И состояниях покрытия дорожной одежды
при состояния покрытия | |||||
Вид покрытия | Сухое (эталонное) | Мокрое, загрязненное | С плотным слоем снега | С рыхлым снегом | Гололедица |
Цементобетонное и асфальтобетонное | 0,01-0,02 | 0,03-0,035 | 0,04-0,10 | 0,08-0,12 | 0,015-0,03 |
То же, с поверхностной обработкой | 0,02 | 0,03-0,035 | 0,04-0,10 | 0,08-0,12 | 0,02-0,04 |
Щебеночное или гравийное, обработанное органическим вяжущим («черное шоссе») | 0,02-0,025 | 0,03-0,045 | 0,04-0,10 | 0,08-0,12 | 0,02-0,04 |
Щебеночное или гравийное | 0,035 | 0,04-0,06 | 0,04-0,10 | 0,08-0,12 | 0,03-0,04 |
Мостовая | 0,025-0,035 | 0,030-0,04 | 0,04-0,10 | 0,08-0,12 | 0,02-0,04 |
Грунтовая дорога | 0,03 | 0,05-0,15 | 0,06-0,10 | 0,08-0,12 | 0,03-0,05 |
Коэффициент сцепления представляет собой частный случай коэффициента трения, определяемый для условий движения эластичной шины по поверхности, имеющей шероховатости. Определяется как отношение максимальной тяговой или тормозной силы, реализуемой в зоне контакта колеса с покрытием при начале пробуксовки (начале проскальзывания), к вертикальной нагрузке, приходящейся на колесо.
Для справки. Для скоростей движения до 20 км/ч значение коэффициента сцепления может быть принято постоянным. При дальнейшем росте скорости снижается и его значение определяется по формуле
(7) |
где -коэффициент сцепления при скорости 20 км/ч;
- коэффициент изменения сцепных качеств от скорости;
- скорость движения, км/ч.
В нормативных документах обычно приводятся значения для скорости 60 км/ч, измеренные гладкой шиной (без протектора) (таблица 4).Для реальных условий движения необходимо скорректировать значение коэффициента сцепления для шины с протектором:
. | (8) |
Коэффициент сцепления зависит от ровности покрытия. С возрастанием скорости автомобиля по неровной поверхности деформация шины происходит не полностью, площадь отпечатка колеса на покрытие уменьшается, что приводит к уменьшению сцепления с покрытием. Для покрытий с хорошей ровностью значение коэффициента сцепления по сравнению с эталонным участком следует уменьшить на 10%, при удовлетворительной ровности - на 25%, при неудовлетворительной - на 40%. В результате:
(9) |
После получения значений и значение максимального продольного уклона, преодолеваемого транспортным средством по условиям сцепления, определяется по формуле
, | (10) |
где -максимальный преодолеваемый продольный уклон по условиям сцепления при скорости 60 км/ч, в долях единицы;
- коэффициент сцепной массы, равный отношению массы транспортного средства, приходящейся на ведущие колеса, к полной массе (для легковых автомобилей = 0,5 - 0,6, грузовых - 0,7, автопоездов - 0,35 - 0,45, для полноприводных автомобилей =1);
- коэффициент сцепления с учетом типа, состояния и ровности покрытия для скорости 60 км/ч и шины с протектором;
- коэффициент сопротивления качению при скорости 60 км/ч.
Таблица 4
Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч для различных типов и состояний