Методические указания по выполнению задания № 2
Оборот грузового вагона – это время, затрачиваемое на полный цикл работы вагона от момента начала одной погрузки (выгрузки) до момента начала другой погрузки (выгрузки).
Оборот грузового вагона может быть рассчитан по формуле
, | (4) |
где – полный рейс вагона, т. е. расстояние, которое проходит вагон за оборот;
– участковая скорость, т. е. расстояние, которое проходит вагон за один час движения по участку с учетом простоев на промежуточных станциях;
– вагонное плечо – расстояние, которое проходит вагон между двумя техническими станциями;
– среднее время простоя вагона на технической станции;
– коэффициент местной работы (показывает количество грузовых операций, которое проходит вагон за оборот);
– среднее время простоя вагона под грузовой операцией.
Для определения полного рейса вагона можно использовать один из следующих способов:
, | (5) |
где , – груженый и порожний рейс вагона;
– общий пробег вагонов;
– работа железной дороги, ваг.
Таблица 2 - Исходные данные к заданию № 2
Показатель | Вариант | |||||||||
Общий пробег вагонов, млн ваг-км | 4791,0 | 7074,0 | 4563,0 | 6072,0 | 6143,0 | 5021,0 | 5935,0 | 6942,0 | 6589,0 | 5538,0 |
Погрузка, тыс. ваг. | 700,0 | 753,0 | 724,0 | 682,0 | 724,0 | 701,0 | 549,0 | 750,0 | 410,0 | 682,0 |
Выгрузка, тыс. ваг. | 325,0 | 820,0 | 736,0 | 563,0 | 731,0 | 445,0 | 462,0 | 800,0 | 639,0 | 591,0 |
Прием груженых вагонов, тыс. | 987,0 | 900,0 | 828,0 | 700,0 | 750,0 | 850,0 | 910,0 | 987,0 | 725,0 | 742,0 |
Участковая скорость, км/ч | 38,0 | 39,0 | 40,0 | 41,0 | 42,0 | 42,5 | 40,5 | 39,8 | 40,5 | 39,5 |
Время нахождения вагона под грузовой операцией, ч | 18,0 | 17,0 | 17,5 | 18,2 | 18,3 | 18,1 | 17,8 | 17,3 | 17,1 | 18,0 |
Время нахождения на технической станции, ч | 2,5 | 2,3 | 2,4 | 2,2 | 2,1 | 2,4 | 2,0 | 2,3 | 2,4 | 2,5 |
Вагонное плечо, км | 120,0 | 123,0 | 129,0 | 127,0 | 125,0 | 128,0 | 123,0 | 129,0 | 124,0 | 122,0 |
| |||
Коэффициент местной работы рассчитывается по формуле
, | (6) |
где , – объемы погрузки и выгрузки, ваг.
В свою очередь, работа железной дороги рассчитывается по формуле
, | (7) |
где nпр, nсд – прием или сдача вагонов соответственно.
ЗАДАНИЕ № 3
ТЕМА: «Расчет снижения потребности в подвижном составе за счет улучшения его использования»
Определить изменение эксплуатируемого парка локомотивов в грузовом движении по железной дороге при уменьшении доли вспомогательного пробега локомотивов в линейном пробеге на 0,01, а также высвобождение рабочего парка грузовых вагонов при увеличении динамической нагрузки на вагон рабочего парка на 1 т. Рассчитать среднюю населенность вагонов в поездах дальнего следования и пригородного сообщения, коэффициент использования вместимости вагонов и средний состав поезда в вагонах. Показать различие этих показателей по видам сообщений.
Определить, на сколько сократится потребность железной дороги в пассажирских вагонах, если средняя населенность пассажирского вагона в поездах дальнего следования возрастет на 5 %, пригородного сообщения – на 10 %. Исходные данные для выполнения задания представлены в табл. 3.
