Часть с-меры пожарной безопасности на грузовых судах
(Правило II-2/54 настоящей части в соответствующих случаях применяется также к пассажирским судам)
Правило 42
Конструкция
1 С соблюдением положений пункта 4 корпус, надстройка, конструктивные переборки, палубы и рубки должны быть изготовлены из стали или другого равноценного материала.
2 Изоляция изготовленных из алюминиевого сплава деталей перекрытий класса «А» или «В», за исключением конструкций, которые, по мнению Администрации, не являются несущими, должна быть такой, чтобы в любой момент применимого огневого воздействия при стандартном испытании на огнестойкость температура основы конструкции не повышалась более чем на 200 °С по сравнению с температурой окружающей среды.
3 Особое внимание должно быть уделено изоляции изготовленных из алюминиевого сплава деталей колонн, пиллерсов и других конструктивных элементов, служащих опорой мест расположения и спуска спасательных шлюпок и плотов, мест посадки в них и перекрытий классов «А» или «В», для обеспечения того, чтобы:
.1 такие элементы, служащие опорой мест расположения и спуска спасательных шлюпок и плотов, мест посадки в них и перекрытий класса «А», отвечали требованию в отношении предела повышения температуры, указанному в пункте 2, по истечении одного часа; и
.2 такие элементы, служащие опорой перекрытий класса «В», отвечали требованию в отношении предела повышения температуры, указанному в пункте 2, по истечении получаса.
4 Верхние перекрытия и шахты машинных помещений категории А должны быть изготовлены из стали с соответствующей изоляцией, а отверстия в них, если они имеются, должны быть расположены и защищены таким образом чтобы предотвращать распространение пожара.
5 В районе жилых и служебных помещений должен быть принят один из следующих способов защиты:
.1 Способ IС - выполнение всех внутренних разделительных переборок в виде негорючих перекрытий класса «В» или «С», как правило, без установки в жилых и служебных помещениях автоматической спринклерной системы пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара, но с соблюдением требований правила II-2/52.1; или
.2 Способ IIС - установка автоматической спринклерной системы пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара, требуемой правилом II-2/52.2 для обнаружения и тушения пожара, во всех помещениях, в которых можно ожидать возникновения пожара,как правило, без ограничения типа внутренних разделительных переборок; или
.3 Способ IIIС - установка стационарной системы сигнализации обнаружения пожара, требуемой правилом II-2/52.3, во всех помещениях, в которых можно ожидать возникновения пожара, как правило, без ограничения типа внутренних разделительных переборок, за исключением того, что площадь любого жилого помещения или помещений, ограниченных перекрытиями класса «А» или «В», ни в коем случае не должна превышать 50 м^2 . Администрация может рассмотреть вопрос об увеличении этой площади для общественных помещений.
6 Требования относительно использования негорючих материалов для изготовления и изоляции переборок, ограничивающих машинные помещения, посты управления, служебные помещения и т.д., а также относительно защиты выгородок трапов и коридоров являются общими для всех трех способов, изложенных в пункте 5.
Правило 43
Переборки в пределах жилых и служебных помещений
1 Все переборки, в отношении которых требуется, чтобы они были перекрытиями класса «В», должны простираться от палубы до палубы и до обшивки корпуса или других ограничивающих конструкций. Однако если с обеих сторон переборки установлены непрерывные подволоки или зашивки класса «В», в этом случае переборка может оканчиваться у непрерывного подволока или зашивки.
2 Способ IС — Все переборки, в отношении которых настоящим правилом или другими правилами настоящей части не требуется, чтобы они были перекрытиями класса «А» или «В», должны быть по меньшей мере перекрытиями класса «С».
3 Способ IIС - Не должны применяться какие-либо ограничения к конструкции переборок, в отношении которых настоящим правилом или другими правилами настоящей части не требуется, чтобы они были перекрытиями класса «А» или «В», кроме отдельных случаев, когда согласно таблице 44.1 требуются переборки класса «С».
4 Способ IIC-He должны применяться какие-либо ограничения к конструкции переборок, в отношении которых настоящей частью не требуется, чтобы они были перекрытиями класса «А» или «В», за исключением того, что площадь любого жилого помещения или помещений, ограниченных непрерывными перекрытиями класса «А» или «В», ни в коем случае не должна превышать 50 м , кроме отдельных случаев, когда согласно таблице 44.1 требуются переборки класса «С». Администрация может рассмотреть вопрос об увеличении этой площади для общественных помещений.
Правило 44
Огнестойкость переборок и палуб
(Пункты 2. (5) и 2. (9) настоящего правила применяются к судам, построенным на 1 февраля 1992 г. или после этой даты)
1 Минимальная огнестойкость переборок и палуб должна отвечать не только специальным положениям, содержащимся в других правилах настоящей части, , но также таблицам 44.1 и 44.2.
2 При пользовании таблицами необходимо руководствоваться следующими требованиями:
.1 таблицы 44.1 и 44.2 применяются соответственно к переборкам и палубам, разделяющим смежные помещения;
.2 в целях определения соответствующих стандартов огнестойкости, применяемых к перекрытиям между смежными помещениями, такие помещения в зависимости от их пожароопасности подразделяются на 11 категорий, приводимых ниже. Название каждой категории является скорее типовым, чем ограничивающим. Номер в скобках, предшествующий названию каждой категории, означает соответствующую колонку или строку таблиц.
