Технические параметры проектируемых железных дорог
Лекция изыскание и проектир жд
Технические параметры проектируемых железных дорог
Техническими параметрами проектируемых железных дорог в целом или отдельных важнейших на них сооружении называются наиболее важные технические характеристики, которые определяют их главные размеры (ширину колеи, габариты, длину приемо-отправочных путей и т. п.), основные типы и принципиальные схемы комплексов сооружений и устройств (вид тяги, схемы раздельных пунктов и т. п.), резервы мощности (число главных путей, расчетную пропускную способность), план и профиль пути (радиусы кривых, допускаемые уклоны), размещение важнейших категорий сооружений (раздельных пунктов, устройств энергоснабжения и пр.) и др. Из общего числа возможных технических параметров обычно выделяются технические параметры основных постоянных устройств, к которым относят: ширину колеи, величину ограничивающих уклонов продольного профиля, расчетную пропускную способность, полезную длину приемо-отправочных путей. Эти параметры определяют положение проектируемой линии на местности, т. е. ее трассу и важнейшие сооружения и устройства проектируемой дороги. Технические параметры основных постоянных устройств могут быть предопределены заданием на проектирование дороги, но, как правило, их выбирают или уточняют технико-экономическим обоснованием для каждой проектируемой дороги.
На железнодорожных путях РЖД и подъездных путях предприятий величина ограничивающего уклона (руководящий и наибольший уклон усиленной тяги) не должен превышать для железных дорог I категории - 18 о/оо, II - 20 о/оо, III - 30 о/оо, IV - 40 о/оо.
Кривые участки пути новых железных дорог должны быть возможно больших радиусов. Радиусы кривых, следует принимать равными 4000, 3000, 2500, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 500, 400, 350, 300, 250, 200, 180 м.
Потребная пропускная способность перегонов должна обеспечивать заданные размеры грузового движения месяца максимальных перевозок с учетом времени на технологические перерывы для содержания и планового ремонта сооружений и устройств. Допустимый коэффициент использования пропускной способности для компенсации внутрисуточных колебаний и эксплуатационных отказов в работе, принимается не более: 0,85 - для однопутных линий и подъездных путей.
На прямых участках перегонов расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого пути должно быть не менее 4100 мм. Расстояние между осями второго и третьего пути должно быть не менее 8000 мм,
В трудных условиях на головных участках у крупных городов и узлов и на станциях по согласованию с органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта допускается уменьшать это расстояние до 6000 мм, с соответствующим снижением движения поездов.
На кривых участках пути расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого пути следует увеличивать в зависимости от радиуса кривой.
Необходимо обеспечивать заданный уровень надежности по прочности, стабильности и устойчивости всех сооружений от вибродинамического воздействия поездов при минимальных приведенных строительно-эксплуатационных затратах и наименьшем ущербе для окружающей среды.
Трассирование железных дорог, размещение проектируемых зданий, сооружений и устройств на территории железнодорожных станций в условиях существующей застройки следует выполнять с учетом пожарной безопасности расположенных рядом существующих и проектируемых объектов.
На путях промпредприятий проекты внутренних путей с комплексом зданий и сооружений промышленного железнодорожного транспорта следует разрабатывать с учетом потребностей основного производства в увязке с технологией работы станции примыкания, а в отдельных случаях — близрасположенной участковой или сортировочной станции общего пользования, грузовых пунктов и складов предприятий. При этом следует учитывать коэффициент неравномерности поступления подвижного состава с внешней сети железных дорог.
В проектах промышленного железнодорожного транспорта необходимо предусматривать мероприятия по безопасности движения поездов (подач) и маневровой работы согласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Инструкциям по движению поездов и маневровой работе, сигнализации, устройству и обслуживанию переездов и другим нормативным документам, регламентирующим безопасность работы железнодорожного и автомобильного транспорта, а также требованиям настоящего раздела.
При проектировании карьерного железнодорожного транспорта также следует учитывать Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
Габариты приближения строений и подвижного состава, применяемого на промышленном железнодорожном транспорте, должны соответствовать установленным ГОСТ 9238—83. На внутренних железнодорожных путях, предназначенных для перевозки технологических грузов в специализированном подвижном составе, допускается применение отраслевых специальных габаритов с учетом требований действующих нормативных документов по безопасности.
Целесообразность проектирования малодеятельных путей (с учетом грузооборота предприятия и требований к архитектурно-планировочным и технологическим решениям) должна быть подтверждена сравнением технико-экономических показателей вариантов доставки грузов на погрузочно-разгрузочные фронты другими видами транспорта, включая выполнение перегрузочной работы на грузовом дворе близрасположенной грузовой станции общего пользования, на отраслевых централизованных базах или перевалочных базах предприятий промышленного железнодорожного транспорта.