Глава 6. себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ на водном транспорте

6.1. СТРУКТУРА СЕБЕСТОИМОСТИ И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ

ФАКТОРЫ

В число экономических категорий входят стоимость и себестоимость. Стоимость выражает затраты общественного труда на изготовление продукции и ее реализацию. Она определяется затратами общественно необходимого рабочего времени. Стоимость получает свое выражение в регулируемых ценах и состоит из трех частей: стоимости потребленных средств производства, т.е. затрат овеществленного труда, переносимого на продукцию; стоимости необходимого продукта, которая составляет фонд личного потребления и выступает в форме индивидуальной заработной платы и начислений на нее; стоимости прибавочного продукта, создаваемого живым трудом для общества. Первые две части, т.е. стоимость потребленных средств производства и часть вновь созданной стоимости, предназначенной для личного потребления работников, представляют собой текущие (эксплуатационные) расходы, связанные с производством продукции и ее реализацией, или ее себестоимость. Третья часть представляет собой вновь созданную живым трудом для общества стоимость, которая направляется на расширение производства, создание общественных фондов потребления, содержание государственных органов управления, оборону страны, увеличение резервов и запасов, социальное обеспечение, просвещение, здравоохранение и выступает в форме чистого дохода общества. Таким образом, себестоимость продукции меньше, чем ее стоимость, на величину накопления (чистый доход предприятий и централизованный чистый доход государства).

Следовательно, себестоимость есть обособившаяся часть стоимости, представляющая собой денежную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и некоторых других затрат. Она состоит из затрат на производство продукции, износа средств труда и потребления предметов труда, затрат на оплату труда и части чистого дохода общества, предназначенной для социальной защиты граждан. Следует иметь в виду, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включается небольшая часть чистого дохода в виде отчислений на социальные нужды и платы за кредит, которые являются денежным выражением части продукта, созданного для общества.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности организаций водного транспорта, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ, и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы организаций по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Информационной базой для анализа себестоимости продукции являются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Объектами анализа себестоимости продукции выступают следующие показатели:

· полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат,

· затраты на рубль продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные статьи затрат.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения полной себестоимости продукции в целом и по основным элементам затрат. В табл. 57 приведен пример изменения плановых и фактических показателей затрат на производство продукции (работ, услуг), в том числе и транспортных.


Таблица 57 Затраты на производство продукции, оказание услуг
Элементы затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
  план факт +,- план факт +.-
Оплата труда + 2070 15,1 14 6 -05
Отчисления в фонд социальной защиты + 725 5,3 5,1 -0,2
Материальные затраты 35 000 45 600 +10600 53,8 55,9 . + 2,1
В том числе сырье и .материалы 25 200 + 6300 38,8 38,6 -0,2
топливо + 1924 8,6 9,2 + 0,6
электроэнергия и т. д. + 2376 6,4 8,1 + 1,7
Амортизация + 1900 8,6 9,2 + 0,6
Прочие затраты 11 130 12 345 + 1215 17,2 15,2 -2
Полная себестоимость 65 000 +16510 -
В том числе переменные затраты 45 500 55 328 + 9828 -2
постоянные затраты 19 500 26 182 + 6682 . + 2

Общая сумма затрат на производство продукции (услуг) может увеличиться или уменьшиться из-за изменений:

· объема производства продукции и ее структуры;

· уровня переменных затрат на единицу продукции;

· суммы постоянных расходов.

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги), постоянные затраты (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 6. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции (услуг), а на оси ординат — сумма постоянных и переменных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства (услуг) возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства (услуг) эта сумма уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

Зобщ = S (VВПi - bi) +А

где Зобщ - общая сумма затрат на производство продукции (услуг);

А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции (услуг);

b — уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);

VВП — объем производства продукции (услуг).