Методические указания по выполнению задания № 3
При определении изменения величины эксплуатируемого парка локомотивов в грузовом движении за счет повышения их производительности используют следующую формулу:
, | (8) |
где – тонно-километры брутто;
Таблица 3 - Исходные данные к заданию № 3
Показатель | Вариант | |||||||||
Тонно-километры брутто, млрд | 157,00 | 156,00 | 155,00 | 157,00 | 156,00 | 154,00 | 157,20 | 156,40 | 155,20 | 156,80 |
Среднесуточный пробег локомотива в грузовом движении, км | 700,00 | 705,00 | 704,00 | 701,00 | 702,00 | 700,00 | 705,00 | 703,00 | 704,00 | 701,00 |
Средний вес поезда брутто, т | 3400,00 | 3600,00 | 3500,00 | 3450,00 | 3650,00 | 3550,00 | 3670,00 | 3590,00 | 3700,00 | 3750,00 |
Доля вспомогательного пробега локомотивов в линейном | 0,11 | 0,12 | 0,10 | 0,13 | 0,14 | 0,10 | 0,11 | 0,15 | 0,12 | 0,13 |
Тонно-километры нетто, млн | 16923,00 | 16821,00 | 16951,00 | 16822,00 | 16924,00 | 16855,00 | 16899,00 | 17001,00 | 17203,00 | 16858,00 |
Среднесуточный пробег грузового вагона, км | 448,00 | 450,00 | 451,00 | 445,00 | 447,00 | 448,00 | 452,00 | 455,00 | 448,00 | 449,00 |
Динамическая нагрузка на вагон рабочего парка, т | 41,00 | 45,00 | 42,00 | 41,00 | 43,00 | 47,00 | 48,00 | 44,00 | 47,00 | 45,00 |
Пассажирооборот, млрд пас-км: а) в дальнем следовании | 10,00 | 11,00 | 10,00 | 11,00 | 12,00 | 10,00 | 12,00 | 11,00 | 10,00 | 12,00 |
б) в пригородном сообщении | 6,00 | 7,00 | 6,00 | 7,00 | 6,00 | 7,00 | 6,00 | 7,00 | 6,00 | 7,00 |
|
Окончание табл. 3
Показатель | Вариант | |||||||||
Вагоно-километры в пассажирском движении, млн: а) дальнего следования | 230,00 | 237,00 | 234,00 | 235,00 | 236,00 | 231,00 | 236,00 | 239,00 | 230,00 | 234,00 |
б) пригородного сообщения | 175,00 | 174,00 | 175,00 | 174,00 | 175,00 | 176,00 | 175,00 | 174,00 | 174,00 | 176,00 |
Поездо-километры, млн: а) в дальнем следовании | 11,30 | 11,20 | 11,00 | 11,3 | 11,2 | 11,00 | 11,7 | 11,80 | 11,50 | 11,00 |
б) в пригородном сообщении | 27,90 | 28,10 | 28,00 | 27,80 | 28,20 | 28,10 | 27,90 | 28,00 | 27,80 | 28,10 |
Место-километры, млрд: а) в дальнем следовании | 10,50 | 12,40 | 10,30 | 12,50 | 13,20 | 11,40 | 13,30 | 12,20 | 11,50 | 13,40 |
б) в пригородном сообщении | 8,50 | 8,20 | 8,30 | 8,40 | 8,50 | 8,20 | 8,30 | 8,50 | 8,40 | 8,10 |
Среднесуточный пробег пассажирских вагонов, км: а) в дальнем следовании | 600,00 | 600,00 | 601,00 | 601,00 | 602,00 | 602,00 | 603,00 | 603,00 | 604,00 | 604,00 |
б) в пригородном сообщении | 501,00 | 500,00 | 510,00 | 505,00 | 502,00 | 504,00 | 506,00 | 500,00 | 501,00 | 503,00 |
|
, – среднесуточная производительность локомотива, работающего в грузовом движении, до и после проведения мероприятий по снижению доли вспомогательного пробега в линейном.
В свою очередь, эти показатели рассчитываются по формулам:
; | (9) |
, | (10) |
где – среднесуточный пробег локомотива;
– средний вес поезда брутто;
, – доля вспомогательного пробега в линейном до и после проведения мероприятий соответственно.
При определении снижения потребности железной дороги в грузовых вагонах за счет повышения динамической нагрузки на вагон рабочего парка используют следующую формулу:
, | (11) |
где , – среднесуточная производительность грузового вагона до и после проведения мероприятий по повышению динамической нагрузки на вагон рабочего парка.
В свою очередь, эти показатели рассчитываются по формулам:
, | (12) |
, | (13) |
где – среднесуточный пробег грузового вагона;
, – динамическая нагрузка на вагон рабочего парка до и после проведения мероприятий соответственно.
