Таможенная процедура “Экспорт” Экспорт (от англ. Export, от лат. Exporto — выношу, вывожу) — вывоз товаров и услуг за границу для реализации их на внешнем рынке.
Ст. 212 ТК ТС определяет содержание таможенной процедуры “Экспорт” ТПЭ:
1. Экспорт - таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
2. Допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам.
Различают экспорт товаров, т.е. вывоз материальных благ, возмездное предоставление иностранному партнеру услуг производственного характера или потребительского назначения, и экспорт капитала, т.е. вложение капитала за пределами данной страны (строительство и эксплуатация соответствующих предприятий и объектов с целью получения более высокой нормы прибыли).
В международной внешнеторговой практике разграничивают различные виды экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения: - вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране; - вывоз отечественных товаров, в особенности сырья или полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом; - временный вывоз за границу отечественных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.) с последующим их возвратом или вывоза временно ввезенных иностранных товаров (на выставки, ярмарки, аукционы и т.д.); - особой сферой экспорта в настоящее время становятся внутрифирменные поставки, а также вывоз продукции в порядке прямых производственных связей предприятий, прежде всего, в машиностроении.
В ч. 5 ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» давалось определение экспорта, под которым понимался «вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.
Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдель-ные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным ли-цом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу».
В приведенном определении можно выделить следующие сущностные признаки экспорта:
1) объектом экспорта являются товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них; 2) экспортная операция осуществляется посредством вывоза выше перечис-ленных объектов с таможенной территории РФ за границу; 3) такой вывоз осуществляется без обязательства об обратном ввозе; 4) факт экспорта подлежит фиксации в момент пересечения товаром таможенной границы РФ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности; 5) аналогичными экспорту товаров считаются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории РФ за границу (в частности, при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).
*) Экспорту свойственны следующие характерные черты:
1) объектом экспортной процедуры являются товары Таможенного союза; 2) экспортная процедура связана с вывозом товаров Таможенного союза; 3) товары Таможенного союза вывозятся с целью их постоянного нахож-дения за пределами Таможенного союза.
Вывоз товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза допускается несколькими таможенными процедурами (например, временный вывоз, реэкспорт). Однако в отличие от других таможенных процедур особенностью процедуры экспорта является постоянное нахождение товаров за пределами таможенной территории Таможенного союза.
По различным причинам может сложиться ситуация, когда ранее экспортированные товары требуется ввезти обратно на территорию Таможенного союза. В этом случае лицо может воспользоваться процедурой реимпорта.
Правовое регулирование процедуры экспорта предусмотрено: • Соглашением государств – членив ТС от 25.01.2008 г. о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран, применяемом по вопросам вывозных таможенных пошлин; • Таможенным кодексом Таможенного союза (ст. 212— 214); • Законом о таможенном регулировании (ст. 230—232); • Федеральным законом от 18.07.2006 № 117-ФЗ «Об экспорте газа», в соответствии с ч. 1 ст. 3 которого исключительное право на экспорт газа предоставляется организации — собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации — собственника единой системы газоснабжения составляет 100%; • Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; • Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле»; • постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 500 «О Порядке опре-деления таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации».
Форма и порядок заполнения таможенной декларации установлены:
• решением КТС от 20.05.2010 № 257; • приказом ФТС России от 27.09.2006 № 932 «О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации»; • приказом ГТК России от 30.03.2004 № 395.
На основании ст. 6 Закона об экспортном контроле списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента РФ по представлению Правительства РФ.
В настоящее время такие списки (перечни) утверждены указами Президента РФ: • от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль»; • 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования, и технологий, подлежащих экспортному контролю»; • 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»; • 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль»; • 14.01.2003 № 36 «Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».
Исчерпывающий перечень условий помещения товаров под таможенную процедуру экспорта содержится в п. 1 ст. 213 ТК ТС: 1. Товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при соблюдении следующих условий: а) уплаты вывозных таможенных пошлин, если не установлены льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; б) соблюдения запретов и ограничений; в) представления сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией тамо-женного союза в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
*Товары Таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру экспорта и фактически вывезенные с таможенной территории Таможенного союза, утрачивают статус товаров Таможенного союза. Из таможенных платежей при экспорте подлежат уплате: таможенный сбор за таможенное оформление, а также экспортные таможенные пошлины (для отдельных видов товаров).
