Тема3 Закупочная логистика

Цель занятия – знакомство с методами интегральных оценок при выборе поставщика.

Выбор поставщика – одна из важнейших задач закупочной логистики. При выборе поставщика часто анализируют уже исполненные договоры, на основании которых рассчитывают рейтинг каждого партнера.

Задание 1

А) Для оценки поставщиков парфюмерных товаровА, Б, В и Г использованы 3 критерия: ЦЕНА, КАЧЕСТВО и НАДЕЖНОСТЬ поставки. Оценка поставщиков по результатам работы в разрезе перечисленных критериев приведена в таблице 3.1. Использована десятибалльная шкала оценок, где 10 – высшая оценка.

Таблица 3.1 – Оценка поставщиков по результатам прошлых поставок

Критерий Вес Оценка поставщиков по данному критерию
Поставщик А Поставщик Б Поставщик В Поставщик Г
баллы знач. баллы знач. баллы знач. баллы знач.
цена 0,2        
качество 0,5        
надежность поставки 0,3        
ИТОГО:                  

Вопросы к анализу:

- Кто из поставщиков лидирует в ценовой конкуренции? ____

- Чьи позиции сильны при учете критерия качества? ____

- Какой поставщик обеспечивает максимальную надежность поставок? ____

-Кому из поставщиков следует отдать предпочтение по интегральной оценкепри продлении договорных отношений? ____

Б) Измените по собственному усмотрению весовые характеристики всех критериев в таблице 3.2 с учетом того, что поставляемый товар – гравийный щебень, используемый для устройства дорожной насыпи.

Таблица 3.2 – Оценка поставщиков по результатам прошлых поставок

Критерий Вес Оценка поставщиков по данному критерию
Поставщик А Поставщик Б Поставщик В Поставщик Г
баллы знач. баллы знач. баллы знач. баллы знач.
цена          
качество          
надежность поставки          
ИТОГО:                  

Вопросы к анализу:

- Как изменились оценки поставщиков после коррекции весов?

- Какими соображениями, на Ваш взгляд, следует руководствоваться логисту, задающему весовые значения для критериев оценки поставщика?

- Укажите самостоятельно, по крайней мере, три недостатка формализованнойсистемы оценки поставщика:

1.

2.

3.

Задание 2

Произведите оценку поставщиков № 1 и № 2 по результатам поставок за предыдущий месяц для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них на поставку двух видов продукции – А и В. Обратите внимание на показатели, формирующие баллы цены, качества и надежности.

Таблица 3.3 – Объем поставок и цены на поставляемые товары за предшествующий месяц

Поставщики Товар Объем поставки, ед. /мес. Цена за единицу, руб.
№1 А В 2 000 1 000
№2 А В 9 000 6 000

Выполните расчеты в следующем порядке:

1. Рассчитайте баллы по критерию ЦЕНА (БЦ), приняв за 10 баллов большую цену поставщика по каждому виду продукции в отдельности:

БЦi =Цi :Цmax х 10

Предусмотрите округление до десятых долей.

Таблица 3.4 – Расчет баллов по критерию ЦЕНА

Поставщик Цена продукции, руб Баллы
А В А В
№1        
№2        

2. Рассчитайте баллы по критерию КАЧЕСТВО (БК), приняв за 10 баллов большую долю товаров ненадлежащего качества по каждому виду продукции в отдельности:

БКi =Кi :Кmax х 10

Таблица 3.5 – Расчет баллов по критерию КАЧЕСТВО

Поставщик Товар Количество товара ненадлежащего качества, ед. Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, % Баллы
№1 А    
В    
№2 А    
В    

3. Рассчитайте баллы по критерию НАДЕЖНОСТЬ (БН), приняв за 10 баллов большую продолжительность опозданий на одну поставку:

БНi =Нi :Нmax х 10

Баллы по критерию надежности рассчитываются сразу для обоих видов продукции.

Таблица 3.6 – Расчет баллов по критерию НАДЕЖНОСТЬ

Поставщик Количество поставок, ед Совокупная продолжительность опозданий, дней Средняя продолжительность опозданий на одну поставку, дни Баллы
№1    
№2    

4. Выполните интегральную оценку поставщиков по совокупности критериальных оценок по каждому виду продукции в отдельности.

Таблица 3.6 – Интегральная оценка поставщиков по продукции А

Критерии Вес критерия Поставщик 1 Поставщик 2
баллы значение баллы значение
цена 0,5        
качество 0,3        
надежность поставки 0,2        
ИТОГО:          

Таблица 3.7 – Интегральная оценка поставщиков по продукции В

Критерии Вес критерия Поставщик 1 Поставщик 2
баллы значение баллы значение
цена 0,1        
качество 0,8        
надежностьпоставки 0,1        
ИТОГО:          

5. Подготовьте управленческое решение по результатам интегральной оценки поставщиков:

- дляпродукции А: …

- для продукции В: …

Контрольные вопросы:

1 Что Вы понимаете под закупочной логистикой?

2 Каковы задачи закупочной логистики?

3 Три уровня потребности в МР (первичная, вторичная, третичная) – в чем их суть?

4 Три метода определения потребности в МР – какие?

5 Задача МОВ: каковы аргументы в пользу производства и в пользу закупки?

6 Каковы основные критерии отбора поставщиков? Когда важны дополнительные критерии?

7 В чем суть альтернативы «Один или несколько?»

8Содержание договора поставки: каковы основные положения?

9 Централизованная и децентрализованная системы снабжения: в чем преимущества и недостатки?

Практическое занятие 4

Наши рекомендации