(1) Посты управления
Помещения, в которых расположены аварийные источники энергии и освещения.
Рулевая и штурманская рубки.
Помещения, в которых расположено судовое радиооборудование.
Станции пожаротушения, посты управления системами пожаротушения и посты сигнализации обнаружения пожара.
Центральный пост управления главными механизмами, если он находится за пределами машинного помещения.
Помещения, в которых расположена централизованная система оповещения о пожаре.
(2) Коридоры
Коридоры и вестибюли.
(3) Жилые помещения
Помещения, определение которых дано в правиле II-2/3.10, за исключением коридоров.
(4) Междупалубные сообщения
Внутренние трапы, лифты и эскалаторы (за исключением тех, которые полностью находятся в машинных помещениях) и их выгородки.
В связи с этим трап, который выгорожен только в одном междупалубном пространстве, должен рассматриваться как часть помещения, от которого он не отделен противопожарной дверью.
(5) Служебные помещения (низкой пожароопасности)
Шкафы и кладовые, не имеющие условий для хранения воспламеняющихся жидкостей и имеющие площадь менее 4 м^2, а также сушильные помещения и прачечные.
(6) Машинные помещения категории А
Помещения, определение которых дано в правиле II-2/3.19.
(7) Прочие машинные помещения
Помещения, определение которых дано в правиле II-2/3.20, за исключением машинных помещений категории А.
(8) Грузовые помещения
Все помещения, используемые для перевозки груза (включая грузовые танки для нефтепродуктов), а также шахты и люки, обслуживающие такие помещения.
(9) Служебные помещения (высокой пожароопасности)
Камбузы и буфетные, содержащие оборудование для приготовления горячий пищи, малярные и фонарные, шкафы и кладовые площадью 4 м или более, помещения для хранения воспламеняющихся жидкостей и мастерские, не являющиеся частью машинных помещений.
(10) Открытые палубы
Открытые участки палуб и закрытые прогулочные палубы, не представляющие пожарной опасности.
Открытые пространства (пространства вне надстроек и рубок).
(11) Грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки
Помещения, определение которых дано в правиле II-2/3.14. Грузовые помещения, предназначенные для перевозки автотранспорта с топливом в баках для передвижения своим ходом.
3 Непрерывные подволоки или зашивки класса «В» в совокупности с относящимися к ним палубами или переборками могут рассматриваться как полностью или частично обеспечивающие требуемые изоляцию и огнестойкость перекрытия.
4 Наружные ограничивающие конструкции, которые согласно правилу II-2/42.1 должны быть изготовлены из стали или другого равноценного материала, могут быть прорезаны для установки в них окон и иллюминаторов при условии, что в других правилах настоящей части не содержится требования, чтобы такие ограничивающие конструкции имели огнестойкость класса «А». Подобным образом в таких ограничивающих конструкциях, которые могут не иметь огнестойкость класса «А», двери могут быть изготовлены из материалов, отвечающих требованиям Администрации.
Правило 45
Пути эвакуации
1 Должны быть предусмотрены трапы, обеспечивающие пути для быстрой эвакуации на открытую палубу и далее к спасательным шлюпками и плотам из всех жилых помещений и помещений, где обычно работает экипаж, за исключением машинных помещений. В частности, должны быть выполнены следующие общие положения:
.1 на всех уровнях расположения жилых помещений должно быть предусмотрено наличие по меньшей мере двух удаленных друг от друга путей эвакуации из каждого ограниченного помещения или группы помещений;
.2.1 ниже самой низкой открытой палубы главным путем эвакуации должен быть трап, а вторым путем эвакуации может быть шахта или трап;
.2.2 выше самой низкой открытой палубы путями эвакуации должны быть трапы или двери, ведущие на открытую палубу, либо те и другие вместе;
.3 в виде исключения Администрация может допустить наличие только одного пути эвакуации, учитывая должным образом характер и расположение помещений и количество людей, которые обычно живут или работают в них;
.4 не допускаются тупиковые коридоры длиной более 7 м. Тупиковый коридор - это коридор или часть коридора, из которого имеется только один путь эвакуации;
.5 ширина и непрерывность путей эвакуации должны отвечать требованиям Администрации;
.6 если помещение радиорубки не имеет прямого доступа на открытую палубу, то для обеспечения аварийной эвакуации должно быть предусмотрено два пути доступа к нему или выхода из него, одним из которых может быть иллюминатор или окно достаточных размеров либо другой путь, отвечающий требованиям Администрации.
2 Во всех грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, где обычно работает экипаж, количество и расположение путей эвакуации на открытую палубу должны отвечать требованиям Администрации, однако в любом случае должно иметься не менее двух удаленных друг от друга путей эвакуации.