Действие ТПЭ предусматривает обязательную процедуру валютного контроля за экспортными сделками. В этих целях используют паспорт экспортной сделки - документ валютного контроля, содержащий необходи-мые для осуществления валютного контроля сведения из контракта (догово-ра, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и (или) валюте РФ.
4. Таможенная процедура “Таможенный транзит”
В соответствии с ранее действовавшим ТК РФ 2003 г. применялись понятия «таможенный режим международного таможенного транзита» и «внут-ренний таможенный транзит». После вступления в силу ТК ТС в части, каса-ющейся понятия и содержания таможенного транзита, произошли некоторые изменения. Теперь для перемещения товаров под таможенным контролем применяется единая таможенная процедура — «таможенный транзит» (ст. 215-226 ТК ТС), как для перемещения между двумя таможенными органами, так и для перемещения из места прибытия в место доставки.
Руководствуясь положениями ст. 215(Общие положения о таможенном транзите) ТК ТС, можно выделить следующие характерные признаки таможенного транзита:
1) транзитная перевозка товаров осуществляется под таможенным контролем по таможенной территории ТС от таможенного органа отправления до тамо-женного органа назначения. Таможенный контроль начинается с оформления доставки ввозимых товаров и заканчивается моментом окончательного офор-мления завершения их доставки. Факт контроля фиксируется в декларации контроля доставки (ДКД); 2) транзитная перевозка осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов; 3) транзитная перевозка осуществляется с применением запретов и ограниче-ний, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Тамо-женное законодательство не устанавливает каких-либо специальных ограни-чений относительно номенклатуры, количества и предназначения товаров, которые могут быть помещены под таможенную процедуру транзита. Ограничение сферы применения режима транзита основано на общем прави-ле, согласно которому допускается запрет на перемещение через таможен-ную границу определенных товаров; 4) в некоторых случаях транзитная перевозка товаров может осуществляться через территорию иностранного государства (государства, не являющегося членом Таможенного союза).
Таким образом, под таможенным транзитом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст. 215 ТК ТС).
В зависимости от источников правового регулирования процедуры транзита товаров можно выделить следующие два уровня:
1) регулирование процедуры таможенного транзита в соответствии с международными соглашениями. Их основу составляют, прежде всего, международные договоры специально, посвященные вопросам международного транзита. Перевозка грузов по таможенной процедуре таможенного транзита регламентирована гл. 32 ТК ТС, а также рядом соглашений между правительствами РФ, Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан в рамках Таможенного союза.
Так, оформление документов определяется решением КТС от 17.08.2010 № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».
Существуют и международные документы, не относящиеся специально к сфере международного транзита, однако, в той или иной мере затрагиваю-щие такие вопросы. Например, Всемирная почтовая конвенция 1994 г. поми-мо основных вопросов, регламентирующих порядок транзита почтовых отправлений, затрагивает и вопросы транзита товаров;
2) регулирование процедуры таможенного транзита в соответствии с национальным таможенным законодательством. Данный уровень правого регулирования характеризуется более подробной регламентацией процедуры транзита, в результате которой учитываются аспекты: - правового статуса товаров, помещенных под процедуру транзита; - применение особых способов осуществления таможенного контроля; - потребности участников транзитной операции; - особенности транзитной перевозки различными видами транспорта; - специфические свойства отдельных товаров и др.
Обширную группу внутренних нормативных документов, направленных на правовое регулирование процедуры таможенного транзита, составляют ведомственные нормативные акты (например, приказ Минтранса России № 61, ГТК России № 591 от 01.09.1999 «О мерах, связанных с применением на территории Российской Федерации Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Конвенция МДП), с учетом принятых поправок» вместе с Положением о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП, а также Положением о Комиссии по рассмотрению спорных вопросов, связанных с подтверждением допуска к процедуре МДП российских перевозчиков, пользовавшихся этой процедурой до 17.02.1999.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским и воздушным транспортом, а также перевозки иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможен-ного органа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федераль-ным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (См. приказ ФТС России от 27.05.2011 № 1075 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом»).
Особенности регулирования таможенного транзита иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ВЭД (ч. 3 ст. 233 Закона о таможенном регулировании).
Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в междуна-родных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей,установленных ТК ТС.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории ТС, опре-деляются международным договором государств — членов ТС.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможен-ного транзита предусмотрены в ст. 216 ТК ТС. Товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, если:1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС или вывозу с этой территории. Участники ВЭД, помещая товары под таможенную проце-дуру таможенного транзита, должны соблюдать запреты и ограничения, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Другими словами, на таможенный орган налагается обязанность проверять заявленный декларантом код ТН ВЭД. Указание недостоверного кода в транзитной декларации, при условии, если это повлекло освобождение от запретов и ограничений, образует состав административного правонарушения.
Республика Казахстан освободила свои таможенные органы от такой проверки (таким образом, возникает серьезная проблема, связанная с необхо-димостью гармонизации таможенного законодательства РФ и Республики Казахстан); 2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблю-дение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов. Некоторые товары могут быть помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, установленных законодатель-ством. Так, в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» при транзите культурных ценностей через территорию РФ таможенным органам РФ представляется документ, свидетельствующий о том, что культурные ценности ввозятся исключительно с целью транзита на условиях, определяемых таможенным законодательством РФ и ее междуна-родными договорами; 3) в отношении ввозимых товаров были осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия; 4) представлена транзитная декларация; 5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможен-ного транзита в соответствии со ст. 217(Меры обеспечения соблюдения тамо-женного транзита) ТК ТС; 6) обеспечена идентификация товаров в соответствии со ст. 109 (Идентифи-кация товаров и транспортных средств, помещений и других мест) ТК ТС; 7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежа-щим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
В ТК ТС прямо указывается, что таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.
Под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со ст. 215 ТК ТС могут помещаться как товары Таможенного союза, так и иностранные товары.
Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров:
1) от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; 2) от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; 3) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; 4) от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.
Таможенный транзит применяется при перевозке товаров ТС:
1) от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; 2) от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза.
Статья 217 ТК ТС к мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относит: • обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностран-ных товаров в соответствии с гл. 12 (Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов) ТК ТС; • таможенное сопровождение; • установление маршрута перевозки товаров.
Пункт 2 ст. 217 ТК ТС устанавливает открытый перечень случаев, согласно которому обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не требуется, о именно когда: • в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; • товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередач; • это установлено международными договорами; • товары перевозятся под таможенным сопровождением; • в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенною союза.
Таможенным законодательством установлены отдельные требования к оборудованию транспортных средств при перевозке грузов по процедуре таможенного транзита (под таможенными пломбами и печатями): • таможенные пломбы должны быть наложены простым и надежным способом; • товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей; • должны отсутствовать потайные места, в которых товары могут быть спрятаны; • места, в которых могут находиться товары, должны быть легко доступны для таможенного осмотра товаров.
Таможенным законодательством ТС и таможенным законодательством РФ устанавливается разрешительный порядок предоставления таможенной процедуры транзита. Он предполагает подачу запроса на использование процедуры транзита и выдачу разрешения. Выражается это в принятии таможенным органом транзитной декларации (ст. 182 (Транзитная декларация) ТК ТС).
Вместе с транзитной декларацией в таможенный орган в обязательном порядке должны быть представлены: - инвойс (документ о стоимости товаров), - товарно-транспортная накладная.
На первый взгляд, обновления таможенного законодательства, затраги-вающего рассматриваемый вопрос, не произошло. Однако отличия все-таки появились: если раньше транзитная декларация заполнялась таможенным органом на основании документов, полученных от перевозчика (при этом, заполненные транзитные формы и (или) их электронные копии представля-лись декларантом в добровольном порядке), то в настоящее время деклариро-вание и представление электронной копии стало обязательным (п. 6 ст. 180 ТК ТС), а также была введена ответственность декларанта за заявление недостоверных сведений.
В качестве транзитной декларации могут использоваться транспор-тные (перевозочные), коммерческие и (или) другие документы, которые предусмотрены различного рода международными договорами, в частности «книжка МДП» и все ее приложения.
При открытии процедуры таможенного транзита работник таможенного органа, помимо проверки наличия необходимых документов, должен проверить полномочия лица, подающего документы. Таможенное деклариро-вание товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в п. 1 и 3 ст. 186 ТК ТС. Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита может быть не только перевозчик и экспедитор, но и лицо государства - члена ТС, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Был расширен список сведений, сообщаемых в ходе декларирования. Так, например, раньше стоимость товаров не входила в их перечень, теперь входит.
Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить тамо-женные операции, связанные с таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой транзита, в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия транспортного средства в пункте пропуска на таможенной границе. Законодательство ТС дает возмож-ность странам-участницам определить иной срок для товаров, перемещаемых морским транспортом.
