Тема: Дифференциация звуков Р, Л

Цель: учить различать звуки «Р» и «Л» в словах, фразовой речи; учить определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук, учитывая его месторасположение; отрабатывать интонационную выразительность речи, уметь передавать голосом настроение.

Оборудование: фишки, игрушки рыбки, сюжетные картинки

Лексический материал:горка, норка, двор, крот, Оля, юла, слон, краб, колокольчик, река, забор, лебедь, пенал, весло, снегирь.

Ход занятия:

Организационный этап.

Пальчиковая гимнастика (дети повторяют упражнение за логопедом –студентом):

Краб ползет по дну, выставив свою клешню. (Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую).

Колокольчик все звенит, язычком он шевели. (Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок свободно им вращает).

Логопед-студент: Сейчас мы поиграем в игру «О чем говорит комната?» Закрой глаза и слушай звуки, а потом расскажи, что ты услышал. (Ребенок выполняет указания).

Р, Л,Л, Р,Р, Л.

Логопед студент: Какие звуки ты услышал?

Ребенок: «Р», «Л».

Обучающий этап.

Объявление темы занятия:

Дифференциация звуков «Р» и «Л».

Логопед-студент: Из всех звуков самый коварный и трудный – звук «Р». Он не получается у многих ребят. Чаще всего вместо «Р» произносят «Л». Сегодня мы будем учиться различать эти звуки и четко их выговаривать. Сейчас я буду произносить эти звуки, а ты, если услышишь звук «Р» – выпускай рыбку поплавать, а если «Л» – прячь ее руками. (Я произношу звуки закрыв рот листом).

Логопед -студент: А сейчас я буду рассказывать стихотворение. Если в каком-то слове ты услышишь звук Р –покажи фишку красного цвета, а если звук Л – зеленого (ребенку выдаются разноцветные фишки, стихотворение сопровождается сюжетными картинками на доске.

Во дворе горка,

Под горой норка,

В этой норке крот живет,

Норку эту стережет.

Оля маленькой была

И вертелась, как юла.

Отработка интонационной выразительности:

Логопед-студент: Ты знаешь, что голосом можно передавать настроение: радость, грусть, огорчение. Прослушай предложение: «Я пришла домой». Каким голосом я сказала это предложение? а как сказать его радостно? Грустно? (ребенок отвечает на вопросы и вместе со студентом изображает интонацию).

Логопед-студент: Послушай отрывок из стихотворения Чуковского «Телефон»:

-У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

- Слон…

Логопед студент: Постарайся рассказать мне стихотворение с грустной, веселой и запыхавшейся интонацией и попробуем обыграть эту сценку. (Ребенок повторят стихотворение за студентом, обыгрывает и называет его в разных интонациях).

Закрепляющий этап:

Игра «Эхо».

Повторить слоговые ряды:

Ря-ри-ре,

Ри-ре-ри,

При-пре-при,

Ла-ла-пла,

Ло-ло-пло,

Кло-пло.

На столе лежат картинки, ребенок должен зять картинку, называть ее и сказать где стоит звук «Р» - в начале, конце или середине; звук «Л» стоит в начале, середине или конце слова.

Горка, нора, река, крот, забор, юла, слон, краб, лебедь, пенал, весло, снегирь.

Итоговый этап.

Какие звук мы с тобой учились дифференцировать …«Л», «Р»? Какие слова запомнил (называет слова)? А с какой интонацией можно прочитать стихи? (грустной, веселой). В качестве поощрения в тетрадке наклеиваю картинки с изображением лисы и рыбки (на пройденные звуки).

Анализ занятия: Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту ребенка. На занятии ребенок принимали участие в работе по изучению дифференциации звуков. Вначале ребенок стеснялся нового преподавателя (студента), студентка смогла заинтересовать малыша новыми для него упражнениями. Цель занятия была выполнена, сложные слова студентка разобрала, повторила несколько раз и закрепила, постоянно поощряла ребенка, в нужный момент подсказывала с ответом. В целом есть небольшие недоработки, связанные с логическим переходом от одного задания к другому.

Анализ занятия: Тема данного занятия полностью соответствует его цели и содержанию. Занятие соответствует перспективному плану работы, возрасту детей и их развитию. В занятии сохранены все структурные компоненты. На занятии дети активно принимали в ролевой игре по правилам дорожного движения, дети были очень заинтересованы на занятии, охотно отвечали на вопросы и отгадывали загадки. Цель занятия была выполнена, дети хорошо усвоили все правила и самостоятельно смогли рассказать о них, что говорит о пользе проведенного мероприятия. Все дети остались довольны работой студентки Мельниченко Анны.

Приложение 3

Примерная форма отчета

Наши рекомендации