3 Кроме случая, предусмотренного в пункте 4, должны быть предусмотрены два пути эвакуации из каждого машинного помещения категории А. В частности, должно быть выполнено одно из следующих положений:
.1 наличие двух комплектов стальных трапов, удаленных как можно дальше друг от друга, ведущих к дверям в верхней части помещения, расположенным на таком же удалении друг от друга, из которых предусмотрен доступ на открытую палубу. Как правило, один из этих трапов должен обеспечивать непрерывное укрытие от пожара от нижней части помещения до безопасного места за его пределами. Однако Администрация может не требовать такого укрытия, если в связи с особенностями расположения или размерами машинного помещения обеспечен безопасный путь эвакуации из нижней части этого помещения. Такое укрытие должно быть выполнено из стали, иметь в необходимых местах изоляцию, отвечающую требованиям Администрации, и быть снабжено у нижнего конца стальной самозакрывающейся дверью; или
.2 наличие одного стального трапа, ведущий к двери в верхней части помещения, из которой предусмотрен доступ на открытую палубу, и, кроме того, стальной двери, управляемой с обеих сторон, расположенной в нижней части помещения на достаточном удалении от указанного трапа и обеспечивающая доступ к безопасному пути эвакуации из нижней части помещения на открытую палубу.
4 На судах валовой вместимостью менее 1000 рег.т Администрация может допустить наличие только одного из путей эвакуации, требуемых в пункте 3, учитывая должным образом размер и расположение верхней части помещения.
5 Пути эвакуации из машинных помещений, не являющихся машинными помещениями категории А, должны предусматриваться в соответствии с требованиями Администрации и учетом характера и расположения помещения, а также работают ли обычно в нем люди.
6 Лифты не должны рассматриваться как один из путей эвакуации, требуемых настоящим правилом.
Правило 46
Защита трапов и шахт лифтов в жилых и служебных помещениях и постах управления
1 Трапы, проходящие только через одну палубу, должны быть защищены по меньшей мере на одном уровне как минимум перекрытиями класса «В-О» и самозакрывающимися дверями. Лифты, проходящие только через одну палубу, должны быть выгорожены перекрытиями класса «А-О» со стальными дверями на обоих уровнях. Трапы и шахты лифтов, проходящие более чем через одну палубу, должны быть выгорожены как минимум перекрытиями класса «А-О» и защищены самозакрывающимися дверями на всех уровнях.
2 На судах, имеющих жилые помещения на 12 человек или менее, когда трапы проходят более чем через одну палубу и имеются по меньшей мере два пути эвакуации непосредственно на открытую палубу на каждом уровне расположения жилых помещений. Администрация может рассмотреть вопрос о снижении требований пункта 1 относительно перекрытий с заменой класса «А-О» на «В-О».
3 Все трапы должны иметь каркасы, изготовленные из стали, исключая случаи, когда Администрация санкционирует применение другого равноценного материала.
Правило 47
Двери в огнестойких перекрытиях
1 Огнестойкость дверей насколько это практически возможно должна быть равноценной огнестойкости перекрытия, в котором они установлены. Двери и дверные рамы в перекрытиях класса «А» должны быть изготовлены из стали. Двери в перекрытиях класса «В» должны быть негорючими. Двери, устанавливаемые в переборках, ограничивающих машинные помещения категории А, должны быть в достаточной степени газонепроницаемыми и самозакрывающимися. На судах, построенных в соответствии со способом 1С, Администрация может разрешить использование горючих материалов для изготовления дверей, отделяющих каюты от индивидуальных внутренних санитарных помещений, таких, как душевые.
2 Двери, в отношении которых требуется, чтобы они были самозакрывающимися, не должны иметь удерживающих устройств. Однако могут применяться удерживающие устройства, снабженные дистанционно управляемым освобождающим механизмом безотказного типа.
3 В переборках коридоров вентиляционные отверстия могут допускаться только в дверях и под дверями кают и общественных помещений. Отверстия должны предусматриваться только в нижней половине двери. Если такие отверстия расположены в двери или под ней, их общая полезная площадь не должна превышать 0,05 м . Когда такие отверстия вырезаются в дверях, они должны быть снабжены решетками из негорючего материала.
4 Водонепроницаемые двери могут не изолироваться.
Правило 48
Системы вентиляции
Системы вентиляции грузовых судов должны отвечать положениям правила II-2/16, за исключением пункта 8.
Правило 49
Ограничение применения горючих материалов
1 Все открытые поверхности коридоров и выгородок трапов и поверхности, включая обрешетник, в скрытых и недоступных местах жилых и служебных помещений и постов управления должны иметь характеристики медленного распространения пламени *. Открытые поверхности подволоков в жилых и служебных помещениях и постах управления должны иметь характеристики медленного распространения пламени.
2 Краски, лаки и прочие отделочные материалы. применяемые на открытых поверхностях внутри помещений, не должны выделять чрезмерное количество дыма и токсичных веществ, что определяется в соответствии с Кодексом по процедурам испытания на огнестойкость.
3 Первичные палубные покрытия, если они применяются в жилых и служебных помещениях и постах управления, должны быть из одобренного материала. который не является воспламеняющимся или представляющим опасность в отношении выделения токсичных или взрывоопасных веществ при повышенных температурах, что определяется в соответствии с Кодексом по процедурам испытания на огнестойкость.
Правило 50
Детали конструкции
(Пункты 3.2 и 3.3 настоящего правила применяются к судам, построенным 1 февраля 1992 года или после этой даты)
1 Способ IС - В жилых и служебных помещениях и постах управления все зашивки, предотвращающие тягу заделки, подволоки и относящийся к ним обрешетник должны быть выполнены из негорючих материалов.