Средняя населенность пассажирского вагона, как в дальнем следовании, так и пригородном сообщении, определяется по формуле
, | (14) |
где – пассажирооборот (в дальнем следовании или пригородном сообщении);
– пробег пассажирских вагонов (в дальнем следовании или пригородном сообщении).
Коэффициент использования вместимости пассажирских вагонов, как в дальнем следовании, так и пригородном сообщении, рассчитывается по формуле
, | (15) |
где – место-километры (в дальнем следовании или пригородном сообщении).
Средний состав пассажирского поезда в вагонах по видам сообщения определяется следующим способом:
, | (16) |
где – пробег пассажирских поездов (в дальнем следовании или пригородном сообщении).
Сокращение потребности железной дороги в пассажирских вагонах за счет повышения средней населенности пассажирского вагона (отдельно для дальнего следования и пригородного сообщения) рассчитывается по формуле
, | (17) |
где , – среднесуточная производительность пассажирского вагона до и после повышения средней населенности пассажирского вагона.
В свою очередь, эти показатели рассчитываются по формулам:
, | (18) |
, | (19) |
где – среднесуточный пробег пассажирского вагона;
, – средняя населенность пассажирского вагона до и после повышения соответственно.
ЗАДАНИЕ № 4
ТЕМА: «Определение пробегов подвижного состава»
По исходным данным, представленным в таблице 4, определить:
Таблица 4 – Данные о пробегах подвижного состава за отчетный месяц
Вид сообщения | Вариант | ||||
Вагоно-километры, тыс. | |||||
Груженых вагонов | |||||
Порожних вагонов | |||||
Локомотиво-километры, тыс. | |||||
Во главе поездов | |||||
Вторых локомотивов, работающих по системе многих единиц | |||||
В двойной тяге | |||||
В одиночном следовании без толкачей | |||||
В подталкивании | |||||
Маневры | |||||
Прочий условный пробег |
1) линейный пробег локомотивов;
2) вспомогательный пробег локомотивов в линейном;
3) условный пробег локомотивов;
4) общий пробег локомотивов;
5) общий пробег вагонов грузового парка.
Методические указания по выполнению задания № 4
Работа подвижного состава, связанная с перемещением называется пробегом. Основным показателем, характеризующим пробег локомотивов, является общий пробег, измеряемый локомотиво-километрами. В зависимости от работы или выполняемой роли подразделяется на части.
Основной по величине частью общего пробега является линейный пробег – это суммарное расстояние, пройденное локомотивами по перегонам. Определяется на основе эксплуатационной длины перегонов и участков.
Линейный пробег складывается из основного и вспомогательного. К основному пробегу относится пробег в голове поездов. Вспомогательный линейный пробег складывается из пробега в двойной тяге, одиночном следовании и подталкивании.
Работа локомотивов связана не только с их пробегом на магистральных участках, но и с выполнением маневровой и прочей работы на станциях и в локомотивных депо, а также с простоем в рабочем состоянии в ожидании работы. Эти виды работ и технологический простой принято выражать условным пробегом в локомотиво-километрах.
Таким образом, общий пробег локомотивов определяется по формуле:
, | (20) |
где - линейный пробег локомотивов;
- линейный пробег локомотивов.
Пробег вагонов грузового парка - расстояние, пройденное грузовыми вагонами рабочего парка, складывается из груженого пробега, т.е. расстояния, пройденного грузовыми вагонами рабочего парка с грузами, и порожнего пробега - расстояния, пройденного грузовыми вагонами рабочего парка без груза.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Статистика железнодорожного транспорта. Учебник/ Под ред. А.А. Вовка, А.А. Поликарпова. М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. - 516 с.
2. Е.В. Петрова, О.И. Ганченко, А.Л. Кевеш. Статистика транспорта. М.: «Финансы и статистика». 2002.
3. В.Г. Круглова, Е.А. Полосаткина. Статистика железнодорожного транспорта: Учебное пособие. Новосибирск, 2001. - 145с.
4. В.Г. Круглова, Е.А. Полосаткина Статистика эксплуатации подвижного состава. Учебное пособие. Москва, 2003. - 115с.
5. Е.А. Полосаткина. Статистика железнодорожного транспорта. Часть 2. Учебное пособие. Новосибирск,1 997. - 96с.
6.Статистика железнодорожного транспорта./Под ред. Т.И.Козлова, А.А. Поликарпова. М. Транспорт, 1990. - 324 с.