Тема:Дифференциация звуков и букв Ж - Ш.
Цели и задачи:закреплять знания детей о звуках и буквах Ж - Ш; учить дифференцировать звуки Ж - Ш; уточнять и обогащать словарь; развивать навыки образования существительных при помощи суффиксов -ОНОК-, -ЁНОК-, согласования слов в предложении, работы с деформированным текстом; закреплять знания норм орфографии.
Оборудование:буквы Ж - Ш (запись на доске); стилизованные изображения этих букв; зеркала (на каждого ребенка); предметные картинки - ежонок, лягушонок; карточки для самостоятельной работы; картинки с изображением детенышей животных, двух домиков; карточки с деформированным текстом.
Ход занятия J
Оргмомент
1. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Вспомните, как жужжит жук? (Ж-ж-ж.) А как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
2.Сравнение звуков по артикуляции и по характеристикам.
Ж - звонкий, Ш- глухой. При произнесении звука Ж работают голосовые связки, а при произнесении звука Ш - нет.
3.Сформулировать теми занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Развитие звукового анализа С задание 15. с. 7).
Логопед: Помогите Мише и Жене поделить картинки:
проведите цветные линии от картинок к каждому ребенку. Запишите названия картинок и выделите буквы Ж и Ш.
Картинки: подснежник, жук, ежи, шапка, шарф, шорты.
2.Знакомство с героями занятия.
Логопед: отгадайте имена героев занятия по предложенным слогам: -ЖО-, -ШО- и описанию. Первый гость - колючий, серый, шустрый, маленький, питается мышамщ любит яблоки, молоко, грибы. Второй - зеленый, гладкий, мокрый, любит мошек, червяков, мух... (Ежонок, лягушонок.)
Логопед выставляет изображения героев занятия.
3. . Развитие слогового анализа и синтеза
(задание 16. с. 7-8 ).
Логопед: Замените символы буквами Ж и Ш. Прочитайте и запишите слова.
4 Работа по закреплению норм орфографии.
Логопед: Ежонок и лягушонок много времени проводили имеете. Они играли на берегу реки, плавали наперегонки, гуляли по лесу. Однажды, гуляя в лесу, друзья наткнулись на загадочную табличку. Друзья долго пытались разобраться, что на ней написано, но так и не смогли ничего прочитать. Они принесли табличку нам.
Прочитайте запись на табличке и объясните свой ответ.
Дифференииаиия Ж — ПТ в словах. Развитие навыка образования существительных при помощи суффиксов -ОНОК-. -ЁНОК-.
Логопед: Лягушонок и ежонок благодарят вас за по-мощь. Они приглашают вас на День рождения. У малышей много знакомых детенышей животных и птиц. Но гостей всегда собирается так много, что в этом году друзья решили поступить так: если в названии птенца или детеныша животного есть звук Ж, то он идет к ежонку. А если в его названии звук Ш - к лягушонку.
Проводите каждого малыша в «свой» домик (домики закреплены, на доске).
Картинки: жеребенок, мышонок, кукушонок, ужонок, верблюжонок, медвежонок.
6.Дифференииаиия Ж - III на уровне предложения (задание 17. с. 8).
Логопед: Гости, веселясь на празднике, придумали интересную игру. Они стали разбирать предложения на слова, менять слова местами. Послушайте эти предложения, исправьте ошибки, запишите предложения верно и укажите звуки занятия.
Миша мазать хлеб масло.
Вы вязать пушистые варежки.
Бабушка жарить рыба на сковорода.
Кошка ловить шустрая мышка.
7.Работа с деформированным текстом (работа на карточках).
Логопед: Соберите из предложений рассказ, запишите его, отметьте звуки Ж - Ш.
Слова в скобках заменены картинками. Жук
Наташа (идти) на лужок. Там она увидела (жук). (Жук) лежал животом вверх. Он не мог улететь. Девочка перевернула (жук). (Жук) замахал крыльями и улетел.
III. Итог занятия (задание 18, с. 68) Логопед: Припомните тему занятия. Сравните звуки Ж -Ш по произнесению и по характеристикам. Составьте и запишите маленький рассказ о приключениях мышонка и ежонка. Выделите звуки Ж - Ш.
Тема: Дифференциация букв О - У.
Цели изадачи: закреплять знания детей о гласных буквах О, У; учить соотносить звук с символом и буквой; давать сравнительную характеристику звуков; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в слогах и всловах; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и кооординацию движений.
