосстановимое изменение первоначального состояния упаковки отдельных единиц товара, а при необходимости и всех упаковок, оберток и т.п.

Досмотр в целях выявления товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации, а также к вывозу с территории Российской Федерации может проводиться с применением служебных (поисковых) собак кинологического подразделения таможенного органа.

Проведение таможенного досмотра с помощью спиливания, стачивания, разрезания и иных действий осуществляется для целей выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля путем нанесения на поверхность скрываемого товара слоев краски, металлов, иных материалов либо путем вложения товаров в специально изготовленные неразборные тайники и др.

Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% всех наименований предъявленной товарной партии. Объемом таможенного досмотра определяется количество товара, с которым производятся операции путем визуального осмотра, измерения, взвешивания и других действий (включая разборку товаров), установления характеристики товаров в соответствии со степенью досмотра, указанного в поручении.

При выявлении в ходе таможенного досмотра фактов несоответствия фактических характеристик либо количества товаров сведениям, имеющимся в распоряжении должностного лица, проводящего таможенный досмотр, данные факты отражаются в акте таможенного досмотра.

В случае, если выявленные расхождения могут указывать на наличие признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена законодательством об административных правонарушениях либо уголовным законодательством возбуждается дело об АП.

Проведение таможенного досмотра в целях установления фактов, имеющих значения для административного или уголовного дела, не допускается.

По результатам таможенного досмотра составляется акт таможенного досмотра в 2 (двух) экземплярах по форме, установленной решением Комиссии таможенного союза. В акте таможенного досмотра указываются следующие сведения:

1) сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении;

2) причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров;

3) результаты таможенного досмотра;

4) иные сведения, предусмотренные формой акта.

Второй экземпляр акта таможенного досмотра вручается (направляется) лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо его представителю, если это лицо установлено.

23.8 Личный таможенный досмотр (ст.117 ТК ТС, Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260)

Личный таможенный досмотр является исключительной формой таможенного контроля, который проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза.

Перед началом досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами при проведении такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Действия должностного лица не должны ущемлять честь и достоинство физического лица, причинять неправомерный вред здоровью и ущерб имуществу досматриваемого лица.

Физическое лицо имеет право:

1) до начала проведения личного таможенного досмотра ознакомиться с решением и порядком проведения личного таможенного досмотра;

2) ознакомиться со своими правами и обязанностями;

3) давать объяснения и заявлять ходатайства;

4) добровольно выдать скрываемые при себе товары;

5) делать заявление с обязательным внесением его в акт;

6) пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика;

7) знакомиться с актом по окончании его составления и делать заявления, подлежащие внесению в акт;

8) обжаловать действия должностных лиц.

Личный таможенный досмотр проводится должностными лицами одного пола с досматриваемым в присутствии 2 (двух) понятых того же пола в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением личного таможенного досмотра с их стороны должны быть исключены. Обследование тела досматриваемого должно проводиться только медицинским работником с использованием при необходимости специальной медицинской техники.

Медицинский работник не вправе уклоняться от исполнения решения о проведении личного таможенного досмотра.

При личном таможенном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица обязаны присутствовать его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или лица, его сопровождающие.

О проведении личного таможенного досмотра составляется акт в 2 (двух) экземплярах, который подписывается должностным лицом, физическим лицом, понятыми, а при обследовании - медицинским работником.

Физическому лицу вручается второй экземпляр акта о проведении личного таможенного досмотра незамедлительно после его составления.

23.9 Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст.118 ТК ТС)

Проверка наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза, осуществленный без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажут обратное.

23.10 Таможенный осмотр помещений и территорий (ст.119 ТК ТС, ст.175 ФЗ №311, Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260)

Таможенный осмотр помещений и территорий проводится на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий. Таможенный осмотр помещений и территорий при проведении выездной таможенной проверки проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки.

Проводится в минимальный период, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня. Не может проводиться в ночное время.

Таможенный осмотр может продолжаться не более трех рабочих дней в случаях:

1) отказа в доступе в помещение и на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и (или) отказа в добровольном предъявлении товаров к таможенному осмотру;

2) если для проведения идентификации товаров требуется осуществление действий в помещении или на территории, которые подлежат таможенному осмотру, и эти действия не могут быть завершены в течение одного рабочего дня;

3) если размер площади помещения и территории, которые подлежат осмотру, превышает 1 000 квадратных метров.

23.11 Учет таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем (ст.120 ТК ТС, ст.176 ФЗ №311, Приказ ФТС РФ от 13.01.2011 N 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем")

Порядок и формы учета таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Порядок применяется в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем, с момента условного выпуска до утраты статуса находящихся под таможенным контролем (далее - товары).

Должностное лицо таможенного органа, в должностные обязанности которого входит контроль за условно выпущенными товарами, за соблюдением лицами установленных ограничений, требований и условий при условном выпуске товаров, ведет учет товаров в журнале учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем (далее - Журнал), путем заполнения:

1) граф 1 - 17 при совершении таможенных операций с товарами;

2) граф 21 - 27 при поступлении сведений о проведении таможенного контроля после условного выпуска товаров и его результатах;

3) граф 18 - 20, 28 при поступлении сведений о причинах утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем;

4) графы 29 - по необходимости.

В случае утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при завершении действий таможенной процедуры в другом таможенном органе необходимые сведения для заполнения Журнала направляются в таможенный орган, в котором товар был помещен под таможенную процедуру, предусматривающую условный выпуск.

Журнал ведется с использованием штатных программных средств по форме.