Уровень рационального расходования средств предприятия на производство продукции, экономию материальных и трудовых ресурсов, эффективное использование средств труда устанавливается путем сопоставления фактической себестоимости продукции с плановой, которая, в свою очередь, определяет размер допустимых расходов на производство запланированного объема продукции.

Себестоимость является одним из основных качественных ' показателей, отражающих отношения внутри организации между подразделениями, структурными единицами, а также между организациями и между организациями и государством.

На речном транспорте себестоимость определяется делением суммы всех эксплуатационных расходов, связанных с перевозками, на объем транспортной продукции, выраженный в доходах от основной эксплуатационной деятельности. Она исчисляется по перевозкам в целом и отдельно по видам: пассажиров; сухогрузов, перевозимых на грузопассажирских, самоходных и несамоходных судах; нефтегрузов, перевозимых на самоходных и несамоходных судах; леса в плотах. Себестоимость перевозок пассажиров и грузов рассчитывается в рублях на рубль доходов. В условиях рынка роль показателя себестоимости продукции как важного экономического рычага в управлении организациями (предприятиями) значительно возрастает.

Текущие затраты транспортных организаций, необходимые для обеспечения перевозок и перегрузочных работ в определенном периоде, носят название эксплуатационных расходов. Они складываются из материальных затрат, затрат на оплату труда, отчислений на социальные нужды, амортизацию основных фондов и прочих затрат.

6.2. ПУТИ СНИЖЕНИЯ (МИНИМИЗАЦИИ) СЕБЕСТОИМОСТИ

ПЕРЕВОЗОК И ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

Себестоимость перевозок. Значительную часть себестоимости перевозок на речном транспорте составляют затраты на содержание транспортного флота. Эти издержки определяются по статьям и элементам затрат: заработная плата плавсостава с отчислениями на социальное страхование, стоимость рациона бесплатного питания команды, топливо, материалы, износ малоценного инвентаря и быстроизнашивающихся предметов, амортизационные отчисления, расходы на ремонт судов, зимний отстой флота, прочие расходы. Расходы на содержание судовых команд (30% общей суммы затрат на содержание флота) включают основную и дополнительную заработную плату плавсостава в навигационный и межнавигационный периоды, отчисления на социальное страхование и стоимость рациона бесплатного питания.

Стоимость рациона бесплатного питания устанавливают в соответствии с нормами, дифференцированными по видам флота и районам плавания на одного человека в месяц, численности экипажа, а также продолжительности навигационного периода.

Расходы на топливо и смазочные материалы составляют основную часть материальных затрат транспортных предприятий.

Расходы на смазочные и обтирочные материалы определяют аналогично расходам на топливо в зависимости от норм расхода в весовом выражении на судно или единицу его мощности в единицу времени и цены материалов.

К малоценным и быстроизнашивающимся предметам относятся предметы и инвентарь, которые либо служат менее года, либо стоят менее 100 руб. Потребность в этих предметах определяется исходя из среднегодовой нормы.

Расходы на амортизацию и ремонт судов предназначены для восстановления и содержания в исправном состоянии подвижного состава. Сумма затрат на амортизацию определяется в соответствии с установленными нормами амортизации на реновацию строительной стоимостью судов и ценного инвентаря.

Себестоимость перегрузочных работ. В себестоимости доставки грузов речным транспортом примерно 1/4 часть приходится на себестоимость перегрузочных работ.

Силами и средствами портов выполняются портовые перегрузочные работы и платные работы. При этом к платным относятся работы, выполняемые портами для других организаций в межнавигационный период. В число платных работ входят:

- сдача перегрузочной техники (в основном, плавучих
перегрузочных средств) вместе с обслуживающими ее рабочими в
аренду сторонним организациям;

- сдача в аренду складских помещений порта для хранения
продукции в межнавигационный период;

- работа портовых рабочих в сторонних организациях по
договорам и пр.

Себестоимость перегрузочных работ определяется только по портовым работам. Расходы, связанные с выполнением платных работ, к себестоимости не относятся, так как они покрываются отдельными доходными поступлениями.