2 Способы IIС и IIIС - В коридорах и выгородках трапов, обслуживающих жилые и служебные помещения и посты управления, подволоки, зашивки, предотвращающие тягу заделки и относящийсяк ним обрешетник должны быть выполнены из негорючих материалов.
3 Способы IС, IIС и IIIС
3.1 За исключением грузовых помещений или холодильных кладовых служебных помещений, изоляционные материалы должны быть негорючими. Не требуется, чтобы антиконденсатные материалы и клеи, применяемые в сочетании с изоляцией холодных трубопроводов и их арматуры, были негорючими, но их количество должно быть сведено к практически возможному минимуму, а их открытые поверхности должны иметь характеристики медленного распространения пламени.
3.2 Если в жилых и служебных помещениях устанавливаются негорючие переборки, зашивки и подволоки, они могут иметь облицовку из горячих материалов, теплотворная способность* которых не превышает 45 Дж/м площади для облицовки используемой толщины.
* Следует приводить валовую теплотворную способность. измеренную в соответствии со Стандартом ИСО 1716-Строительные материалы - Определение теплотворных способностей"
3.3 Общий объем горючих обшивок, лепок, декораций и облицовок в любом жилом и служебном помещении, ограниченном негорючими переборками, подволоками и зашивками, не должен превышать объема, занимаемого облицовкой толщиной 2,5 мм по всей площади переборок и подволоков.
3.4 Воздушные пространства за подволоками, панелями или зашивками должны быть разделены плотно пригнанными предотвращающими тягу заделками, установленными на расстоянии не более 14 м друг от друга. В вертикальном направлении такие воздушные пространства, включая пространства за зашивками трапов, шахт и т.д., должны быть перекрыты у каждой палубы.
Правило 51
Меры, связанные с газообразным топливом, используемым для хозяйственных нужд
Там, где для хозяйственных нужд используется газообразное топливо, меры по его хранению, распределению и использованию должны обеспечивать безопасность судна и находящихся на нем лиц с учетом пожаро- и взрывоопасности, которую может повлечь использование такого топлива.
Правило 52
Стационарные системы сигнализации обнаружения пожара. Автоматические спринклерные системы пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара
1 На судах, на которых применяется способ IС, должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения пожара одобренного типа, отвечающая требованиям правила II-2/13 и расположенная так, чтобы обеспечивать обнаружение дыма и наличие ручных извещателей во всех коридорах, на всех трапах и путях эвакуации в пределах жилых помещений.
2 На судах, на которых применяется способ IIС, должна быть установлена автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара одобренного типа, отвечающая соответствующим положениям правила II-2/12 и расположенная так, чтобы защищать жилые помещения, камбузы и другие служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют существенной пожароопасности, таких, как пустые пространства, санитарные помещения и т.д. Кроме того, должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения пожара одобренного типа, отвечающая требованиям правила II-2/13 и расположенная так, чтобы обеспечивать обнаружение дыма и наличие ручных извещателей во всех коридорах, на всех трапах и путях эвакуации в пределах жилых помещений.
3 На судах, на которых применяется способ IIIС, должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения пожара одобренного типа, отвечающая требованиям правила II-2/13 и расположенная так, чтобы обнаруживать пожар во всех жилых и служебных помещениях, за исключением помещений, которые не представляют существенной пожароопасности, таких, как пустые пространства, санитарные помещения и т.д.
Правило 53
Средства противопожарной защиты в грузовых помещениях
(Пункты 2.1 и 3 настоящего правила применяются к судам, построенным
на 1 февраля 1992 г. или после этой даты)
1 Общие положения
1.1 Грузовые помещения судов валовой вместимостью 2000 рег.т и более, за исключением грузовых помещений, указанных в пунктах 2 и 3, должны быть защищены стационарной газовой системой пожаротушения, отвечающей положениям правила II-2/5, или системой пожаротушения, обеспечивающей равноценную защиту.
1.2 Несмотря на положения пункта 1.1. любое грузовое помещение на судне, занятом перевозкой опасных грузов на палубе или в грузовых помещениях. должно быть оборудовано стационарной газовой системой пожаротушения, отвечающей положениям правила 5. или системой пожаротушения. которая, по мнению Администрации, обеспечивает эквивалентную защиту перевозимых грузов *.
1.3 Администрация может не применять требования пунктов 1.1 и 1.2 к грузовым помещениям любого судна, если они устроены и предназначены только для перевозки руды. угля, зерна, невыдержанных лесоматериалов, негорючих грузов и грузов. которые, по мнению Администрации, представляют низкую пожароопасность **. Такие изъятия могут выдаваться только если судно оборудовано стальными крышками трюмов и эффективными средствами закрытия всех вентиляторов и других отверстий грузовых помещений ***. Если такие изъятия выдаются. Администрация должна выдать судну Свидетельство об изъятии, независимо от даты его постройки, в соответствии с правилом I/12(a)(vii), и обеспечить, чтобы перечень разрешенных к перевозке грузов был приложен к Свидетельству об изъятии.
* В отношении грузов, для которых стационарная газовая система неэффективна, см. перечень грузов в таблице 2 циркулярного письма MSC/Circ.671.
