Расчёт колодочного тормоза
Колодочный тормоз с односторонней подвеской целесообразно применять при скоростях движения менее 120 км/ч, а с двухсторонней подвеской — при скорости до 160 км/ч. При скорости свыше 160 км/ч следует применять указанные тормозные системы совместно с дисковым или барабанным тормозом.
Определение допускаемого нажатия тормозной колодки
Для создания эффективной тормозной системы (ТС) сила нажатия тормозной колодки (ТК) на колесо должна обеспечивать реализацию максимальной силы сцепления колеса с рельсом и вместе с тем исключить возможность появления юза. Это положение выполняется при граничных условиях, соответствующих сухим и чистым рельсам, аналитически выражается уравнением, приведённым в учебнике /1,2,5/.
k·φk≤0,85·ψk·Pk, (3.1)
где k — допускаемая сила нажатия колодки на колесо, тс;
φk — действительный коэффициент трения тормозной колодки о колесо;
0,85 — коэффициент разгрузки задней колёсной пары;
ψk — коэффициент сцепления колеса с рельсом при торможении;
Pk — статическая нагрузка на колесо, отнесённая к одной колодке, тс, равная:
, (3.2)
где P — расчётная масса подвижной единицы, т;
m — количество тормозных колодок, приходящихся на одно колесо;
z — число колёсных пар вагона.
Значение m принимается по схеме заданной рычажной тормозной передачи (РП) в соответствии с вариантом задания.
Значения P и z принимаются для электроподвижного и дизельного подвижного состава по табл. 2.17 /5/. Схемы рычажных передач приведены в /5/.
После подстановки в (3.1) расчётных формул для φк имеем:
a) для стандартных чугунных ТК
(3.3)
b) для композиционных колодок
(3.4)
c) для колодок из чугуна с повышенным содержанием фосфора
(3.5)
где υ – расчётная скорость движения экипажа в связи с ограничением по недопущению юза, км/ч (табл. 3).
После преобразований уравнения (3.3), (3.4) и (3.5) соответственно примут вид:
0,16·k2·(υ + 100) + k·[υ + 100 – 5,68·(υ + 20)·ψk·Pk] – 7,1·(υ +20)·ψk·Pk=0 (3.6)
0,05·k2·(υ + 150) + k·[υ + 150 – 0,77·(υ + 75)·ψk·Pk] – 3,86·(υ +75)·ψk·Pk=0 (3.7)
0,16·k2·(υ + 100) + k·[υ + 100 – 4,42·(υ + 20)·ψk·Pk] – 8,5·(υ +20)·ψk·Pk=0 (3.8)
Расчётные значения ψk, в зависимости от расчётной скорости недопущения юза и нагрузки колёсной пары на рельсы, для граничных условий при сухих и чистых рельсах даны в табл. 3.
Таблица №3
Тип подвижной единицы | Расчетная скорость при недопущении юза,км/ч | Коэффициент сцепления Ψк При нагрузке колесной пары на рельсы gо , тс/ось | ||||||||||
Вагоны электропоездов | 0,162 | 0,158 | 0,155 | 0,150 | 0,146 | 0,142 | 0,138 | 0,134 | 0,130 | - | - | |
0,139 | 0,135 | 0,132 | 0,127 | 0,123 | 0,119 | 0,115 | 0,111 | 0,107 | - | - | ||
Локомотивы | - | - | - | - | - | - | 0,138 | 0,133 | 0,129 | 0,126 | 0,123 | |
- | - | - | - | - | - | 0,118 | 0,113 | 0,109 | 0,106 | 0,103 |
Примечание: Расчетную скорость при безъюзовом торможении в принимать:7км/ч- для локомотивов с чугунными тормозными колодками; 20 км/ч- для локомотивов с композиционными колодками;40 км/ч – для МВПС с композиционными тормозными колодками
Нагрузка от колёсной пары на рельсы определяется из условия:
, (3.9)
где q0 — нагрузка от КП, тс/ось.
Решая соответственно заданному типу тормозных колодок уравнения (3.6) – (3.8) относительно k, проверяют полученное цифровое значение допустимой силы нажатия ТК исходя из требований теплового баланса на основе выражения:
, (3.10)
где Fk — номинальная площадь трения ТК, см2 (см. табл. 4);
[Pуд] — допустимое удельное давление на ТК, кГс/см2, при максимально допустимых по заданию скоростях движения до 120 км/ч — для чугунных и композиционных колодок [Pуд] соответственно составляет 12,0 и 8,5 кГс/см2; при максимально допустимых скоростях движения, лежащих в диапазоне 120…160 км/ч — для чугунных и композиционных колодок соответственно составляет 9,0 и 6,0 кГс/см2.
Характеристика типов тормозных колодок Таблица №4 | ||
Тип подвижной единицы | Тип колодки | Площадь колодки, Fk, см2 |
Вагоны | чугунная | |
композиционная | ||
Локомотивы всех серий | чугунная | |
Электровозы серии ЧС | чугунная секционная безгребневая | |
Моторвагонный состав | чугунная (фосфористая) |
В случае если , рассчитанное допустимое значение нажатия ТК принимают для дальнейших расчётов, а если , допустимое нажатие определяется выражением:
kдоп=[ΔPуд]·Fk (3.11)
Оформление шага
1. По формуле (3.2) с учётом формулы (3.3) определить статическую нагрузку от колеса на рельс, отнесённую к одной колодке
2. Используя соответствующую из преобразованных формул (3.7), (3.8) или (3.9) и подставляя в них значения υ и ψк, полученные из табл. 4, а также величину нагрузки от колеса на рельс согласно (3.10), определить значение силы нажатия тормозных колодок k
3. Выполнить проверку согласно выражению (3.11)