Немного про китайскую логистику
К сожалению, или счастью, идеальный вариант доставки материального потока до потребителя - телепортация китайского товара в нужную точку пространства - невозможен. Поэтому приходится доставлять материальный поток, назовём его "Опт из Китая", другими способами.
Начнём с карты железных дорог Китая:
Уже по карте жд дорог Китая можно увидеть, что плотность жд дорог в разных частях страны разная и мало мест, где есть путь к границе РФ или Казахстана...
Если смотреть на политическую Карту Китая - то складывается мнение, что это действительно "срединное государство" (как себя называет Китай). На практике же - большая часть населения живет в провинциях вдоль линии океана, а в горах, которые занимают значительную часть территории КНР, населения мало, жд дорог нет.
Рассмотрим карту автомобильных дорог Китая. Карта напоминает карту железных дорог Китая. Автомобильные дороги, население и производство - вдоль побережья Китая.
На физической карте Китая мы и видим эти злополучные для логистики (но притягательные для туристов) горные массивы. Именно из-за них железную и автомобильную дороги в Китае удалось проложить только по Северу Китая.
Таким образом, исходя из особенностей местности и сложившихся из-за них внутренних транспортных магистралей Китая, вырисовывается общая картина того, как можно доставить материальный поток – опт из Китая в Российскую федерацию. Правда, кому-то, конечно, нужно доставить опт из Китая в Казахстан или в Украину и т.д. Отмечу, что общий подход от этого не меняется.
1) Если ваш груз из Китая совсем небольшой, к примеру, до 100 килограмм, то доставить груз можно с помощью служб экспресс-доставки: DHL, EMS, TNT, UPS, FedEx, S.F.Express (sf-express.com). У разных служб – свои ограничения на максимальную массу одной посылки.
Поинтересуйтесь у вашего поставщика, работают ли они с какой-нибудь китайской логистической компанией. К примеру, в Шэньчжэне, бывает так: у коммерческого директора компании есть помощница, у ней запущен MSN, если что-то нужно доставить (1,2,3,4 коробки) в какую-либо точку мира, то она пишет в эту компанию через MSN на китайском. И те так же на китайском ей отвечают. А эта логистическая компания уже работает с DHL, EMS, TNT, UPS, FedEx и имеет у них хорошие скидки за объем грузов. Причём, зачастую отправка идёт из Гонконга – это уже другая страна (в экономическом плане). Из Гонконга - дешевле, чем отправка с помощью китайских материковых DHL, EMS, TNT, UPS.
Посылка, отправленная через China Post (Почту Китая) в Екатеринбург, идет 1,5-2 месяца. Гонконгская почта (hongkongpost.com) работает быстрее – 3-4 недели (в декабре-январе посылка может идти 1,5-2 месяца из-за дурацких праздников, которые создают гигантский объем посылок-подарков на почте), максимальная масса посылки для ГП составляет 2-2,5 кг.
Ещё бывает вариант, к примеру, когда прилетаете Вы в Пекин и выбираете по каталогу какие-нибудь вещи, допустим, свадебные платья западного типа (сколько-то штук). В этом случае их вам шьют в Гуанчжоу и экспресс-службой доставляют в Пекин. Вы их забираете через 3-4 дня после заказа и везёте с собой в самолёте как багаж. Это ещё один вариант китайской внутренней логистики.
Ещё рекомендация – никогда не отправляйте с помощью DHL, EMS, TNT, UPS образцы, если не в Москву. Также всегда на образцах нужно писать: «Gift» - подарок. Были у меня проблемы с DHL Ставрополь – они вообще развернули посылку - типо «международные отправления не принимаем». А DHL Ростов-на-Дону заставил получателя образцов переться на склад и ещё платить растаможку, их услуги и т.д. В Питере меня TNT заставил платить немаленькую сумму. В Москве и МО всё проще. И сами привезут, и вопросов не зададут. Кстати, я сам лично получал в Москве образцы, отправленные через китайскую экспресс-службу S.F.Express – всё было ОК, привезли их ко мне домой.