** В отношении грузов, рассматриваемых как негорючие, или представляющими низкую пожароопасность. см. перечень грузов в таблице 1 циркулярного письма MSC/Circ.671
*** См. Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов - Аварийная карточка В 14, уголь
2 Грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки
2.1 Должна быть предусмотрена стационарная система сигнализации обнаружения пожара, отвечающая требованиям правила II-2/13. Стационарная система обнаружения пожара должна быть способна быстро обнаруживать очаг пожара. Тип извещателей и их расположение должны отвечать требованиям Администрации с учетом влияния вентиляции и других соответствующих факторов. После установки системы она должна быть испытана при нормальном режиме вентиляции и должна иметь задержку срабатывания, отвечающую требованиям Администрации.
2.2 Средства пожаротушения
2.2.1 Грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые могут быть плотно закрыты, должны быть оборудованы стационарной газовой системой пожаротушения, отвечающей положениям правила II-2/5, однако:
.1 если устанавливается система углекислотного тушения, то количество имеющегося газа должно быть по меньшей мере достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 45% валового объема наибольшего из грузовых помещений, которые могут быть плотно закрыты. Средства пожаротушения должны обеспечивать подачу по меньшей мере двух третей количества газа, требуемого для соответствующего помещения, в течение 10 мин;
.2 система тушения галоидированными углеводородами может использоваться только в помещениях, предназначенных для перевозки транспортных средств без груза;
.3 может быть установлена любая другая стационарная газовая система пожаротушения или стационарная система пожаротушения высоко-кратной пеней, если Администрация убеждена, что она обеспечивает равноценную защиту;
.4 вместо этого может быть установлена система, отвечающая требованиям правила II-2/37.1.3. Однако средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. Если это невозможно, то должно учитываться в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости *, отрицательное воздействие на остойчивость дополнительного веса и свободной поверхности воды. Такие сведения должны включаться в информацию об остойчивости, передаваемую капитану согласно требованиям правила II-1/22.
2.2.2 Грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые не могут быть плотно закрыты, должны быть оборудованы системой, отвечающей требованиям правила II-2/37.1.3. Однако средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. Если это невозможно, то должно учитываться в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости *, отрицательное воздействие на остойчивость дополнительного веса и свободной поверхности воды. Такие сведения должны включаться•в информацию об остойчивости, передаваемую капитану согласно требованиям правила II-1/22.
* См. Рекомендацию по стационарным системам пожаротушения для помещений специальной категории, принятую резолюцией А.123(V) Организации.
2.2.3 Для использования в любом грузовом помещении с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должно быть предусмотрено такое количество переносных огнетушителей, какое Администрация сочтет достаточным. По меньшей мере по одному переносному огнетушителю должно устанавливаться у каждого входа в такое грузовое помещение.
2.2.4 Каждое грузовое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, предназначенное для перевозки автотранспорта с топливом в баках для его передвижения своим ходом, должно быть снабжено:
.1 по меньшей мере тремя приставками для образования водяного тумана;
.2 одним переносным пенным комплектом, отвечающим положениям правила II-2/6.4, при условии, что на судне имеется не менее двух таких комплектов для использования в таких грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.
2.3 Система вентиляции
2.3.1 Закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки должны быть оборудованы эффективной системой искусственной вентиляции, обеспечивающей по меньшей мере б воздухообменов в час, исходя из объема порожнего трюма. При нахождении на борту судна транспортных средств вентиляторы, как правило, должны работать непрерывно. Если это практически невозможно, они должны работать ежедневно в течение ограниченного периода времени, когда позволяют погодные условия, и в любом случае в течение достаточного периода времени перед выгрузкой с последующей проверкой грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки на отсутствие газа. Для этой цели на судне должен иметься один или несколько переносных приборов для обнаружения горючих газов. Система должна быть полностью независимой от других систем вентиляции. Вентиляционные каналы, обслуживающие грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которые могут быть надежно закрыты, должны быть отдельными для каждого грузового помещения. Администрация может потребовать увеличения количества воздухообменов в период погрузки и выгрузки транспортных средств. Должна быть предусмотрена возможность управления системой с места вне таких помещений.
2.3.2 Вентиляция должна обеспечивать равномерный воздухообмен и отсутствие застойных зон.
2.3.3 Должно быть предусмотрено средство для указания на ходовом мостике на любое падение требуемой производительности системы вентиляции.
2.3.4 Должны быть приняты меры для быстрой остановки и надежного закрытия системы вентиляции в случае пожара с учетом погодных условий и состояния моря.
2.3.5 Вентиляционные каналы, включая заслонки, должны быть изготовлены из стали, а их расположение должно отвечать требованиям Администрации.
2.4 Меры предосторожности против воспламенения воспламеняющихся паров.
Закрытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, в которых перевозится автотранспорт с топливом в баках для его передвижения своим ходом, должны отвечать следующим дополнительным требованиям:
.1 кроме случая, предусмотренного в пункте 2.4.2, электрооборудование и проводка должны быть типа, пригодного для работы во взрывоопасной смеси паров бензина и воздуха;
.2 на высоте более 450 мм от палубы или от каждой площадки для транспортных средств, если таковые установлены, за исключением площадок с отверстиями достаточного размера, позволяющими парам бензина проходить вниз, допускается установка электрооборудования закрытого и защищенного типа с тем, чтобы предотвращать выброс искр при условии, что система вентиляции спроектирована и эксплуатируется так, чтобы обеспечивать во время нахождения на борту судна транспортных средств непрерывную вентиляцию грузовых помещений с кратностью, равной по меньшей мере 10 воздухообменам в час;
.3 установка иного оборудования, которое может стать источником воспламенения легковоспламеняющихся паров, не допускается;
.4 электрооборудование и проводка, установленные в вытяжном вентиляционном канале, должны быть типа, одобренного для работы во взрывоопасной смеси паров бензина и воздуха, а выходное отверстие любого вытяжного канала должно располагаться в безопасном месте с учетом других возможных источников воспламенения;
.5 шпигаты не должны выводиться в машинные или другое помещения, в которых могут иметься источники воспламенения.
2.5 Постоянные отверстия в обшивке корпуса. выходы или грибки вентиляции открытых и закрытых грузовых помещений ро-ро должны быть расположены таким образом, чтобы пожар в грузовом помещении не угрожал местам установки и посадки в спасательные шлюпки и плоты, жилым и служебным помещениям и постам управления в надстройках и рубках над грузовыми помещениями.
3 Грузовые помещения, не являющиеся грузовыми помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, предназначенные для перевозки автотранспорта с топливом в баках для его передвижения своим ходом
Грузовые помещения, не являющиеся грузовыми помещениями с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, предназначенные для перевозки автотранспорта с топливом в баках для его передвижения своим ходом, должны отвечать требованиям пункта 2, за исключением того, что вместо соблюдения требований пункта 2.1 может допускаться система дымообнаружения путем забора проб воздуха, отвечающая требованиям правила II-2/13-1, и нет необходимости, чтобы такие грузовые помещения отвечали требованиям пункта 2.2.4.
Правило 54
Специальные требования для судов, перевозящих опасные грузы*
(Пункт 2.3 настоящего правила применяется к судам,
построенным на 1 февраля 1992 г. или после этой даты)
* См. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов (резолюция A.716(17) с поправками) и Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов (резолюция .-А.434(ХI) с поправками).
1 Общие положения
1.1 Упомянутые в пункте 1.2 типы судов и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов, должны отвечать не только требованиям правила II-2/53 для грузовых судов и правил II-2/37 *, 38 и 39 для пассажирских судов, но также соответствующим требованиям настоящего правила, кроме случаев, когда опасные грузы перевозятся в ограниченных количествах **, если только они уже не отвечают таким требованиям в результате выполнения требований других правил настоящей главы. Типы судов и способы перевозки опасных грузов указаны в пункте 1.2^и таблице 54.1, в верхней строке которой указаны номера, под которыми они перечислены в пункте 1.2. Грузовые суда валовой вместимостью менее 500 рег.т, построенные на 1 февраля 1992 г. или после этой даты, должны отвечать требованиям настоящего правила, однако Администрации M0iyr снизить требования, и такие сниженные требования должны быть внесены в документ о соответствии, указанный в пункте 3.
1.2 В основе применения таблиц 54.1 и 54.2 лежат следующие типы судов и грузовые помещения:
.1 суда и грузовые помещения, которые не являются специально сконстру-ированнымидляперевозкиконтейнеров.нопредназначеиыдмперевоз-ки опасных грузов в упаковке, включая грузы в контейнерах и съемных танках;
.2 специально построенные контейнеровозы и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов в контейнерах и съемных танках;
.3 суда и грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, предназначенные для перевозки опасных грузов;
.4 суда и грузовые помещения, предназначенные для перевозки твердых опасных грузов навалом;
.5 суда и грузовые помещения, предназначенные для перевозки опасных грузов в лихтерах (судовых баржах), кроме жидкостей и газов, перевозимых наливом.
2 Специальные требования
Если не указано иное, в основе применения таблиц 54.1, 54.2 и 54.3 при укладке опасных грузов как на палубе, так и под палубой лежат приводимые ниже требования, когда номера следующих ниже пунктов указаны в первой колонке таблиц.
* Относительно эксплуатационных мер, связанных с требованиями настоящего правила, см. раздел 17 Общего введения Международного кодекса морской перевозки опасных грузов(МКМПОГ).
** Относительно определения термина "ограниченное количество" см. раздел 18 Общего введения Международного кодекса морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ).
2.1 Обеспечение водой
2.1.1 Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечивать немедленную подачу от пожарной магистрали воды под требуемым давлением либо путем постоянного поддержания давления в магистрали либо с помощью расположенных в соответствующем месте устройств для дистанционного пуска пожарных насосов.
2.1.2 Количество поступающей воды должно быть достаточным для питания четырех стволов с насадками, диаметр которых указан в правиле II-2/4, способных подать воду под давлением, указанным в том же правиле, в любую часть порожнего грузового помещения. Это количество воды может быть подано с помощью равноценных средств, отвечающих требованиям Администрации.
