ЛЕКЦИЯ № 2. ОБРАЗОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ
План лекции
2.1. Образование грузовых потоков
2.2. Характеристика грузовых потоков
2.3. Общие сведения о планировании перевозок
Литература
1. Парунакян В.Э., Хара М.В. Общий курс транспорта: учебное пособие. – Мариуполь. Полиграфия ПГТУ2007. - 203 c.
2. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: Учебник для вузов. - М. Высшая школа, 1991г. - 383с.
3. Афанасьев Л.Л., Островский Н.П., Цукерберт С.М. Единая транспортная система и автотранспортные перевозки. Учебник для вузов. 2-е издание. - М. Транспорт, 1984 г. - 333 с.
Образование грузовых потоков
В соответствии со сложившимся размещением производительных сил территория страны делится на экономические районы. В Украине имеются Донецко-Приднепровский, Юго-Западный и Южный экономические районы.
Поскольку в каждом экономическом районе существует сложившийся комплекс производств ведущих отраслей промышленности, он получает ту или иную специализацию. Например: Донецко-Приднепровский район в основном характеризуется развитым угольно-металлургическим производством.
По мере развития производительных сил страны схема специализации в целом и профиль каждого экономического района со временем могут дополняться и изменяться. Однако, основным признаком специализации остается та продукция, которая производится в массовом количестве, значительно превышающем собственные потребности данного района.
Поэтому специализация экономических районов позволяет за счет действующих производств, а при необходимости, и наращивания мощностей предприятий производить в этих районах определенные виды высококачественной и дешевой продукции в больших масштабах и удовлетворять ею не только свои потребности, но и нужды других экономических районов страны.
Таким образом, возникает необходимость межрайонного обмена различными видами сырья, топлива, полуфабрикатами и готовыми изделиями.
Для установления размеров целесообразного ввоза и вывоза определенных видов продукции (уголь, руда, металл, лес, нефть и др.) составляются транспортно-экономические балансы по экономическим районам страны. Первым этапом этой работы является составление таблицы транспортно-экономического баланса (табл. 2.1). Для примера рассмотрим таблицу ТЭБ для Украины по трем видам продукции: уголь, металл и изделия машиностроения (данные приведены условно).
Таблица 2.1.
Транспортно-экономический баланс
Вид продукции | Экономи-ческие районы | Объем продукции, млн.т. | |||||
Производство | Потребление | Баланс | Экспорт | Импорт | |||
+ | – | ||||||
Уголь | Дон.-Придн. | 35,0 | 16,0 | – | – | – | |
Юго-Запад. | – | 13,0 | – | – | – | ||
Южный | – | 6,0 | – | – | – | ||
Итого | 35,0 | 35,0 | – | – | |||
Металл | Дон.-Придн. | 24,0 | 4,0 | – | 10,0 | – | |
Юго-Запад. | – | 8,0 | – | – | – | ||
Южный | – | 2,0 | – | – | – | ||
Итого | 24,0 | 14,0 | 10,0 | – | |||
Машино-строительная | Дон.-Придн. | 6,0 | 9,0 | – | – | 1,0 | |
Юго-Запад. | 12,0 | 9,0 | – | – | – | ||
Южный | 4,0 | 6,0 | – | – | 1,0 | ||
Итого | 22,0 | 24,0 | – |
На втором этапе на основе таблиц ТЭБ по направлениям грузопотоков важнейших видов продукции формируется схема межрайонного грузообмена или межрайонных транспортно-экономических связей. Эти связи характеризуются большой дальностью перевозок и концентрацией грузопотоков на основных транспортных магистралях (рис. 2.1).
Аналогичные транспортно-экономические балансы составляются и внутри каждого экономического района.
Таким образом, в общем виде транспортно-экономический баланс состоит из трех взаимоувязанных частей:
а) объемов производства и отправления грузов;
б) объемов потребления и приема грузов;
в) схемы транспортно-экономических связей, то есть схемы прикрепления поставщиков к потребителям, которая включает: сводный баланс по видам продукций, географию и адрес перевозок, а также предложения по рациональному распределению перевозок по видам транспорта.