Все расходы, относимые к себестоимости перегрузочных работ, подразделяются на четыре укрупненные группы:

- расходы на оплату труда портовых рабочих (основная,
дополнительная заработная плата) и отчисления на государственное
социальное страхование;

- расходы на содержание перегрузочных машин и механизмов; -

расходы на содержание портов, пристаней и общепроизводственные;

распределяемые расходы в доле, относимой на перегрузочные работы.

Последняя группа расходов включает часть затрат на содержание рейдового и служебно-вспомогательного флота, управлений судоходных компаний (пароходств), узлов связи, а также общеэксплуатационные расходы портов и компаний (пароходств).

Первые три группы расходов являются прямыми затратами, так как они непосредственно связаны с перегрузочным процессом и относятся только к этому виду работ.

На уровень и динамику себестоимости работы транспортных организаций влияют многочисленные факторы, среди них: характеристика грузооборота, увеличение навигационного периода, периода работы подвижного состава, снижение удельных затрат на содержание флота и др. Для каждого предприятия большое значение имеет правильная оценка (количественная и качественная) воздействия этих факторов в целях выявления основных направлений снижения себестоимости и разработки соответствующего плана организационно-технических мероприятий.

Рассмотрим более подробно некоторые из перечисленных факторов, влияющих на уровень себестоимости.

1. Характеристики грузооборота. К ним относят: объем
перевозок, распределение грузовых потоков по направлениям
движения, среднее расстояние перевозки, партионность и сезонность
перевозок. На среднюю себестоимость влияет также состав
перевозок по родам грузов, распределение грузооборота между
видами перевозок и подвижного состава.

2. С ростом объема транспортной работы себестоимость
перевозок при прочих равных условиях снижается, так как в составе
затрат имеются издержки, не зависящие от размера грузооборота,
удельная величина которых снижается при росте объема работ.

Доля этих расходов в общей сумме затрат по перевозкам зависит от того, осваивается ли прирост грузооборота наличным подвижным составом или для его освоения в эксплуатацию вводятся новые фонды. В первом случае доля расходов, не зависящих от объема работы, достигает значительной величины (на разных видах транспорта от 65 до 80% затрат на перевозки). Во втором — понижается примерно до 35—15%), так как растут затраты на содержание подвижного состава в эксплуатации. Снижение себестоимости будет тем больше, чем выше доля расходов, не зависящих от объема работ.

3. Распределение грузовых потоков по направлениям
движения определяет величину порожних пробегов подвижного
состава. Смягчение такой неравномерности, выражаемое в
уменьшении коэффициента порожнего пробега, приводит к
снижению себестоимости как движенческой операции, так и
стояночной, в части стоянок при порожних рейсах.

4. Путевые условия судоходства. На себестоимость речных
перевозок оказывают влияние такие характеристики путевых
условий судоходства, как габариты судового хода, скорость течения,
длительность навигационного периода, ветроволновой режим,
качество судоходной обстановки и др.

Из всех параметров, характеризующих габариты судового хода (глубина, ширина и радиус закругления), наибольшее воздействие на себестоимость оказывает глубина водных путей. Увеличение глубин создает условия для лучшего использования судов по грузоподъемности, применения судов большей грузоподъемности, повышения технических скоростей движения судов с грузом.

Важное значение для снижения себестоимости имеет унификация габаритов пути, устранение ступенчатости глубин, что позволяет установить более высокий коэффициент использования грузоподъемности судов, устранить операции догрузки судов до положенной нормы или, наоборот, частичной разгрузки для обеспечения работы флота на мелководных участках рек.

5. Положительно влияет на себестоимость перевозок
увеличение периода работы подвижного состава. Это ведет к
уменьшению потребности в нем для выполнения заданного объема работ или, наоборот, позволяет выполнить больший объем перевозок

имеющимися транспортными средствами. Для снижения удельных затрат на содержание речного флота важное значение имеет широкое распространение практики продления навигации, а также эксплуатация судов смешанного плавания в зимний период между незамерзающими портами.