2.1.3 Должна быть предусмотрена возможность эффективного охлаждения указанного подпалубного грузового помещения обильным количеством воды либо с помощью стационарных распыливающих насадок, либо путем затопления грузового помещения. По усмотрению Администрации в небольших грузовых помещениях, а также на небольших участках больших грузовых помещений для этой цели могут использоваться рукава. В любом случае средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. Если это невозможно, то должно учитываться в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости *, отрицательное воздействие на остойчивость дополнительного веса и свободной поверхности воды.
2.1.4 Требования пункта 2.1.3 могут быть заменены требованием о заполнении указанного подпалубного грузового помещения другими подходящими специальными веществами.
* См. Рекомендацию по стационарным системам пожаротушения для помещений специальной категории, принятую резолюцией A. 123(V) Организации.
Таблица 54.1
Применение требований к различным способам перевозки опасных грузов на судах и в грузовых помещениях
Правило 54.1.2 Правило 54.2 | Верхняя палуба с .1 по .5 вклчительно | .1 | .2 | .3 | .4 | .5 | |
Неявляющиеся специально сконструированными | Грузовые помещения для контейнеров | Закрытые грузовые помещения ро-ро | Открытые грузовые помещения ро-ро | Опасные грузы навалом | Судовые лихтеры | ||
.1.1 .1.2 .1.3 .1.4. .2 .3 .4.1 .4.2 .5 .6.1 .6.2 .7 .8 .9 | х х - - - - - - - х х х х - | х х х х х х х х х х х х х - | х х х х х х х х1 х1 х х - х2 - | х х х х х х х х х х х - х х3 | х х х х х - - - - х х х х х | О применении требований правила 54 к различным классам опасных грузов см. таблицу 54.2 | х - х х х4 х4 х4 х4 - - - - - - |
Знак «х» в таблице 54.1 означает, что это требование применяется ко всем классам опасных грузов, перечисленных в соответствующей строке таблицы 54.3, кроме случаев, указанных в примечаниях.
Примечания:
1 Для классов 4 и 5.1 не применяется при перевозке в закрытых контейнерах. Для классов 2, 3, 6.1, и 8, перевозимых в закрытых контейнерах, производительность вентиляции может быть снижена, но не менее двух воздухообменов в час. Для целей данного правила, танк-контейнер рассматривается как закрытый грузовой контейнер.
2 Применяется только при перевозке на палубе.
3 Применяется только при перевозке в закрытых грузовых помещениях ро-ро, которые не могут быть плотно закрыты.
4 В особых случаях, когда лихтеры способны удерживать воспламеняющиеся пары или имеется возможность отвода воспламеняющихся паров в безопасное место вне места установки лихтеров через вентиляционные каналы, подсоединенные к лихтерам, эти требования могут быть снижены или не выполнятся совсем, на усмотрение Администрации.
5 Помещения специальной категории при перевозке в них опасных грузов должны рассматриваться как закрытые грузовые помещения ро-ро
Таблица 54.2
Применение требований к различным классам опасных грузов на судах и в грузовых помещениях при перевозке твердых опасных грузов навалом
Класс Правило | 4.1 | 4.2 | 4.36 | 5.1 | 6.1 | ||
54.2.1.1 54.2.1.2 54.2.2 54.2.4.1 54.2.4.2 54.2.4.3 54.2.6 54.2.8 | х х х - х9 х х х | х х х7 х7 х7 х х х | - - х х х х х х | х х х8 - х7,9 х х х7 | - - - - - х х - | - - - - - х х - | х х х8 - х7,9 х х х10 |
Примечания:
6 Опасность веществ этого класса, которые могут перевозиться навалом, такова, что Администрация должна уделить особое внимание конструкции и оборудованию судна, вовлеченного в их перевозку. дополнительно к выполнению требований, перечисленных в данной таблице,
7 Применяется только при перевозке жмыха, содержащего извлекающие масло растворители; нитрата аммония аммиачно-нитратных удобрений.
8 Применяется только при перевозке нитрата аммония и аммиачно-нитратных удобрений. Однако, степень защиты, в соответствии со стандартами, содержащимися в публикации Международной электротехнической комиссии 79 – Электрическая аппаратура для атмосферы, содержащей взрывоопасные газы, является достаточной.
9 Требуется только подходящая защитная металлическая сетка.
10 Требования Кодекса безопасной практики перевозки навалочных грузов (резолюция А.434(Х1), с поправками) являются достаточными.
Таблица 54.3
Применение требований к различным классам опасных грузов, кроме твердых опасных грузов, перевозимых навалом
КЛАСС ПРАВИЛО | 1.1-1.6 | 1.4S | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3.1 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.1 | 6.1 | 6.1 | |||||
Жидкости | Жидкости < 23°С | Жидкости >23°С <61°С | твердые | жидкости | Жидкости < 23°С | Жидкости >23°С <61°С | твердые | ||||||||||||||
54.2.1.1 54.2.1.2 54.2.1.3 54.2.1.4 54.2.2. 54.2.3 54.2.4.1 54.2.4.2 54.2.5 54.2.6 54.2.7 54.2.8 54.2.9 | х х х х х х - - - - - х12 х | х х - - - х - - - - - - х | х х - - х х х х - х - х х | х х - - - х - - - х - х х | х х - - - х х - - х - х х | х х - - х х х х х х х х х | х х - - - х - - - х х х х | х х - - - х х11 - - х х х х | х х - - - х х11 - - х х х х | х х - - - х х - - х х х х | х х - - - х х11 - - х х х13 х | х х - - - - - - - х - - х | х х - - - х х - - х - - х | х х - - х х х х х х х х х | х х - - - х х х х х х х х | х х - - - х х11 - - х - - х | х х - - - х - - - х - - х | х х - - х х х х х х х х х | х х - - - х х х - х х х х | х х - - - х - - - х - - х | х - - - - - х11 - - х14 - - х |
Примечания:
11 Если «помещения с принудительной вентиляцией» требуются Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (резолюция А.716(17) с поправками).