2) Если груз небольшой, то можно доставить его авиадоставкой. Главный её нюанс авиадоставки, который у нас бывал, это, если груз не входит в один самолёт, то его делят и доставляют на нескольких бортах. При этом вы не можете растаможить и получить груз, пока не будет в наличии всё, что указано в таможенной декларации. И вам приходится платить деньги за каждый день СВХ (склад временного хранения) при аэропорте. А это опять же увеличивает итоговую себестоимость товара.
3) Средние и большие грузы опта из Китая.
Доставка опта из Китая по суше
a) Автомобильным или железнодорожным транспортом по северу Китая через Урумчи к границе.
Кстати, также в Урумчи много посреднических торговых компаний и рынков, которые берут вопросы транспортировки до Урумчи на себя. Многие товары народного потребления закупаются клиентами уже в Урумчи. Клиент и не знает, где находится китайский производитель и как доставлялся груз до Урумчи.
б) Автомобильным или железнодорожным транспортом до границы с РФ на северо-востоке Китая.
Карты железных дорог выглядят красиво. Но у РФ и Китая разная ширина колеи, поэтому приходится перегружать грузы в специальных терминалах. И, я помню, что были статьи в Forbes Russia, что «Российские железные дороги», пользуясь монопольным владением рельсами, пытались задушить частных владельцев вагонов и составов. Там целые складские перевалочные терминалы простаивали возле границы. Были суды, обращения в ФАС (Федеральная антимонопольная служба) и т.д. Не знаю, чем закончилось дело. Нужно копаться и читать прессу. Многие хотят контролировать транспортный поток опта из Китая – это лакомый кусок и хорошие доходы.
Если продолжать говорить про перевозки по суше, то ещё в Москве есть «Ассоциация международных автомобильных перевозчиков» (asmap.ru), при ней есть курсы и возможность выдачи допусков к международным автомобильным перевозкам. Ассоциация имеет филиалы. Их курсы и допуски есть и в Екатеринбурге. Поэтому существуют транспортные компании, владеющие от 1 до n-ного количества фур, которые могут забрать оптовый груз в Китае или у границы и довести, например, до Екатеринбурга. Это направление сейчас активно развивается. А кто-то получает допуски к международным перевозкам на свою торговую компанию, и уже свой транспортный отдел доставляет товар оптом из Китая.
Кстати, я сейчас только подумал, доставка по суше, особенно автомобильная, и дальше будет развиваться, снижая стоимость доставки и особенно сроки доставки. По сравнению с доставкой по морю.
В некоторых источниках есть информация, что иностранным фурам въезд на территорию КНР закрыт. Это уже вопрос к автотранспортникам. Нужно уточнять...
Доставка опта из Китая по морю и суше
Опт из Китая доставляется автомобильным или железнодорожным транспортом до китайского порта. Далее морем в три основных места:
Восток: Дальний восток РФ – порт Восточный, Ванино, Владивосток, Находка и другие.
Северо-запад: Балтийские страны, Финляндия, РФ – порт Санкт-Петербург и другие.
Юг: РФ – порт Новороссийск.
По РФ уже автомобильным или железнодорожным транспортом до пункта назначения, например, до Москвы. Вот, к примеру, сроки доставки морем с сайта одного из операторов:
Порт Шанхай - порт Санкт-Петербург (11761 Nautical Miles = 40 дней 20 часов)
Порт Шанхай - порт Новороссийск (8487 Nautical Miles = 29 дней 11 часов)
Порт Шанхай - порт Мурманск (12047 Nautical Miles = 41 дней 2 часов)
Крупные океанские суда не могут доплывать до порта Санкт-Петербург – не позволяет глубина финского залива. Поэтому либо в Балтийских портах, либо в Финляндии груз перегружают на суда с меньшим водоизмещением и везут до порта Санкт-Петербург. Либо в этих же портах, контейнер ставят на автомобильную платформу и везут, например, в Москву.