Открытие процедуры таможенного транзита осуществляется путем проставления направляющего штампа на товарно-транспортной накладной.
При декларировании операции таможенного транзита особое внимание необходимо обратить на сроки доставки товаров, поскольку их несоблюде-ние влечет возникновение неблагоприятных последствий для декларанта, а именно: может привести к возбуждению производства дела об администрати-вном правонарушении.
Если ТК РФ 2003 г. возлагал обязанность по уплате таможенных пошлин в случае недоставки иностранных товаров на перевозчика (экспедитора), то согласно ст. 227 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, перемещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта в момент регистрации транзитной декларации.
Обязанности перевозчика в процедуре таможенного транзита, независимо от того, является ли он декларантом; определены в ст. 223 ТК ТС.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта при завершении данной таможенной процедуры или в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.
Моментом начала действия таможенной процедуры таможенного транзита считается момент подачи декларантом транзитной декларации в таможенный орган. Завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 225 (Завершение процедуры таможенного транзита)ТК ТС и с учетом положений ст. 237 Закона о таможенном регулировании. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установлен-ное таможенным органом отправления.
Место доставки товаров устанавливается в соответствии со ст. 220 (Место доставки товаров) ТК ТС. Оно определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транс-портных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Для товаров, перемещаемых железнодоро-жным транспортом, местом доставки является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).
ТК ТС предусматривает исключение из общего правила, а именно: в случаях, установленных законодательством государств - членов ТС, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Российская Федерация воспользовалась оговоркой, и теперь российские таможенные органы отправления вправе устанавливать место доставки вне зависимости от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах, в случаях, если: 1) таможенное декларирование в соответствии с Законом о таможенном регулировании производится специализированным таможенным органом; 2) на территории в регионе деятельности таможенного органа, определенного в качестве места доставки, установлен режим чрезвычайного положения, либо введены другие ограничения для ввоза отдельных категорий товаров в соответствии с законодательством РФ; 3) в иных случаях, установленных Правительством РФ.
После прибытия в место доставки до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан предъявить таможенному органу назначения товары, транзитную декларацию, а также имеющиеся у него иные документы: • в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - в течение двух часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа; • в отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, — в течение времени, установлен-ного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза.
Таможенный орган назначения обязан в течение одного часа с момента представления перевозчиком документов, указанных в п. 3 ст. 225 ТК ТС, зарегистрировать подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать пере-возчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.
Таможенный орган назначения завершает таможенную процедуру таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов после регистрации документов, путем проставления отметки на транзит-ной декларации или иных документах, признаваемых в качестве транзитной декларации, о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Если раньше процедура таможенного транзита завершалась выдачей «Свидетельства о доставке товаров», то теперь это происходит путем регистрации в журнале и проставления штампа «Товар поступил». Таможенный орган назначения обязан в течение часа с момента представления пере-возчиком документов, указанных в п. 3 ст. 225 ТК ТС, зарегистрировать подачу документов и прибытие транспортного средства в место доставки товаров и незамедлительно после регистрации выдать перевозчику письменное подтверждение о прибытии транспортного средства.
В течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, если иной срок не установлен таможенным законодательством ТС или законодательством государств - членов ТС в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом.
Действующим таможенным законодательством в целях завершения процедуры таможенного транзита не предусматривается обязательное заяв-ление иной таможенной процедуры или совершение таможенных операций, связанных с временным хранением товаров (п. 5 ст. 225 ТК ТС). Такое реше-ние лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, должно принять в течение трех часов после завершения процедуры таможенного транзита.
Для некоторых участников таможенных правоотношений устанавливается особый порядок завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров. Например, в том случае, если процедура таможенного транзита товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа осуществляется уполномоченным экономическим оператором при применении им специальных упрощений, предусмотренных подп. 1 и 3 п. 1 ст. 41 ТК ТС и ст. 87 Закона о таможенном регулировании №311-ФЗ от 27.11.2010. (1. Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:а) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; б) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса; в) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора; г) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.
2. Специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.
3. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза.) |
При перевозках товаров железнодорожным или водным транспортом перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 12 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
В случае непредвиденных обстоятельств или иных обстоятельств, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик обязан: • принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств; • незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятель-ствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств; • перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган РФ либо иное место, указанное таможенным органом.
