Раздел 3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И НА ТРАНСПОРТЕ


Раздел 3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И НА ТРАНСПОРТЕ - student2.ru 3.2.1.ТРЕБОВАНИЕ К МЕСТАМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ.
Раздел 3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И НА ТРАНСПОРТЕ - student2.ru 3.2.2 ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ПОДЬЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ.
Раздел 3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И НА ТРАНСПОРТЕ - student2.ru 3.2.3. ТРЕБОВАНИЕ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ.
Раздел 3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И НА ТРАНСПОРТЕ - student2.ru 3.2.4. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ.
Раздел 3.2. БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И НА ТРАНСПОРТЕ - student2.ru 3.2.5. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ. БЕЗОПАСНОСТЬ ВНУТРИЗАВОДСКОГО ТРАНСПОРТА


Погрузочно-разгрузочные работы и транспортировка являются весьма травмоопасными работами. Так, согласно статистическим данным 70 % несчастных случаев со смертельным исходом происходит из-за падения поднимаемого или перемещаемого груза, 18 % из-за поражения электрическим током, опрокидывания грузов, грузоподъемных машин, падения рабочих с высоты и т.д.
Основными причинами травматизма, при этом являются: неправильная организация работ, низкая подготовка обслуживающего персонала, низкий контроль со стороны ИТР за ведением работ.
Несоответствие применяемого оборудования технологическому процессу погрузочно-разгрузочных и транспортировочных работ, использование технологического и грузоподъемного оборудования, не прошедшего техническое освидетельствование и испытание, работа без средств индивидуальной защиты.
Для ведения погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и целевой инструктаж по охране труда. При ведении разгрузочных работ опасных грузов (токсичных веществ, кислот и щелочей, взрывчатых веществ и т.д.) рабочие проходят специальное обучение с обязательной их аттестацией.
В зависимости от степени опасности погрузочно-разгрузочные работы подразделяются на четыре группы:
группа – малоопасные (металл, лесо- и стройматериалы);
группа – опасные ( с учетом габаритов грузов);
группа – пылящие и горячие (цемент, известь, мел, гипс, асфальт, битум);
группа – опасные (опасные за счет возможности взрыва, пожара, отравления, облучения, ожога, заболевания и т.д.).

Опасные вещества разделяются на 9 классов:
1 - взрывчатые вещества;
2 - газы;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости (температура воспламенения 610С и ниже);
4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы, которые могут воспламениться в результате трения, нагрева, влаги и т.д.;
5 - окислительные вещества;
6 - ядовитые и инфекционные вещества;
7 - радиоактивные;
8 - едкие и коррозионно-активные вещества;
9 - другие (вещества с относительно низкой опасностью).
На опасные грузы в соответствии с ГОСТ 19433-88 наносят определенные знаки опасности (два квадрата, окантованные черной рамкой: в верхнем символ опасности, в нижнем надпись опасности, ниже меры безопасности при разгрузке).
В зависимости от массы грузы подразделяют:массой менее 80 кг;массой от 80 кг до 500 кг;массой более 500 кг.
По состоянию грузы подразделяют:сыпучие;газы;жидкости;твердые материалы.
По состоянию упаковки:контейнерная;насыпью (цемент, песок, щебень);штучные (кирпич);в упаковке по массе (мешки с песком, цементом и т.д.).
Согласно ГОСТ 12.3.009-76* «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования» погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированным способом при помощи подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации.
Поднимать и перемещать груз вручную необходимо при соблюдении норм, установленных законодательством. Нормативами установлены предельные нормы подъема и перемещение тяжестей одним работником вручную:
для мужчины (старше 18 лет) – 50 кг (допускается переноска на прямом участке груза до 80 кг до 25 м при условии подъема и снятия груза другими грузчиками);
для женщин старше 18 лет – 10 кг при чередовании с другими видами работ , 7 кг при постоянной переноске тяжестей в течение смены;
для юношей и девочек 16-17 лет при кратковременной работе соответственно 14 кг и 7 кг, 17-18 лет – 16кг и 8 кг;
подростки до 16 лет к переноске и подъему тяжести не допускаются.

Безопасность производства погрузочно-разгрузочных работ достигается:

механизацией и автоматизацией погрузочно-разгрузочных работ;
применением устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
эксплуатацией производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно- технической документацией и эксплуатационными документами;
применением знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;
правильным размещением и укладкой грузов в местах производства работ и в транспортных средствах;
соблюдением требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
Погрузочно-разгрузочные работы необходимо проводить при непосредственном руководстве работников ИТР (ответственных за производство работ).


3.2.1.ТРЕБОВАНИЕ К МЕСТАМ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ.


Места производства погрузо-разгрузочных работ должны иметь основание, обеспечивающее устойчивость подъемно-транспортного оборудования, складируемых материалов и транспортных средств (ровное твердое покрытие, уклон не более 50).
На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.
Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортного оборудования.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со строительными нормами и правилами.
Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов.
Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и доброкачественной питьевой водой.
Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-85, а также строительным нормам и правилам.
Температуру наружного воздуха и силу ветра в данном климатическом районе, при которых следует прекращать производство работ на открытом воздухе или устраивать перерывы для обогревания рабочих, устанавливает администрация предприятия в соответствии с действующим законодательством.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026-76.
Движение транспортных средств в местах погрузочно-разгрузочных работ должно быть организовано по транспортно-технологической схеме с установкой соответствующих дорожных знаков по ГОСТ 10807-78, а также знаков, принятых на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочей зоне производственных помещений, а также содержание вредных веществ в местах производства погрузочно-разгрузочных работ - по ГОСТ 12.1.005-76; уровни шума и вибрации на рабочем месте – по ГОСТ 12.1.003-83 и ГОСТ 12.1.012-78.
Для перехода работающих по сыпучему грузу, имеющему большую текучесть и способность засасывания, следует устанавливать трапы или настилы с перилами на всем пути передвижения.
Проходы и рабочие места должны быть выровнены, и не иметь ям, рытвин. Зимой проходы должны быть очищены от снега, а в случае обледенения посыпаны песком, шлаком или другими противоскользящими материалами.
Для прохода (подъема) на рабочее место должны быть предусмотрены тротуары, лестницы, мостики, трапы, отвечающие требованиям безопасности (между рядами штабелей должны быть проходы шириной не менее 1,25 м, а ширина основного прохода - не менее 3м).
Укладка материалов производится с учетом их массы и способности деформироваться под влиянием массы вышележащего груза. Чем тяжелее материал, тем меньше должна быть его высота, чтобы обеспечить устойчивость, облегчить и обезопасить складирование и отпуск материалов.
Складирование материалов, конструкций и оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями стандартов или технических условий на материалы, изделия, оборудование.
Способы укладки грузов предусматривают: безопасность работающих; устойчивость штабелей, пакетов; механизацию погрузочно-разгрузочных работ; возможность применения средств защиты и пожарной техники; соблюдение требований к охранным и опасным зонам. Подкладки и прокладки в штабелях складируемых материалов и конструкций следует располагать в одной вертикальной плоскости.
Толщина прокладок должна быть больше высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 0,02 м. Между штабелями (стеллажами) на складах должны быть проходы шириной не менее 1м и проезды, ширина которых обеспечивает прохождение транспортных средств и производство погрузочно-разгрузочных работ с учетом средств механизации.
При массе грузов более 50 кг и при подъеме их на высоту более 3м погрузочно-разгрузочные работы следует производить с применением подъемно- транспортных средств и средств малой механизации.

Наши рекомендации