Образование грузовых и пассажирских потоков

В соответствии со сложившимся размещением производительных сил территория страны делится на экономические районы. В Украине имеются Донецко-Приднепровский, Юго-Западный и Южный экономические районы.

Поскольку в каждом экономическом районе не существует сложившийся комплекс производств ведущих отраслей промышленности, он получает ту или иную специализацию. Например: Донецко-Приднепровский район в основном характеризуется развитым угольно-металлургическим производством.

По мере развития производительных сил страны схема специализации в целом и профиль каждого экономического района со временем могут дополняться и изменяться. Однако, основным признаком специализации остается та продукция, которая производится в массовом количестве, значительно превышающем собственные потребности данного района.

Поэтому специализация экономических районов позволяет за счет действующих производств, а при необходимости, и наращивания мощностей предприятий производить в этих районах определенные виды высококачественной и дешевой продукции в больших масштабах и удовлетворять ею не только свои потребности, но и нужды других экономических районов страны.

Таким образом, возникает необходимость межрайонного обмена различными видами сырья, топлива, полуфабрикатами и готовыми изделиями.

Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции (уголь, руда, металл, лес, нефть и др.) составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам страны. Первым этапом этой работы является составление таблицы транспортно-экономического баланса (табл. 6.1). Для примера рассмотрим таблицу ТЭБ для Украины по трем видам продукции: уголь, металл и изделия машиностроения (данные приведены условно).

Таблица 6.1. Транспортно-экономический баланс

Вид продук ции Экономичес кие районы Объем продукции, млн.т.
Произ водство Потре бление Баланс Экспорт Импорт
+
Уголь Дон.-Придн. 35,0 16,0
Юго-Запад. 13,0
Южный 6,0
Итого 35,0 35,0
Металл Дон.-Придн. 24,0 4,0 10,0
Юго-Запад. 8,0
Южный 2,0
Итого 24,0 14,0 10,0
Маши ностроительная Дон.-Придн. 6,0 9,0 1,0
Юго-Запад. 12,0 9,0
Южный 4,0 6,0 1,0
Итого 22,0 24,0

Из данных таблицы видно, что в Донецко-Приднепровском экономическом районе производство металла и угля полностью покрывает свои потребности (соответственно 16,0 и 4,0 млн.т), а избыток этой продукции представляется возможным вывезти в Юго-Западный и Южный экономические районы. В то же время избыток продукции машиностроения в Юго-Западном районе может быть направлен в Донецко-Приднепровский и Южные районы и т.д.

На втором этапе на основе таблиц ТЭБ по направлениям грузопотоков важнейших видов продукции формируется схема межрайонного грузообмена или межрайонных транспортно-экономических связей. Эти связи характеризуются большой дальностью перевозок и концентрацией грузопотоков на основных транспортных магистралях (рис. 6.1).

Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru

Рис. 6.1. Схема межрайонного грузообмена

Аналогичные транспортно-экономические балансы составляются и внутри каждого экономического района.

Они обеспечивают обмен продукцией между различными частями района, областями, административными районами, связывая их воедино и обеспечивая комплексное развитие хозяйства.

На завершающем этапе на основе таблицы транспортно-экономических балансов и схем межрайонного грузообмена по каждому виду продукции производится прикрепление поставщиков к потребителям. При государственном планировании народного хозяйства это выполнялось планирующими органами совместно с отраслевыми министерствами, ведомствами и крупными предприятиями. С переходом к рыночным отношениям установление производственно-транспортных связей во все возрастающей степени становятся функцией самих предприятий, их подразделений маркетинга и транспорта.

Таким образом, в общем виде транспортно-экономический баланс состоит из трех взаимоувязанных частей:

а) объемов производства и отправления грузов;

б) объемов потребления и приема грузов;

в) схемы транспортно-экономических связей, то есть схемы прикрепления поставщиков к потребителям, которая включает: сводный баланс по видам продукций, географию и адрес перевозок, а также предложения по рациональному распределению перевозок по видам транспорта.

Общие сведения о планировании перевозок

Система планирования грузовых перевозок основывается на следующих принципах:

а) соответствие планов грузовых перевозок установленным объемам производства промышленности и сельского хозяйства, строительства, внутреннего товарооборота и международной торговли;

б) оптимальное распределение грузопотоков между различными видами транспорта, исходя из экономически целесообразных сфер применения каждого из них с учетом реальной провозной способности транспортных коммуникаций;

в) эффективное использование технических средств и трудовых ресурсов транспортной системы.

Основным документом, определяющим задание по объему и географии перевозок грузов, является план перевозок. Одновременно план перевозок определяет потребность необходимых технических средств, трудовых ресурсов и порядок эксплуатационной работы каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Планы перевозок формируются предприятиями и организациями промышленности, агропромышленного комплекса и строительства, а принимаются и утверждаются предприятиями и объединениями транспорта (управлениями железных дорог, пароходствами и др.)

С переходом к рыночным условиям хозяйствования основной формой планирования перевозок стал годовой план, который детализируется при квартальном и месячном планировании. Годовой план указывает грузопотоки по видам груза, объемам отправления каждого груза (в тоннах), пункты отправления и назначения, направление отправителя и получателя.

При таком планировании становится необходимой постоянная координация работы по составлению, контролю выполнения и корректировке плана поставок производственниками и плана перевозок транспортниками.

В совокупности планы производства по каждому предприятию, административному району, области и экономическому району, а также транспортно-экономические балансы и схемы прикрепления поставщиков к потребителям дают возможность получить план перевозок в виде матрицы грузопотоков между грузообразующими и грузопотребляющими районами и пунктами (рис.6.2).

Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.

Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.

Матрицы грузопотоков имеют большую ценность для эффективной организации перевозок в стране. Они разрабатываются как по всему потоку, так и по основным родам грузов.

Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru

Матрица грузопотоков(грузы в миллионах тонн)

Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru В пункт   из пункта А Б В Г Итого
Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru А Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru 10,0 5,0 3,0 18,0
Б 12,0 Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru дд 8,0 5,0 25,0
В 6,0 4,0 Образование грузовых и пассажирских потоков - student2.ru 7,0 17,0
Г 10,0 20,0 10,0   40,
Итого 28,0 34,0 23,0 15,0 100,0

Рис. 6.2. Схема направления перевозок

Для планирования пассажирских перевозок на всех видах транспорта не составляют матриц, а определяют мощность пассажирских потоков по линиям и участкам. Для этого используют отчетные данные об исполненных перевозках, а также сведения периодических обследований и хронометражи пассажиропотоков.

Для целей организации движения, а также для анализа и учета, периодически составляют плановые и отчетные схемы грузовых и пассажирских потоков, которые дают наглядное представление о зарождении, путях следования и погашения отдельных струй и в целом всего потока. Они позволяют также выявить нерациональные перевозки, которые возникают как следствие недостатков планирования перевозок или несовершенства размещения производительных сил.

Наши рекомендации