В свою очередь на таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоятельствах, налагается обязанность известить таможенный орган отпра-вления и таможенный орган назначения о возникших обстоятельствах, препя-тствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Таможенный орган, в регионе деятельности которого имели место авария, действие непреодолимой силы или иные обстоятельства, препятствующие перевозке товаров, не позднее суток со дня получения соответс-твующего сообщения обязан обеспечить таможенный контроль за перегрузкой транзитных товаров в иное транспортное средство и их доставкой на ближайший склад временного хранения либо в ближайшую зону тамо-женного контроля.
Если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров, перевозчик может самостоятельно принять решение о выгрузке или о перегрузке товаров. В этом случае он должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров.
Таможенным органом после изучения обстоятельств случившегося составляется акт об аварии или о действии непреодолимой силы в трех экземплярах. Первый экземпляр акта остается в таможенном органе, вто-рой направляется в таможенный орган отправления для снятия перевозки транзитных товаров с контроля, третий выдается перевозчику.
В течение суток со дня помещения транзитных товаров и транспортных средств на склад временного хранения (в зону таможенного контроля) либо установления факта их уничтожения или безвозвратной утери таможенный орган, в регионе деятельности которого произошла авария или действие неп-реодолимой силы, оформляет завершение процедуры таможенного транзита товаров и по оперативным каналам связи информирует об этом таможенные органы отправления и назначения.
В случае дальнейшего перемещения транзитных товаров перевозчик должен представить в таможенный орган назначения наряду с документами, указанными в п. 3 ст. 225 ТК ТС, третий экземпляр акта об аварии или действии непреодолимой силы.
В случае невозможности или нецелесообразности дальнейшего переме-щения транзитных товаров лица, обладающие правом распоряжения товара-ми, обязаны заявить другую таможенную процедуру в соответствии с тамо-женным законодательством РФ.
Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (гл. 27 ТК ТС), применяются в том числе и к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы.
Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением: а) в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТК ТС на уровне не менее первых шести знаков (в соответ-ствии с Таможенным кодексом РФ - четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; б) не требуется указания в транзитной декларации ряда сведений, предус-мотренных Таможенным кодексом РФ (о водителях транспортных средств, о предполагаемом сроке таможенного транзита). Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).
Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в Таможенном кодексе РФ - лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства - члена ТС), но и лицо государства - члена ТС, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Одно из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум мерам.
Расширен перечень случаев, когда не требуется принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. В соответствии с положениями ТК ТС не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в ТК ТС включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но также иными организациями в соответствии с законодательством государства - члена ТС.
Таможенное сопровождение - это сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в целях обеспечения соблюдения порядка и условий таможенного транзита. Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях, определяемых на основе системы управления рисками, а также неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процеду-рой таможенного транзита, в том числе непредставления либо недостаточ-ности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
Устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита: - товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию; - после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение 3 ч перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможен-ные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
Согласно Закону РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-01 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 6 декабря 2011 г.), при помещении под таможенный режим транзита культурных ценностей необходимо представ-лять документы, свидетельствующие о том, что культурные ценности ввозятся исключительно на условиях транзита через территорию РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 306 (с изм. от 28 марта 2008 г.) "Об утверждении Положения о транзите вооружения, военной техники и военного имущества через территорию Российской Федерации" транзит вооружения, военной техники и военного имущества, обладающих опасными свойствами (токсичность, взрывоопас-ность, высокая радиационная способность и др.), осуществляется при наличии разрешения ФТС России, согласованного с министерствами и федеральными службами РФ, в зависимости от вида транспорта. При этом под транзитом понимается любое перемещение через территорию РФ вооружения, военной техники и военного имущества, принадлежащего иностранным государствам (иностранным лицам), в том числе воздушным и водным транспортом. Классификатор вооружения, военной техники и военного имущества, транзит которых осуществляется через территорию России, предусмотрен распоряжением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. № 973-р. Перегрузка транзитных товаровс транспортного средства, на котором товары были ввезены на таможенную территорию РФ, на транспортное средство, на котором товары будут вывезены с этой территории, допускается с разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого осущес-твляется данная грузовая операция. Если транзитные товары могут быть перегружены с одного транспортного средства на другое без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей, такая перегрузка допускается с предварительного уведомления таможенного органа. Складирование (хранение, дробление или накопление партий и другие подобные операции) транзитных товаров на таможенной территории РФ допускается с соблюдением требований и условий, установленных ТК ТС.