Оборудование:буквы О - У (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); символы для обозначения звуков на письме (красный треугольник и овал).
Ход занятия I. Оргмомент
1;Развитие зрительного восприятия (задание I.e. 8).
Логопед: Рассмотрите предметные картинки и определите, на какую букву похож каждый из изображенных предметов? (На буквы О,У.)
Картинки: Ветка дерева, пуговица.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Развитие слуховой памяти.
Логопед: Послушайте цепочку слов, запишите по памяти (запись на доске):
- умный, улица, ухо, ус;
- окна, облако, озеро.
2.Соотнесение звуков занятия с символами. Сравнительная характеристика звуков.
Логопед: Произнесите звуки О, У перед зеркалом и дайте характеристику каждому звуку. Найдите сходство и различия в произнесении.
Звук У - гласный, при его произнесении губы сильно вытянуты вперед, щеки сдуты, для выхода воздуха остается узкая щель. Для обозначения на письме возьмем красный треугольник.
Звук О - гласный, при его произнесении губы округлены, остается более широкое отверстие для выхода воздушной струи. Для обозначения на письме возьмем красный овал.
2. Развитие звукового анализа на уровне слога.
Логопед: Послушайте слоги и запишите их (запись на доске), укажите наличие звуков занятия при помощи символов.
Слоги: ТУ, ЛО, УС, ОН, ГО, ГУ, ВУ, ЦУ, ПК), УФ, ОЗ.
Логопед: В каких слогах спрятались слова? (ОН, УС.)
4.Физминутка.
Логопед: Сегодня мы поиграем в игру «Носик, ушко, макушка» .
Логопед называет слова: «носик», «ушко», «макушка» в разном порядке и просит показать соответстввующую часть головы. Чтобы усложнить задачу, логопед может выполнять движения вместе с детьми, намеренно путая их.
5.Дифференииаиия букв У-О в словах (задание 2. с. 9).
Логопед: Наберите волшебными ведрами воду из колодца: вставьте пропущенную гласную У или О в слова. Прочитайте слова.
З...Б З...Б В...К В...К
М...Х М...ХА Л...КОНЛ...К
С...Н П...Х Н...С Д...ХИ
III. Итог занятия
Логопед: Припомните тему занятия. Назовите пару слов с буквами О - У и сравните звуки О - У.
ЗАНЯТИЕ 42
Тема: Дифференциация букв О- У.
Цели изадачи: закреплять знания детей о гласных звуках О, У; учить соотносить звук с символом и буквой; давать сравнительную характеристику звуков; учить дифференцировать звуки занятия изолированно, в словах, словосочетаниях и предложениях; развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание и кооординацию движений. Оборудование: предметные картинки; буквы О - У (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); символы для обозначения звуков на письме (красный треугольник и овал).
Ход занятия J. Оргмомепт
1.Развитие логического мышления.
Логопед: Рассмотрите картинки и определите лишний предмет.
-Обруч, кот, дом, утка.
-Дуб, рот, луна, лук.
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Дифференииаиия букв занятия на уровне слов {задание 3. с. 9).
Логопед: Прочитайте слова и начертите к каждому из
них схему по образцу.
Образец: ЛУК - УТКА -
УШКО ДЫМОК ДРУЖОК ПРИНЕСУ
ЗОЛОТО ДОМ ДОБРО ПОЛОЖУ
2.Дифференииаиия звуков занятия на уровне слова (задание 4, с. 9).
Логопед: Назовите обитателей зоопарка и распределите их по группам (запишите названия животных, птиц и рыб в подходящую группу - птичник, зверинец или аквариум).
Картинки: буйвол, суслик, окунь, журавль, сом, ворона, куропатка, акула, лось.
3.Физминутка (см. занятие 41).
4.Развитие зрительного восприятия, логического мышления (задание 5. с. 10).
Логопед: Расшифруйте слова и запишите их
(
5. Дифференииаиия звуков занятия на уровне предложения.
Логопед: Прочитайте предложения и зашифруйте их, используя символы для обозначения звуков У - О по образцу (работа на доске). Образец: Кукушка летит в гнездо -
КУкУШКА ЛЕТИТ В ГНЕЗДО.
Кот прыгнул в кувшин.
Кошка слушает синицу.
У сома длинные усы.
От дома отошла лошадь.
На заборе сидит кот.
III. Итог занятия
Логопед: Перечитайте записанные предложения. Назовите слова со звуком У, со звуком О.
ЗАНЯТИЕ 43