6. На себестоимость речных перевозок оказывает влияние и
качество судоходной обстановки, в частности, создание освещаемой
обстановки позволяет эксплуатировать флот круглосуточно, что
ведет к снижению удельных затрат на перемещение груза.

7. Повышение технического уровня и совершенствование
работы транспорта. На себестоимость большое влияние оказывает
тип силовой установки, который определяет расходы на топливо и
смазочные материалы.

8. Очевидно, что с ростом грузоподъемности судов будет-
снижаться себестоимость движенческой операции, так как будет
уменьшаться себестоимость содержания судна на ходу в расчете на
тоннаж /сутки хода, а также элементная ставка стоянок вне грузовых
работ, поскольку время последних не зависит от грузоподъемности
судна, а удельные затраты на содержание 1 т тоннажа будут уменьшаться.

9. Положительное влияние на себестоимость перевозки
оказывает увеличение технических скоростей движения подвижного
состава и скоростей доставки, способствующее высвобождению
оборотных средств, заключенных в грузах за время их
транспортировки. На речном транспорте увеличение скорости
движения достигнуто благодаря внедрению в практику работы

судоходных предприятий метода толкания несамоходных судов вместо буксировки, развитию перевозок на грузовых теплоходах, улучшению гидромеханических свойств судов (применение гребных винтов с поворотными насадками, водометных движителей и др.). Повышению скоростей доставки грузов способствует, кроме того, улучшение коммерческого обслуживания транспортных средств, ускорение обработки их в пунктах отправления и прибытия.

6.3. ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ). ПОРЯДОК

ФОРМИРОВАНИЯ БАЛАНСОВОЙ, ВАЛОВОЙ, НАЛОГООБЛАГАЕМОЙ И ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Процесс транспортного производства основывается на взаимодействии трех основных элементов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование средств производства работниками материальной сферы обеспечивает транспортные услуги. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельной деятельности организаций водного транспорта (эффект) с затратами живого и овеществленного труда отражает эффективность производства.

Эффект, или конечный результат хозяйственной деятельности, характеризуется различными стоимостными и натуральными показателями, например, объемом производства продукции, прибылью, экономией по отдельным элементам затрат, общей экономией от снижения себестоимости продукции.

Все затраты, связанные с достижением эффекта, подразделяются на текущие и единовременные. Текущие затраты включают оплату живого труда, стоимость потребленных материальных ресурсов, амортизационные отчисления, затраты на поддержание основного капитала в работоспособном состоянии (затраты по ремонту) и другие расходы, включаемые в полную себестоимость промышленной (транспортной) продукции. Единовременные затраты - это затраты, авансируемые для расширенного воспроизводства основного капитала.

Уровень эффективности производства устанавливается с помощью системы частных и общих показателей. К частным показателям относятся производительность труда, капиталоемкость (фондоемкость), материалоемкость продукции и т.д.

К общим показателям относятся прибыль и рентабельность. Прибыль - конечный финансовый результат предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений - это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность на предприятиях водного транспорта.

По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материального производства. Источником образования прибавочного продукта является прибавочный труд.

При формировании прибыли учитываются все стороны хозяйственной деятельности организации - уровень использования основного капитала, машин, оборудования, технологий, организация производства и труда. Абсолютная величина прибыли отражает результаты снижения себестоимости и роста объема реализованной продукции.

Результаты хозяйственной деятельности организаций водного транспорта оцениваются по балансовой (общей) и чистой прибыли.