По окончании рабочего дня (рабочей смены) после условного выпуска товаров должностное лицо таможенного органа распечатывает листы Журнала, содержащие сведения о товарах, внесенные в течение рабочего дня (рабочей смены).

На каждом распечатанном листе Журнала начальник подразделения (начальник отдела, старший смены) таможенного поста расписывается и заверяет подпись оттиском личной номерной печати.

Хранение оформленных листов Журнала осуществляется на таможенном посте в соответствии с установленным порядком комплектования таможенных документов, формирования их в дела и передачи на хранение в архив таможенного органа.

23.12 Проверка системы учета товаров и отчетности (ст. 121 ТК ТС, ст.ст.96, 177 ФЗ №311, Приказ ФТС РФ от 22.12.2010 N 2522 "Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности")

Проводится в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченных экономических операторов, а также в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада и выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами.

Результаты проверки фиксируются актом.

Проверка системы учета товаров за один и тот же период осуществляется один раз путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу.

Вышеназванные лица обязаны представлять отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях в электронном виде при наличии электронной цифровой подписи либо в электронном виде без электронной цифровой подписи с обязательным предоставлением информации на бумажном носителе, заверенной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного, и печатью.

Таможенный представитель обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом в которой должны быть указаны:

1) наименование таможенного органа, совершившего таможенную операцию;

2) номер таможенной декларации;

3) заявленная таможенная процедура;

4) наименование отправителя (получателя), идентификационный номер налогоплательщика;

5) номер и дата договора представляемого лица с таможенным представителем;

6) лицо, уплатившее таможенные платежи и налоги;

7) сумма уплаченных таможенных платежей и налогов;

8) наименование товара с указанием кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

9) таможенная стоимость товара;

10) вес нетто товара;

11) дата и номер акта о выполненных работах и об оказанных услугах;

12) фамилия, имя, отчество (при его наличии) лица, заполнившего таможенную декларацию, серия и номер документа, удостоверяющего его личность (паспорта).

Декларант не реже одного раза в три месяца представляет в таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за применением таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, отчетность о выполнении требований и условий применения данных таможенных процедур в целях выверки количества изготовленных продуктов переработки, отходов и остатков. В этой отчетности должны быть указаны на день ее представления в таможенный орган:

1) наименование и количество товаров, помещенных под таможенную процедуру с номерами соответствующих таможенных деклараций;

2) наименование и количество продуктов переработки с номерами соответствующих таможенных деклараций;

3) наименование и количество продуктов переработки, которые не помещены под таможенную процедуру;

4) наименование и количество отходов, образовавшихся в результате переработки товаров.

Отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков представляется после завершения таможенной процедуры, но не позднее 30 дней со дня выпуска последней партии продуктов переработки.

Лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенные процедуры временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, или с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению после выпуска товаров, не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа обязаны представлять отчетность о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Уполномоченный экономический оператор обязан ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений

За непредставление и (или) несвоевременное представление в установленный срок в таможенный орган отчетности, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23.13 Таможенная проверка (ст. 122, гл 19 ТК ТС, ст.ст. 179-184 ФЗ №311, Приказ ФТС РФ от 29.04.2011 N 895 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки", Приказ ФТС РФ от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку")

Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль в форме таможенной проверки путем проведения камеральной или выездной таможенной проверки с целью соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, проверяемыми лицами, созданными и (или) зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под проверяемыми лицами понимаются:

декларант;

таможенный представитель;

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

уполномоченный экономический оператор;

иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

Организация проведения таможенного контроля в форме таможенной проверки осуществляется должностными лицами Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР), служб таможенной инспекции региональных таможенных управлений и отделов таможенной инспекции таможен (далее - уполномоченные подразделения).

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов

В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, которая проводится на основании обоснованных предложений по выбору объекта (объектов) таможенной проверки в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 6 (шести) месяцев с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной, служебной записках

Подготовительная работа может включать следующие действия:

1) сбор сведений о проверяемом лице, в том числе;

2) подготовку и направление запросов о представлении документов и сведений;

3) изучение и анализ полученных документов;

4) уточнение перечня вопросов, подлежащих проверке;

5) подбор и изучение нормативных правовых актов, касающихся вопросов проверки;

6) анализ результатов применения форм таможенного контроля для принятия решения о назначении таможенной проверки (в том числе встречной).

Если по результатам подготовительной работы сделан вывод о целесообразности назначения выездной таможенной проверки, к докладной записке прилагается проект решения о проведении выездной таможенной проверки и программа ее проведения.

В случае нецелесообразности проведения таможенной проверки все материалы, полученные в ходе подготовительной работы, формируются в отдельное дело, которое хранится в уполномоченном подразделении в течение 5 (пяти) лет.

Должностные лица уполномоченных подразделений проводят таможенную проверку путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При проведении таможенной проверки должностные лица уполномоченных подразделений таможенных органов проверяют:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

По результатам таможенной проверки составляется акт таможенной проверки (далее - акт).

Датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта.

При выявлении решений в области таможенного дела, не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в акте отражаются выводы о выявленных фактах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и о неправомерности указанных решений.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки могут быть приняты следующие решения в сфере таможенного дела:

1) решение о корректировке таможенной стоимости товаров;

2) решение о стране происхождения товаров;

3) решение по классификации товаров.

Акт составляется в 2 (двух) экземплярах.

Первый экземпляр акта приобщается к материалам таможенной проверки. Второй экземпляр акта и решения в области таможенного дела не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Наши рекомендации