Насос гидравлического усилителя рулевого управления автомобиля КамАЗ-5310
Насос гидравлического усилителя установлен между блоками цилиндров двигателя. Вал насоса приводится во вращение от шестерни топливного насоса высокого давления.
Насос лопастного типа, двойного действия, т. е. за один оборот вала происходит два цикла всасывания и нагнетания. Насос (рис. 6.6) состоит из крышки 21, корпуса 27, ротора 28 с валом 2, статора 26 и распределительного диска 24. Вал 2, на шлицах которого установлен ротор, вращается на шариковом 4 и игольчатом 7 подшипниках. Шестерня 1 привода стопорится на валу шпонкой 3 и крепится гайкой. В радиальных пазах ротора 28 установлены лопасти 25.
Статор 26 установлен в корпусе на штифтах и прижат к распределительному диску болтами.
Ротор 28 с лопастями 25 установлен внутри статора 26, рабочая поверхность которого имеет овальную форму. При вращении ротора его лопасти под действием центробежных сил и давления масла в центральной полости ротора прижимаются к рабочим поверхностям статора, распределительного диска и корпуса, образуя камеры переменного объема.
При увеличении их объема создается разрежение и масло из бачка поступает в камеры. В дальнейшем лопасти, скользя по поверхности статора, смещаются по пазам к центру ротора, объем камер уменьшается и давление масла в них возрастает. При совпадении камер с отверстиями в распределительном диске масло поступает в полость нагнетания насоса. Рабочие поверхности корпуса, ротора статора и распределительного диска тщательно отшлифованы, что уменьшает утечки масла.
В крышке корпуса установлен перепускной клапан 23 с пружиной. Внутри перепускного клапана размещен предохранительный шариковый клапан 22 с пружиной, ограничивающий давление в насосе до 7500—8000 кПа (75—80 кгс/см8).
Перепускной клапан и калиброванное отверстие, соединяющее полость нагнетания насоса с выходной магистралью, ограничивают количество циркулирующего в усилителе масла при повышении частоты вращения ротора насоса.
На корпусе 27 насоса через прокладку крепится коллектор 18, обеспечивающий создание избыточного давления в канале всасывания, что улучшает условия работы насоса, снижая шум и износ его деталей.
Бачок 16 с крышкой 14 заправочной горловины и фильтром 17 крепится винтами к корпусу насоса. Крышка бачка крепится болтом 10 к стойке фильтра 12. Стыки крышки с болтом и корпусом уплотнены прокладками. В крышке установлен предохранительный клапан 13, ограничивающий давление внутри бачка. Масло, циркулирующее в гидравлической системе усилителя, очищается в сетчатом фильтре 17. В пробке заливной горловины укреплен указатель уровня масла 9.
Насос гидравлического усилителя:
1 — шестерня; 2 — вал; 9— шпонка; 4 — подшипник; 5 — кольцо; 6 — уплотнение; 7 — игольчатый подшипник; 8—крышка, 9 — указатель уровня масла: 10 — болт; 11 — прокладка; 12 — стойка фильтра; 18 — предохранительный клапан; 14 — крышка: 15 — прокладка; 16 — бачок; 17 — сетчатый фильтр; 18 — коллектор; 19 — трубка; 20 — прокладка; 21 — крышка; 22 — предохранительный клапан; 23 — перепускной клапан; 24 — распределительный диск; 26 — лопасть; 26- статор; 27— корпус; 28 — ротор
Информационное обеспечение .
2- http://sinref.ru/avtomobili/KAMAZ/000_avto_kamaz_5320_i_ural_4320_medvedkov_1981/169.htm
3- https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82+%D0%A0%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B7&parent-reqid=1480346796894877-1456099965068643851751678-man1-5671
4- http://specautotex.ru/kamaz_gidrousilitel_rulya.html