Тема:Дифференциация звуков Ч- Ш.
Цели и задачи:познакомить детей со звуками Ч - Ш; научить детей давать сравнительную характеристику изучаемых звуков; учить дифференцировать звуки Ч - Ш в слогах, словах, предложениях и тексте, соотносить звуки с буквами и символами, работать с родственными словами; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза, работы со словами-паронимами; учить строить логически верные предложения; упражнять в пересказе и ответах на поставленные вопросы по тексту; развивать логическое мышление.
Оборудование:буквы Ч - Ш (запись на доске); предметные картинки с изображением Чебурашки и старухи Шапокляк; фишки двух цветов с буквами Ч - Ш; карточки в виде следов с записанными на них словами-омофонами.
Ходзанятия J. Оргмомент
1. Развитие фонематического анализа и синтеза
(задание 1. с. 29).
Логопед: Составьте имена героев занятия по первым буквам названий картинок. Запишите их и выделите буквы Ч - Ш.
Картинки: чайник, ежи, бабочка, улитка, рак, апельсин, шляпа, ключ, апельсин (Чебурашка); шляпа, апельсин, платье, огурец, ключ, лимон, яблоко, ключ (Шапокляк).
2.Припоминание произведения и героев сказки. Логопед: Вспомните, из какой сказки пришли Чебурашка и Шапокляк? Как звали других героев этой сказки? Кто всегда старался навредить друзьям?
3.Знакомство с темой занятия.
Логопед: Послушайте имена героев сказки и назовите первые звуки в словах. (Чебурашка - Ч, Шапокляк - Ш. Звуки занятия Ч - Ш.)
4.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков занятия.
Ч - согласный, всегда мягкий, глухой, сложный, для обозначения подходят зеленые наушники, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.
Ш - согласный, всегда твердый, глухой, простой, для обозначения подходят синие наушники, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.
2.Дифференииаиия Ч - Ш в слогах (задание 2. с. 29).
Логопед: Прочитайте слоги вместе со старухой Шапокляк и Чебурашкой.
ЧА-ША ША-ЧА-ЧА ША-ША-ЧА-ЧА
40 - ШО ШУ - ШУ - ЧУ ШИ - ШИ - ЧИ - ШИ
ШУ-ЧУ АШ-АЧ-ЧА ЕШ-ЕЧ-ЧЕ-ШЕ
3.Развитие фонематического восприятия (задание 3, с. 29).
Логопед: Чебурашка и Шапокляк спускались по лесенкам. Эти лесенки непростые: чтобы перешагнуть со ступеньки на ступеньку, нужно придумать слово.
Спуститесь по загадочным ступеням вместе с Чебурашкой и Шапокляк. Запишите слова в клетки ступеней.
Приблизительный перечень слов: чан, час, чай; чары, ча-
ща, чаша; чайка, чалма, чабан; чайник; шар, шаг, шах; шаги, шары, шарф; шатёр, шайба, шахта, шалун, шатун, шайка; шарфик, шарады, шакалы.
4.Работа с родственными словами {задание 4. с. 30).
5.Логопед: Однажды Чебурашка и крокодил Гена играли со словами. Шапокляк решила над ними немного подшутить. Она направила к ним свою ручную крысу, и та незаметно утащила некоторые буквы из слов.
Наведите порядок среди слов - вставьте буквы Ч - Ш. Подчеркните слова разными цветами так, чтобы слова одной группы являлись между собой родственными. Сколько карандашей разных цветов вам потребуется? Сколько групп родственных слов получилось?
...А...Е...КА ...Е...ЕТСЯ
БУКА...Е...КА ...А...КА
КО... А...ИИ ВУКА...КА
КРО...КА ...АСЫ
5.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Шапокляк никак не может удержаться от плохих поступков. Как много вреда она приносит! Решили Чебурашка и Гена отыскать злодейку и проучить. Но она спряталась и думает, что ее никто не найдет.
Пройдите по следам старухи Шапокляк и составьте пары слов так, чтобы они отличались только одним звуком. Сравните слова по написанию, звучанию и значению.
Слова (записаны на карточках в форме следов):печка -пешка, мычи - мыши, тучка - тушка, мочка - мошка, дочка - бочка, крыша - крыса; кочка - кошка, вата - фата.
Логопед: Какие слова не подходят к теме нашего занятия Почему?
6.Развитие зрительного восприятия (задание 5. с. 30).
Логопед: Шапокляк перепутала все буквы в словах и думает, что теперь никто не сможет их прочесть. Отгадайте слова и запишите их, выделите в словах звуки занятия.
ичиприк - ... ашпал - ...
икчо - ... нугуч - ...
тетшап - ... ашург - ...
хорош-... акчер-...
чем-... шрё-...
Слова: кирпичи, лапша, очки, чугун, паштет, груша, шорох, речка, меч, ёрш.
Логопед: Назовите пары слов, которые верны при прочтении в обе стороны? (Хорош - шорох, чем - меч.)
7.Развитие умений логического построения предложений {задание 6. с. 30).
Логопед: Вот и Шапокляк. Ей так понравились ваши альбомы, что она решила оставить в них что-нибудь на память о себе.
В ваших альбомах она записала предложения со звуками Ч - Ш. Прочитайте то, что записала старуха Шапокляк, и проверьте, есть в ее записи ошибки или нет. Запишите предложения верно. Укажите звуки занятия.
У шапки новый Миша.
Бабушку печет ватрушка.
Дедушка вышивает подушку для внучки.
На избушке стоит ветхая опушка.
Лошадка причесывает мальчика.
8. Дифференциация звуков Ч-Шв тексте (задание 7. с. 31).
Логопед: Крокодилу Гене и Чебурашке тоже понравились ваши альбомы. Они записали в них свою любимую историю.
Прочитайте ее.
Волчонок
Жили мать-волчица и волчонок. Ушла волчица на охоту. А волчонка поймал человек. Понес человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол. Надоело волчонку лежать в мешке, он и вылез. А навстречу ему кот. Волчонок назад побежал. А мешок как тряпочка лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его кот не тронет. Потом ушел, а дверь закрыл неплотно.
Вылез волчонок из коробки тихонечко. Подошел и открыл дверь. Побежал прочь по дороге к лесу, а там его уже волчица ждет. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.
(по Е. Чарушину)
Логопед: Ответьте на вопросы по прочитанному рассказу. Отметьте в словах буквы Ч - Ш.
"Учащиеся 1-го класса отвечают устно, а учащиеся 2-3-го классов могут записывать свои ответы на вопросы в виде предложений и указывать наличие звуков Ч - Щ.
- Кто жил в лесу?
- Куда ушла волчица?
- Что случилось с волчонком?
- Что сделал человек?
- Кого волчонок встретил в доме?
- Кто помог волчонку?
- Что произошло потом?
- Что сделал волчонок?
- Куда побежал волчонок?
- Чем закончилась эта история?
III. Итог занятия
Логопед: Припомните слова со звуком Ч, потом со звуком Ш в начале слова, а затем со звуком Ш в середине слова.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................. 3
Перспективное планирование занятий по преодолению
акустической дисграфии... 9