Порядок таможенного контроля
Представление товаров и транспортных средств к таможенному контролю выражается в уведомлении таможенного органа об их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и доставке в место таможенного оформления (при ввозе) или в место таможенного оформления и доставке в пункт пропуска на таможенной границе (при вывозе за пределы таможенной территории Российской Федерации).
В месте начала и окончания таможенного контроля доставленные товары и транспортные средства представляются, а документы на них вручаются таможенному органу не позднее 30 минут после прибытия товара и транспортного средства, а в случае прибытия их вне времени работы таможенного органа - не позднее 30 минут после наступления времени работы этого таможенного органа.
Уведомление таможенного органа о ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию и вывозе с таможенной территории и их представление к таможенному контролю является обязанностью перевозчика. При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации допускается уведомление таможенного органа также лицом, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств (декларантом).
Уведомление таможенного органа выражается в предъявлении гарантийного обязательства получателя (отправителя) товара об оплате таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов в случае непредставления товара в таможню назначения и счета-фактуры на товар. Гарантийное обязательство и счет-фактура не представляются при перевозке товаров государственными железными дорогами при перевозке товаров, происходящих из государств, которым Российской Федерацией предоставлен режим ввоза товаров без обложения таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами; при перевозке тех товаров, которые не облагаются таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизом, а также в случае перевозки товаров в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДТ таможенным перевозчиком.
Доставка товаров, транспортных средств и документов на них от таможни отправления до таможни назначения производится по процедуре внутреннего таможенного транзита (ВТТ) с составлением документа контроля доставки (ДКД).
Первый этап: Формально-логический и нетарифный контроль
На первом этапе контроль производится путем приема документов и грузовых таможенных деклараций от декларанта, их регистрации и организации хранения архива вышеназванных документов в общем процессе таможенного оформления и таможенного контроля.
Одновременно с ГТД подаются документы необходимые для таможенных целей. Перечень прилагаемых документов вносится декларантом в специальную опись, которая составляется в 2-х экземплярах и подается вместе с ГТД.
Должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление проводит следующие действия:
- проверяет соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации (включая проверку соблюдения порядка совершения предварительных операций);
- производит прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, а также электронной копии таможенной декларации;
- регистрирует таможенную декларацию, осуществляет общую проверку таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие действующим правилам заполнения согласно заявленному режиму, а также сверяет соответствие электронной копии таможенной декларации бумажному носителю;
- осуществляет учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено.
По окончании этапа формально-логического и нетарифного контроля на оборотной стороне первого листа ГТД делается запись «Проверено», которая заверяется подписью и личной номерной печатью (ЛНП) проводившего проверку должностного лица, и проставляется дата, время окончания проверки.
Второй этап: Контроль таможенной стоимости
На следующем этапе осуществления контроля производится проверка соответствия кода товара и страны происхождения ТН ВЭД, а также проверяется соблюдение мер нетарифного регулирования.
В ходе осуществления контрольной деятельности должностные лица оценивают достоверность и полноту сведений, заявленных в ГТД для идентификации товара (графа 31 ГТД), правильность определения кода товара и страны происхождения в соответствии с общепринятой классификацией, проверяют количественные данные о товаре (количество мест, вес и т.д.).
Должностное лицо на этом этапе проводит следующие действия:
- подтверждает факт наличия всех необходимых для целей валютного контроля документов;
- проверяет соответствие условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства;
- сверяет сведения, заявленные в ГТД, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;
- оценивает правильность заявления таможенной стоимости, собирает дополнительную информацию, необходимую для подтверждения таможенной стоимости, корректировка таможенной стоимости (в случае необходимости);
Если в результате проверки заявленной таможенной стоимости и проведении валютного контроля у должностного лица отсутствуют какие-либо замечания, должностное лицо делает запись в документе таможенной стоимости (ДТС) – «ТС принята», делает запись «Проверено» в ГТД на обороте первого листа с указанием даты, времени окончании проверки, заверив ее подписью и ЛНП. После этого должностное лицо таможенного органа передает ГТД на следующий этап.
