Тема 8. Логистика распределения
8.1 Основные понятия логистики распределения
Логистика распределения — это управление потоками готовой продукции в сфере распределения. Под распределением понимается деятельность по доведению готовой продукции до конечного потребителя. Сфера распределения представляет совокупность субъектов распределения, осуществляющих распределение. Под субъектами (участниками) распределения понимаются юридические и физические лица, осуществляющие распределение готовой продукции и одновременно передачу права собственности на нее в процессе распределения. Всех участников распределения можно разделить на три группы: производители; посредники или промежуточные потребители; конечные потребители. Посредники могут быть зависимыми и независимыми. Зависимыми считаются участники, которые юридически являются зависимыми от производителя. Независимыми считаются участники, которые являются юридически самостоятельными лицами. Основной целью распределительной логистики является обеспечение потребителя готовой продукцией с минимальными затратами.
8.2 Понятие и виды каналов распределения, распределительные сети
Канал распределения — это совокупность субъектов распределения, осуществляющих движение готовой продукции от определенного производителя до определенного конечного потребителя (индивидуального или группового).
Классификации каналов распределения.
Первая классификация строится в соответствии количеством участников (каналов) распределения. В рамках данной классификации можно выделить две группы каналов:
Ø прямые (двухуровневые) каналы, которые имеют в своем составе двух субъектов распределения: производителя и потребителя;
Ø многоуровневые каналы, которые включают в свой состав кроме производителя и потребителя посредников.
Вторая классификация строится в соответствии с правовым статусом участников распределения – посредников:
Ø каналы с участием дилеров;
Ø каналы с участием дистрибьюторов;
Ø каналы с участием комиссионеров;
Ø каналы с участием агентов.
Третья классификация строится по такому признаку, как характер взаимодействия участников распределения. В рамках данной классификации обычно выделяют два вида каналов:
Ø вертикальные каналы, которые состоят из взаимозависимых участников;
Ø горизонтальные каналы, которые состоят из независимых участников.
Четвёртая классификация формируется в зависимости от роли их участников в товародвижении. В соответствии с данным признаком можно выделить четыре вида каналов:
Ø каналы прямого сбыта, которые включают одного производителя и одного потребителя;
Ø розничные каналы или каналы розничного распределения, которые кроме производителя и потребителя включают еще розничного продавца (продает продукцию в единичных количествах);
Ø оптовые каналы или каналы оптового распределения, которые кроме производителя, потребителя и розничного продавца включают еще одного или нескольких оптовых продавцов;
Ø каналы с распределительными центрами, которые кроме производителя, потребителя и розничного продавца включают еще распределительные центры (вместо оптового продавца). При этом, как правило, распределительный центр не осуществляет сам операции товародвижения, а лишь их организует (т.е. осуществляет операции логистики).
Совокупность каналов распределения одного производителя образуют распределительную сеть. Распределительные сети можно классифицировать в соответствии с основным типом и количеством используемых в сети каналов. По количеству используемых каналов можно выделить следующие типы распределительных сетей:
Ø сеть интенсивного распределения – используется максимальное число участников распределения;
Ø сеть селективного распределения – используется ограниченное число участников распределения, ограниченное определенной территорией;
Ø сеть эксклюзивного распределения – используется минимальное (или единственное) число участников распределения, ограниченное определенной территорией и обладающее исключительными правами по реализации продукции.
В соответствии с основным типом используемых в сети каналов можно выделить следующие типы распределительных сетей:
Ø сеть прямого сбыта, основу которой составляют каналы соответствующего вида;
Ø розничная сеть,
Ø оптовая сеть;
Ø сеть с распределительным центром.