Балансовая прибыль включает дополнительно к прибыли от реализации прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных непосредственно с основной производственной деятельностью организации, прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, различные дивиденды, а также доходы и убытки от прочих хозяйственных операций (например, поступление безнадежных долгов, пени, штрафов, неустойки, уплаченные или полученные в связи с нарушением хозяйственных договоров). В общую сумму внереализационных потерь входят убытки от ликвидации не полностью амортизированного основного капитала. В балансовой прибыли учитываются также льготы по налогу на прибыль.

В балансе организации речного транспорта выделяется валовая и чистая прибыль.

Валовая прибыль - это разница между доходами и расходами до уплаты налогов. Валовая прибыль учитывает выручку от_ реализации основного капитала и другого имущества организации.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты установленных законом налогов. Чистая прибыль рассчитывается по формуле:

ЧП=ВП – (Нпр+НДС+Накцим) - К,

где ВП - валовая прибыль;

Нпр - налог на прибыль, устанавливаемый исходя из скорректированной балансовой прибыли на ставку налога на прибыль. Балансовая прибыль - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму льгот по прибыли, отчислений в резервный фонд (дивиденды) и доходов по акциям;

НДС, Накц - соответственно налог на добавленную стоимость и акцизы;

Ним - налог на имущество;

К - проценты за кредиты банка.

Чистая прибыль организации используется на собственные хозяйственные цели. Общая сумма чистой прибыли и ее распределение утверждаются советом предприятия (организации).

Валовая прибыль распределяется по двум направлениям: основная часть отчисляется в бюджет, оставшаяся часть используется организацией на удовлетворение собственных потребностей, предусмотренных финансовым планом.

К первоочередным платежам в бюджет относятся:

· налог на прибыль в соответствии с Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;

· налог на добавленную стоимость (произведение собственности материальных ресурсов на ставку налога);

· акцизы;

· налог на имущество.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении организации, распределяется:

· на страховой запас или в резервный фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе;

· в фонд развития производства, который включает амортизационный фонд и часть чистой прибыли (авансирование мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии);

· в фонд социального развития производства (строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе организаций, детских учреждений, поликлиник, объектов культурно-просветительного и медицинского назначения и т.д.);

· в фонд материального поощрения (стимулирование работников предприятия);

· на проценты банковского кредита, которые отчисляются от прибыли для погашения ссуд банков, полученных организацией на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление мероприятий по освоению и выпуску новой продукции и т.п.

Финансовые результаты деятельности организации характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач в любой сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми результатами отводится экономическому анализу, основными задачами которого являются:

· систематический контроль за формированием финансовых результатов:

· определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины,

· оценка работы предприятия (организации)«по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

· разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели прибыли: валовая прибыль; прибыль от реализации продукции, товаров, услуг; балансовая прибыль; налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль; нераспределенная прибыль. Механизм формирования данных показателей представлен в табл.58 и на рис. 7. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Налогооблагаемая прибыль — это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.

Нераспределенная прибыль — это чистая прибыль за минусом ее использованной суммы на накопление и потребление.

Таблица 58

Анализ состава, динамики и выполнения плана прибыли за отчетный год

  Прошлый год Отчетный год Прибыль фактическая
Показатель Сумма тыс. Доля, % План Факт в ценах прошлого
  руб.   Сумма тыс. руб. Доля, % Сумма тыс. руб. Доля, %  
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 84,8 83,6
Прочие операционные доходы 19,3 17,8 17,4
Прочие операционные расходы -650 -4,4 -900 -4,9 -1060 -4,8 -1600
Внереализационные доходы 10,2 10,3 150Э
Внереализационные расходы -1200 -8,1 -1450 -8,0 -1380 -6,2 -950
Общая сумма прибыли
Налоги из прибыли
Чистая прибыль
Использовано прибыли 35,9 29,4 33,5 -
Нераспределенная прибыль 29.1 35,6 32.5 -
глава 6. себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ на водном транспорте - student2.ru


глава 6. себестоимость перевозок и погрузочно-разгрузочных работ на водном транспорте - student2.ru

Наши рекомендации