Проведение с транзитными товарами иных операций допускается только в случае, если их совершение вызвано реальной угрозой уничтожения, утраты, безвозвратной утери или существенной порчи товаров и (или) транспортных средств.
Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2000 км за один месяц. Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории ТС без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.
5. Таможенная процедура “Таможенный склад”
В хозяйственной практике участников ВЭД процедура таможенного склада используется достаточно часто. Благодаря ее применению удается отсрочить уплату ввозных таможенных пошлин и налогов, а также избежать применения мер нетарифного регулирования.
Процедура таможенного склада может быть применима в следующих ситуациях: - если внешнеторговым контрактом предусматриваются периодические поставки какой-либо продукции, то российская компания-импортер, может изначально аккумулировать доставляемые иностранные товары на таможенном складе, а затем по мере производственной необходимости осуществлять фрагментарную таможенную очистку этой продукции. В другом случае российская компания, осуществляющая ВЭД, может стремиться осуществить закупки товара за рубежом по более выгодной цене с последующей его перепродажей на внутреннем рынке Таможенного союза. Однако прежде чем осуществить реализацию импортируемого товара, помещает его на таможенный склад с тем, чтобы уровень цен на указанном рынке принес большую прибыль коммерсанту; - если участник ВЭД ввозит иностранные товары на таможенную территорию Таможенного союза, размещает их на таможенном складе, но ситуация на внутреннем рынке оказывается неблагоприятной для последующей перепродажи товаров, тогда, стремясь предотвратить неблагоприятные экономические последствия, бизнесмен принимает решение осуществить реэкспорт товаров и тем самым избежать уплаты таможенных пошлин и налогов.
В соответствии со ст. 229 ТК ТС под таможенным складом понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся под таможенным контролем на таможенном складе в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со ст. 233 ТК ТС таможенным складом считается специально определенное и обустроенное сооружение, помещение и (или) открытая пло-щадка, предназначенные для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада.
Таможенные склады бывают открытого или закрытого типа. Таможенные склады открытого типа, предназначаются для хранения любых товаров и могут быть использованы любыми лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров. Таможенные склады закрытого типа предназначаются только для хранения товаров владельца таможенного склада. Законодательством государств — членов Таможенного союза могут определяться отдельные категории товаров, которые допускается хранить на таможенных складах закрытого типа. До настоящего времени российским таможенным законодательством категории товаров, разрешаемых к хранению только на таможенных складах закрытого типа, не определены.
Требования по расположению, обустройству и оборудованию таможенных складов, а также порядок их учреждения и функционирования в Российской Федерации определяются ст. 80 Закона о таможенном регулировании, а порядок учреждения и функционирования закреплен в ст. 75—79 того же закона.
ФТС России ведет реестры владельцев таможенных складов и обеспечивает их периодическую публикацию, в том числе с использованием информацион-ных технологий.
Правовое регулирование процедуры таможенный склад осуществляется посредством: • ст. 229-238 ТК ТС; • ст. 238—243 Закона о таможенном регулировании; • решения КТС от 20.09.2010 № 375; • распоряжения Правительства РФ от 26.11.2003 № 1712-р «О перечне товаров, не подлежащих помещению под таможенный режим таможенного склада» и др.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада изложены в ст. 230 ТК ТС. Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться только иностранные товары, за исключением товаров:
1) срок годности и (или) реализации которых на день их таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада составляет менее 180 календарных дней; 2) перечень которых определяется решением КТС от 20.09.2010 № 375.
Под таможенную процедуру таможенного склада могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры (таможенный транзит, переработка на таможенной территории, временный ввоз (допуск), реэкспорт, беспошлинная торговля, свободная таможенная зона, свободный склад).
Срок хранения товаров на таможенном складе не может превышать трех лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада. Конкретная продолжительность хранения товаров на таможенном складе определяется лицом, помещающем товары на хранение на таможенном складе. Отметим, что минимальная продолжительность хранения товаров на таможенном складе в таможенным законодательством Таможенного союза не установлена.
Хранение на таможенном складе товаров Таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру экспорта, разрешается в течение шести месяцев.
