IV. Изучение нового материала. II. Актуализация опорных знаний
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа по материалам урока чтения.
— Какую букву мы выучили на уроке чтения?
— Какие звуки она обозначает? Охарактеризуйте их. (Учитель выставляет печатные буквы на наборное полотно.)
— Назовите слова, которые начинаются твердым звуком [л], мягким звуком [л']. 2. Звуковой анализ слов.
А) — Послушайте загадку, назовите отгадку.
Падают с ветки
Золотые монетки.
(Листья.)
— Как вы узнали, что это листья? Когда они напоминают золотые монетки? Учитель демонстрирует изображения листьев с различных деревьев.
— Знаете ли вы, с каких деревьев упали эти листочки? Как вы узнали дубовый лист? А кленовый, каштановый?
— Послушайте осеннее стихотворение. Как поэту удалось передать шорох опавших листьев?
Опавшей листвы Разговор еле слышен:
— Мы с кленов...
— Мы с яблонь...
— Мы с вязов...
— Мы с вишен...
— С осинки...
— С черемухи...
— С дуба...
— С березы... Везде листопад:
На пороге — морозы!
При повторном слушании дети запоминают и называют слова со звуком [л](слышен, яблонь) и [л'] (листвы, еле, кленов, листопад).
б)
III. Сообщение темы и цели урока
Сегодня Лисичка-сестричка приглашает нас на прогулку в осенний лес. Она предлагает набрать красивый букет из осенних листьев, но не простых, а нарисованных из рукописной буквы л. За каждый правильный ответ, за красиво и правильно написанные буквы и слова вы будете получать осенние листочки. А в конце урока мы посмотрим, кто из вас соберет самый большой и самый красивый букет.
IV. Изучение нового материала
1. Графический анализ строчной буквы л.
— Из каких элементов состоит буквам?
— Чем отличаются печатная и рукописная буквы л?
— Решите два графических примера на вычитание:
— Послушайте загадку. О чем идет речь?
Осенняя загадка
Красные кораблики, желтые кораблики
Выходили в плаванье, да в пути озябли.
Сбились возле берега, качаются на ряби
Красные кораблики, желтые кораблики.
— Посмотрите на карточки, найдите букву л, и нарисуйте из нее листочек. Помните, что они могут быть разной формы и разного цвета.
Варианты образов
2. Объяснение написания строчной буквы л.
Строчная буква л, состоит из двух элементов: переднего плавного и наклонной палочки с закруглением внизу.
Начинаем писать, как и букву м,, чуть выше нижней строчной линии. Ведем закругление вниз - вправо, касаясь нижней линии, затем пишем плавный элемент вверх до верхней линии основной строки. Не отрывая ручки, пишем наклонную палочку с закруглением внизу, которое доводим до середины строки. Буква пишется под счет «раз -и, два -и».
3. Пальчиковая гимнастика.
Лиса
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?.. (Лиса.)
Обе ладони сделать «ковшиком», большие пальцы поднять вверх, указательные пальцы и мизинцы сгибаем внутрь ладоней и прижимаем друг к другу. Средние и безымянные пальцы образуют узкую «лисью» мордочку.
Работа в прописи
5. Физкультминутка.
Листочки
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети то приседают, то поднимаются и кружатся.)
1. Работа по развитию речи учащихся, уточнение значения слов.
А) Составьте рассказ по картинке и схемам.
б) — Посмотрите на рисунок в верхней части страницы. Что так удивленно рассматривает Лисичка-сестричка? Кто знает, как называются эти грибы?
Учащиеся прослушивают стихотворение — диалог между лисичками.
— Кто вы?
— Мы лисички, Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же?
— Мы лисички тоже!
— Как, с одной-то лапкой?
— Нет, еще со шляпкой...
После анализа содержания дети разучивают стихотворение и разыгрывают диалог. За самое выразительное инсценирование учитель выдает детям листочки.
V. Итог урока
— Какую букву мы учились писать сегодня на уроке?
— Какие звуки она обозначает?
— Что мы узнали о слове лисички?
— Кто собрал за урок самый большой букет осенних листьев?
Ход урока
I. Организация класса