Объективная сторона преступления
Объективной стороной преступления является внешняя характеристика общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект.
Под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается завладение чужим автомобилем или другим транспортным средством (угон) и поездку на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.[5] Неправомерное завладение транспортным средством предполагает перемещение транспортного средства с места его нахождения в другое место, выражается в тайном или открытом уводе его с места нахождения. Транспортное средство может находиться в любом месте, установленном его владельцем или уполномоченным лицом: в гараже, автопарке, на улице, на территории предприятия и т.д. Стоянка может быть постоянной или временной.
Угон предполагает отсутствие действительного или предполагаемого права. Не образует состава преступления самовольное пользование транспортным средством кем-либо из членов семьи владельца или другими лицами, также нет состава угона в действиях штатного водителя, который использует вверенную ему автомашину в нерабочее время для поездки… Завладение транспортным средством не образует состава преступления, если оно было совершено в состоянии крайней необходимости, при задержании преступника, для оказания помощи тяжелораненнему человеку.
По конструкции объективной стороны неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является формальным составом - оконченным преступлением после совершения общественно опасного деяния, а именно действия, независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий. Последствия остаются за рамками основного состава преступления.
Следовательно, законодатель, отождествляя в ст. 166 УК РФ «неправомерное завладение» и «угон», ставит знак равенства между оконченным и неоконченным преступлением, двухобъектным и однообъектным преступным деянием. Соответственно, это вызывает трудности в процессе квалификации.
Если начало передвижения транспортного средства за счет установленного на нем двигателя является общепризнанным моментом окончания угона, то в отношении иных способов движения, например, буксировка, перекатка с помощью мускульной силы преступника, отсутствует единое мнение. В виду того, что законодателем угон отнесен к преступлениям против собственности, а право собственности на транспортное средство нарушается в любом из названных случаев, то нельзя исключать возможность квалификации как оконченного угона буксировку транспортного средства или перекатку за счет мускульной силы. Как указала Субедная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, «завладение транспортным средством считается оконченным преступлением с момента, когда транспортное средство уведено с места его нахождения любым способом». [6] Не образует угона случаи, когда машина перемещена в пределах стоянки или отведена в сторону из-за создаваемых ею помех. Неправомерное завладение траснспортным средством без цели хищения окончено с момента, когда у лица появилась реальная возможность временно пользованться транспортным средством.
Для колесных транспортных средств (автомобиль, автобус, троллейбус и т.п.) отъезд должен составить расстояние равное полному обороту колеса. Для гусеничных и полугусеничных транспортных средств (трактор, танк, вездеход и т.п.) отъезд должен составить расстояние равное первому обороту ведущего опорного катка. Для иных транспортных средств (например, скутер) и при перемещении колёсных, гусеничных и полугусеничных транспортных средств начало движения — это любое изменение положения предмета или животного в пространстве, направленное на его передвижение (отрыв от земли, толчок с берега и т.п.).
При этом не имеет значения длительность пользования им виновным.
Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.
Объективная сторона неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения не предусматривает обязательного наличия факультативных признаков состава преступления, таких как место, время, обстановка, орудия, средства и способ совершения преступления (тайно, открыто, с использованием обмана или узоупотребления доверием), поэтому ни один их них на квалификацию деяния не влияет.