Тема3 Закупочная логистика
Цель занятия – знакомство с методами интегральных оценок при выборе поставщика.
Выбор поставщика – одна из важнейших задач закупочной логистики. При выборе поставщика часто анализируют уже исполненные договоры, на основании которых рассчитывают рейтинг каждого партнера.
Задание 1
А) Для оценки поставщиков парфюмерных товаровА, Б, В и Г использованы 3 критерия: ЦЕНА, КАЧЕСТВО и НАДЕЖНОСТЬ поставки. Оценка поставщиков по результатам работы в разрезе перечисленных критериев приведена в таблице 3.1. Использована десятибалльная шкала оценок, где 10 – высшая оценка.
Таблица 3.1 – Оценка поставщиков по результатам прошлых поставок
Критерий | Вес | Оценка поставщиков по данному критерию | |||||||
Поставщик А | Поставщик Б | Поставщик В | Поставщик Г | ||||||
баллы | знач. | баллы | знач. | баллы | знач. | баллы | знач. | ||
цена | 0,2 | ||||||||
качество | 0,5 | ||||||||
надежность поставки | 0,3 | ||||||||
ИТОГО: |
Вопросы к анализу:
- Кто из поставщиков лидирует в ценовой конкуренции? ____
- Чьи позиции сильны при учете критерия качества? ____
- Какой поставщик обеспечивает максимальную надежность поставок? ____
-Кому из поставщиков следует отдать предпочтение по интегральной оценкепри продлении договорных отношений? ____
Б) Измените по собственному усмотрению весовые характеристики всех критериев в таблице 3.2 с учетом того, что поставляемый товар – гравийный щебень, используемый для устройства дорожной насыпи.
Таблица 3.2 – Оценка поставщиков по результатам прошлых поставок
Критерий | Вес | Оценка поставщиков по данному критерию | |||||||
Поставщик А | Поставщик Б | Поставщик В | Поставщик Г | ||||||
баллы | знач. | баллы | знач. | баллы | знач. | баллы | знач. | ||
цена | |||||||||
качество | |||||||||
надежность поставки | |||||||||
ИТОГО: |
Вопросы к анализу:
- Как изменились оценки поставщиков после коррекции весов?
…
- Какими соображениями, на Ваш взгляд, следует руководствоваться логисту, задающему весовые значения для критериев оценки поставщика?
…
- Укажите самостоятельно, по крайней мере, три недостатка формализованнойсистемы оценки поставщика:
1.
2.
3.
Задание 2
Произведите оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам поставок за предыдущий месяц для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них на поставку двух видов продукции – А и В. Обратите внимание на показатели, формирующие баллы цены, качества и надежности.
Таблица 3.3 – Объем поставок и цены на поставляемые товары за предшествующий месяц
Поставщики | Товар | Объем поставки, ед. /мес. | Цена за единицу, руб. |
№1 | А В | 2 000 1 000 | |
№2 | А В | 9 000 6 000 |
Выполните расчеты в следующем порядке:
1. Рассчитайте баллы по критерию ЦЕНА (БЦ), приняв за 10 баллов большую цену поставщика по каждому виду продукции в отдельности:
БЦi =Цi :Цmax х 10
Предусмотрите округление до десятых долей.
Таблица 3.4 – Расчет баллов по критерию ЦЕНА
Поставщик | Цена продукции, руб | Баллы | ||
А | В | А | В | |
№1 | ||||
№2 |
2. Рассчитайте баллы по критерию КАЧЕСТВО (БК), приняв за 10 баллов большую долю товаров ненадлежащего качества по каждому виду продукции в отдельности:
БКi =Кi :Кmax х 10
Таблица 3.5 – Расчет баллов по критерию КАЧЕСТВО
Поставщик | Товар | Количество товара ненадлежащего качества, ед. | Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, % | Баллы |
№1 | А | |||
В | ||||
№2 | А | |||
В |
3. Рассчитайте баллы по критерию НАДЕЖНОСТЬ (БН), приняв за 10 баллов большую продолжительность опозданий на одну поставку:
БНi =Нi :Нmax х 10
Баллы по критерию надежности рассчитываются сразу для обоих видов продукции.
Таблица 3.6 – Расчет баллов по критерию НАДЕЖНОСТЬ
Поставщик | Количество поставок, ед | Совокупная продолжительность опозданий, дней | Средняя продолжительность опозданий на одну поставку, дни | Баллы |
№1 | ||||
№2 |
4. Выполните интегральную оценку поставщиков по совокупности критериальных оценок по каждому виду продукции в отдельности.
Таблица 3.6 – Интегральная оценка поставщиков по продукции А
Критерии | Вес критерия | Поставщик 1 | Поставщик 2 | ||
баллы | значение | баллы | значение | ||
цена | 0,5 | ||||
качество | 0,3 | ||||
надежность поставки | 0,2 | ||||
ИТОГО: |
Таблица 3.7 – Интегральная оценка поставщиков по продукции В
Критерии | Вес критерия | Поставщик 1 | Поставщик 2 | ||
баллы | значение | баллы | значение | ||
цена | 0,1 | ||||
качество | 0,8 | ||||
надежностьпоставки | 0,1 | ||||
ИТОГО: |
5. Подготовьте управленческое решение по результатам интегральной оценки поставщиков:
- дляпродукции А: …
- для продукции В: …
Контрольные вопросы:
1 Что Вы понимаете под закупочной логистикой?
2 Каковы задачи закупочной логистики?
3 Три уровня потребности в МР (первичная, вторичная, третичная) – в чем их суть?
4 Три метода определения потребности в МР – какие?
5 Задача МОВ: каковы аргументы в пользу производства и в пользу закупки?
6 Каковы основные критерии отбора поставщиков? Когда важны дополнительные критерии?
7 В чем суть альтернативы «Один или несколько?»
8Содержание договора поставки: каковы основные положения?
9 Централизованная и децентрализованная системы снабжения: в чем преимущества и недостатки?
Практическое занятие 4