При наличии обязательного письменного разрешения таможенного органа и обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов допускается помещение под таможенную процедуру таможенного склада без фактического размещения на таможенном складе товаров, которые из-за своих больших габаритов не могут быть размещены на таможенном складе. В связи с этим необходимо четко различать два термина, а именно: «помещение товаров на таможенный склад» и «помещение товаров под таможенную процедуру таможенного склада». В случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада без их фактического размещения на таможенном складе, речь будет идти о юридической фикции.
Для получения разрешения декларант обращается с письменным обращением в таможенный орган, в регионе деятельности которого предполагается осуществлять хранение товаров после их помещения под таможенную процедуру таможенного склада, до подачи таможенной декларации. В таком документе декларант указывает наименование товаров и их характеристики, причины помещения под таможенную процедуру таможенного склада без размещения на таможенном складе, точное место хранения товаров, включая указание почтового адреса, а также меры, которые будут приняты декларантом для обеспечения сохранности товаров.
Таможенный орган выдает разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня обращения декларанта в таможенный орган. В разрешении указываются место хранения товаров, сведения о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей.
Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения только в случаях: • наличия задолженности по уплате таможенных платежей; • привлечения лица к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9, ст. 16.13, 16.14 и ч. 2 и 3 ст. 16.23 КоАП РФ два и более раза в течение одного года до дня обращения в таможенный орган.
В зависимости от наличия либо отсутствия разрешения таможенных органов на операции, которые могут быть совершаемы с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, все такие операции можно разделить на две группы.
К операциям, совершаемым с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада без разрешения таможенных органов, относятся:
• операции, необходимые для обеспечения их сохранности (осмотр, измерение товаров, перемещение их в пределах таможенного склада), при условии, что эти операции не повлекут за собой изменения состояния товаров, нарушения их упаковки и (или) средств идентификации; • заключение сделок, предусматривающих передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами.
К операциям, совершаемым с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада с разрешения таможенных органов, относятся: • простые сборочные операции; • операции по отбору проб и образцов; • операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида.
К перечисленным выше операциям устанавливается требование, в соответ-ствии с которым никакие операции, совершаемые с товарами, помещенными под таможенную процедуру таможенного склада, не должны изменять характеристики этих товаров, связанные с изменением классификационного кода по ТН ВЭД.
Кроме того, товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны размещаться на таможенных складах, оборудованных в соответствии с условиями хранения таких товаров.
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного склада товары хранятся в течение установленного срока без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
С момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного склада. У владельца таможенного склада аналогичная обязанность возникает с момента размещения товаров на таможенном складе.
У декларанта обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада прекращается при размещении товаров на таможенном складе либо при помещении товаров под иную таможенную процедуру, если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе. У владельца таможенного склада аналогичная обязанность прекращается при выдаче товаров с таможенного склада в связи с их помещением под иную таможенную процедуру.
У декларанта сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: • день утраты товаров (если этот день не установлен, то день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада), если товары были утрачены до размещения их на таможенном складе; • день утраты товаров или их передачи иному лицу до помещения товаров под иную таможенную процедуру (если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада), если хранение товаров осуществлялось не на таможенном складе, день такой утраты.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов у декларанта не возникает, если уничтожение или безвозмездная утрата товаров произошли вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
У владельца таможенного склада сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов считается: • день утраты товаров (если этот день не установлен - день размещения товаров на таможенном складе), если товары были утрачены; • день размещения товаров на таможенном складе, если товары были выданы с таможенного склада без представления в отношении таких товаров документов, подтверждающих помещение их под таможенную процедуру.
Владелец таможенного склада не уплачивает ввозные таможенные пошлины и налоги, если уничтожение или безвозмездная утрата товаров произошли вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения.
Законодательством государств — членов ТС могут определяться случаи предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под эту таможенную процедуру без их фактического размещения на таможенном складе.
Действие таможенной процедуры таможенного склада начинается с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, а завершается помещением товаров под иную таможенную процедуру до истечения срока хранения товаров на таможенном складе. После помещения товаров под иную таможенную процедуру эти товары подлежат вывозу с таможенного склада в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем их помещения под иную таможенную процедуру.
В случае прекращения функционирования таможенного склада товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, должны быть в течение 60 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования этого склада, перемещены на другой таможенный склад либо помещены под иную таможенную процедуру.
За нарушение порядка помещения товаров на таможенный склад на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций ст. 1(3.14 КоАП предусматривает административную ответственность, наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2000 до 10 000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 20 000 рублей.