Ценовая маркетинговая политика
1) Выбор ценовой стратегии предприятия:
· в зависимости от типа рынка;
· в зависимости от этапа жизненного цикла товара;
· в зависимости от экономической политики предприятия.
Факторы, влияющие на уровень цены.
Методы расчета цен.
А. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
При выборе стратегии исходят из модели рынка:
1) чистая конкуренция. Ценовая политика сводится:
· к установлению цены, сложившейся на рынке;
· к поиску объема производства, максимизации прибыли при данном уровне цен.
2) монополистическая конкуренция (20 — 70 предприятий). Характерна монополия на марку изделия, хотя продукты несколько отличаются. Рынок характерен для легкой промышленности для розничной торговли. Ценовая политика сводится:
· к поиску интервала изменения цен;
· к установлению цены с учетом конкурентоспособности, структуры спроса и величины издержек.
Наиболее типичные стратегии:
“выше номинала”: покупателям с высокими доходами предлагаются товары люкс по престижным ценам, остальным обычные товары по пониженным ценам;
“убыточного лидера”: заключается в том, что в дополнение к основному товару предлагается набор дополнительных изделий. Основной товар продается по низкой цене, а дополнительные изделия по высокой.
3) олигополия (2 — 20 предприятий). Производят стандартизированную продукцию или слабо дифференцированную. Характерна высокая степень контроля над ценами. Контроль проявляется:
· ломаная кривая спроса
В случае повышения цены фирмой конкуренты не следуют ее примеру и спрос на ее продукцию становится высоко эластичным. В случае понижения цены фирмой конкуренты следуют ее примеру, спрос низко эластичный.
· стратегия следования за лидером заключается в том, что фирма лидер первая изменяет цены, а остальные следуют за ней;
· стратегия координации действий существует в двух формах:
принятия соглашения о ценах;
параллельная ценовая политика.
Соглашение о ценах может быть явным и тайным. Параллельная политика заключается в том, что все фирмы калькулируют издержки по унифицированным статьям + % нормы прибыли.
4) чистая монополия: продукции фирмы нет заменителя, поэтому можно диктовать цены. Чтобы сохранить покупателей монополисты прибегают к принципу ценовой дискриминации (по разным ценам).
Формы ценовой дискриминации:
дифференциация по группам потребителей;
дифференциация по варианту товары и услуги;
дифференциация по местонахождению;
дифференциация по времени.
На принципе дискриминации основаны следующие стратегии:
“стратегия мгновенных цен”: в результате анализа кривых спроса для каждой группы потребителей монополист назначает максимально высокую цену, которую они готовы запросить;
“стратегия сегментации рынка” заключается в том, что большая часть продукции продается на одном рынке по ценам, обеспечивающим определенную прибыль, а некоторая часть на другом рынке по сниженным ценам.