На самом деле морских портов у России больше. Просто не все российские порты имеют сообщение с Китаем. А вот благодаря тому, что у Китая производство вдоль линии моря и есть много портов, Китай успешно отправляет товары морем по всей планете и также успешно морем получает сырье. Таким образом, кроме дешевой рабочей силы, Китай своим успешным развитием обязан и удачной логистике, построению удачных логистических систем.
Бывают сборные контейнеры. Это когда в одном контейнере товар от нескольких грузополучателей. Фишка сборных контейнеров – если кто-то, чей груз есть в сборном контейнере, неправильно или неудачно задекларировал свой груз, то вы будете ждать n-ное количество времени, пока не решится проблема с этим грузом. Имейте ввиду, что сроки получения груза могут значительно увеличатся, и вы можете не успеть вовремя начать торговать сезонным товаром, или у вас начнутся проблемы с банком. С банком, в котором вы взяли кредит, деньги в товаре, товар в контейнере, контейнер таможня не отдаёт из-за кого-то с неправильными документами или проблемным грузом (например, код ТН ВЭД попадает под военные цели и нужны какие-нибудь разрешительные документы из ФСБ РФ на ввоз данного вида товара). Вы уже надеялись продать часть товара и оплатить обязательный платёж в банк, а не тут-то было. Ни оператор, предлагающий услугу перевозки сборных контейнеров, ни тем более таможня РФ, никакой ответственности за просрочку получения вами товара не несут и их ваши проблемы не интересуют. Надеюсь, что у вас будут удачные соседи по сборному контейнеру.
Нюансы китайских товаросопроводительных документов
Кстати, россияне предпочитают оптимизировать налоговое бремя путем снижения себестоимости товара в инвойсе (счёт-фактуре продавца). Китайцы же зачастую, оптимизируют свои налоги, путём занижения количества товара в инвойсе. Например, в 20-ти футовом контейнере 8 тысяч устройств X, а они пишут, что их там якобы 4 тысячи, этих устройств Х. Таким образом, нужно заранее интересоваться у китайских партнёров, что будет в товаросопроводительных документах, если они сами отправляют груз и готовят инвойс (счёт-фактура) и пакинг-лист. Это позволит избежать проблем при растаможке груза.
Нюансы китайской транспортной упаковки
Если ваш товар стеклянный, керамический, либо любой другой хрупкий товар. То с большей долей вероятности можно утверждать, что китайцы сделают такую транспортную упаковку, что будет много боя в контейнере при транспортировке. И получите вы не товар, а куски товара. Ну не дано некоторым поставщикам понять, что упаковывать нужно правильно. Поэтому многие российские транспортные компании предпочитают самостоятельно упаковывать хрупкий товар перед погрузкой его в контейнер.
Выводы по главе «Опт из Китая 7. Немного про китайскую логистику».
1. Есть n-ное количество путей доставки опта из Китая до вашего склада.
2. Одни пути доставки опта из Китая для вас более выгодны, другие менее выгодны.
3. Когда вы будете подбирать себе транспортную компанию, важно четко понимать, каким путём она предлагает вам доставку.
4. Сроки логистических компаний по доставке опта из Китая нужно умножать на 1,5-2. Если вы ранее с ними не работали, то, наверняка, чтобы заполучить ваш заказ, будут предложены заниженные сроки доставки товара.
5. Оптимизация транспортного потока «Опта из Китая» для вас – это наиболее оптимальный маршрут и наиболее выгодный перевозчик на данном маршруте. Удачи в выборе надежных партнёров!
6. Где таможить – это вы решаете совместно с логистическим оператором и таможенным брокером. Подходы бывают разные.
Источник: http://sinocom.ru/archive/index.php/t-5163.html