В случае выявления неточности или ошибки в определении таможенной стоимости, которые носят технический или арифметический характер (пропуск знака, лишний знак), должностное лицо обязано, сообщив начальнику отдела таможенного оформления и таможенного контроля и получив его разрешение, либо принять внесенные декларантом исправления в ГТД (ДТС), сделать соответствующие записи в специальных графах ДТС «Для отметок таможни» и заверить их подписью и ЛНП; либо потребовать заполнения нового бланка ДТС (ГТД).
При корректировке таможенной стоимости должностное лицо обязано принять поданную декларантом форму «Корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей» (КТС) и занести ее в опись, прилагаемую к ГТД; сделать соответствующие отметки в ДТС и ГТД и передать документы на следующий этап контроля.
Третий этап: Контроль таможенных платежей
На этом этапе должностным лицом производится проверка:
- наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пени за просрочку уплаты таможенных платежей;
- соблюдения декларантом установленных сроков подачи и правил заполнения ГТД (бумажной и электронной копий);
- обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций;
- правильности исчисления таможенных платежей и соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты.
По завершении проверки должностное лицо на оборотной стороне первого экземпляра ГТД делает запись «Проверено», проставляет дату, время окончания проверки, подпись и ЛНП.
Четвертый этап: Досмотр и выпуск
На этом этапе проводится проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления.
При проведении досмотровых операций должностное лицо решает следующие задачи:
- установление законности перемещения грузов через таможенную границу РФ;
- обнаружение и предотвращение ввоза или вывоза запрещенных к ввозу или вывозу товаров;
- обнаружение скрытых от таможенного контроля в транспортных средствах и грузах товаров, ценностей и иных предметов;
- проверка соответствия описания и характеристик товаров, указанных в документах, фактически предъявленным;
- определение субъективных характеристик товаров и партий товаров.
После завершения операций по досмотру и выпуску товаров должностное лицо таможенного органа проставляет в ГТД печать «Выпуск разрешен» и передает весь пакет документов на этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.
Валютный контроль
Валютный контроль - политика ограничений на движение капиталов и иных валютных операций – необходим для предотвращения оттока валютных ценностей. Валютное регулирование имеет сложную структуру и базируется на властных предписаниях государства, основа которых - законодательные, административные, экономические и организационные меры, направленные на установление такого порядка проведения валютных операций, который обеспечивал бы защищенность национальных интересов России в валютной сфере от внутренних и внешних угроз.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля, перечень которых установлен законодательством. Практика показала, что организация действенного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна.
Законодательством Российской Федерации на таможенные органы возложен контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров; обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары; соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок; законностью операций неторгового характера - перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей; соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок.
Таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК) - совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при осуществлении таможенного контроля, с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте.
Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности.
Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных из уполномоченных банков. Статистический материал, полученный в результате действия осуществления мероприятий по валютному контролю, позволяет использовать имеющуюся информацию не только для текущих технологических целей, но и для формирования некоторых общих оценок действия системы и ее эффективности.
Основными документами, используемыми при осуществлении валютного контроля, являются
паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;
учетная карточка таможенно-банковского контроля - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в банки и содержащий часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
Валютный контроль осуществляется в ходе общего таможенного контроля с применением установленных для последнего форм проверки должностными лицами таможенных органов документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения.
Технологические операции таможенно-банковского валютного контроля могут быть разделены на следующие этапы:
- банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;
- контроля в процессе таможенного оформления;
- автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте) и товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);
- организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;
- применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).
ТЕМА 8.
ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Правонарушения в сфере таможенного дела: понятие, юридические признаки и классификация таможенных правонарушений. Состав нарушения таможенных правил. Привлечение к ответственности за нарушения таможенных правил.