12 Во всех случаях размещать в 3 м по горизонтали от переборок машинных помещений.
13 См. Международный кодекс морской перевозки опасных грузов.
14 Соответственно перевозимым грузам.
2.2 Источники воспламенения
Электрооборудование и проводка не должны устанавливаться в выгороженных грузовых помещениях, на закрытых или открытых участках палуб для перевозки транспортных средств, если только, по мнению Администрации, это не является необходимым в эксплуатационных целях. Однако если электрооборудование установлено в таких местах, то должно быть документально подтверждено, что оно является безопасным * для использования в опасной среде, воздействию которой оно может подвергаться, кроме случаев, когда электрическая система может быть полностью отключена (путем удаления перемычек в системе, не являющихся предохранителями). Проходы для кабелей в палубах и переборках должны быть уплотнены с тем, чтобы предотвратить проникновение газа или паров. Кабели, проложенные в грузовых помещениях, включая транзитные кабели, должны быть защищены от ударов. Любое иное оборудование, которое может стать источником воспламенения легковоспламеняющихся паров, не допускается.
2.3 Система обнаружения пожара
В грузовых помещениях с горизонтальным способом погрузки-выгрузки должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения пожара, отвечающая требованиям правила II-2/13. В грузовых помещениях всех других типов должна быть установлена либо стационарная система сигнализации обнаружения пожара, отвечающая требованиям правила II-2/13, либо система дымообнаружения путем забора проб воздуха, отвечающая требованиям правила II-2/13-1. Если установлена система дымообнаружения путем забора проб воздуха, особое внимание должно быть уделено правилу II-2/13-1.1.11 с целью предотвращения утечки токсичного дыма в места, где находятся люди.
2.4 Вентиляция
2.4.1 В выгороженных грузовых помещениях должна быть предусмотрена соответствующая искусственная вентиляция. Устройство вентиляции должно быть таким, чтобы обеспечивать в грузовом помещении по меньшей мере 6 воздухообменов в час, исходя из объема порожнего грузового помещения, и удалять пары из верхней или нижней части грузового помещения в зависимости от случая.
2.4.2 Вентиляторы должны исключать возможность воспламенения воспламеняющихся смесей газа и воздуха. Приемные и выходные вентиляционные отверстия должны быть снабжены соответствующими защитными проволочными сетками.
2.4.3 В закрытых грузовых помещениях. предназначенных для перевозки опасных грузов навалом, требуется. по меньшей мере, естественная вентиляция.
2.5 Осушительная система
Если в выгороженных грузовых помещениях предполагается перевозить воспламеняющиеся или ядовитые жидкости, конструкция осушительной системы должна исключать случайную прокачку таких жидкостей через трубопроводы или насосы машинного помещения. Если такие жидкости перевозятся в больших количествах, должен быть рассмотрен вопрос об установке дополнительных средств осушения этих грузовых помещений. Эти средства должны отвечать требованиям Администрации.
2.6 Защита персонала
2.6.1 В дополнение к комплектам снаряжения пожарного, требуемым правилом II-2/17, должно быть предусмотрено четыре полных комплекта защитной одежды, стойкой к химическому воздействию. Защитная одежда должна закрывать весь кожный покров, так чтобы никакая часть тела не оставалась незащищенной.
* См. Рекомендации, опубликованные Международной электротехнической комиссией, и, в частности. Публикацию 92 — Электрические установки на судах.
2.6.2 Должно быть предусмотрено по меньшей мере два автономных дыхательных аппарата в дополнение к тем, которые требуются правилом II-2/17.
2.7 Переносные огнетушители
Для грузовых помещений должны быть предусмотрены переносные огнетушители общей вместимостью по меньшей мере 12 кг сухого порошка или равноценные им. Эти огнетушители предусматриваются в дополнение к любым другим переносным огнетушителям, требуемым другими правилами настоящей главы.
2.8 Изоляция ограничивающих конструкций машинных помещений
Переборки, образующие границы между грузовыми помещениями и машинными помещениями категории А, должны быть изолированы по стандарту «А-60», кроме случаев, когда опасные грузы укладываются на расстоянии не менее 3 м по горизонтали от таких переборок. Другие ограничивающие конструкции между такими помещениями должны быть изолированы по стандарту «А-60».
2.9 Система водораспыления
Каждое открытое грузовое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, над которым расположена палуба, и каждое помещение, рассматриваемое как закрытое грузовое помещение с горизонтальным способом погрузки и выгрузки, которое не может быть плотно закрыто, должно быть оборудованы одобренной стационарной системой водораспыления с ручным управлением, которая должна защищать все участки любой палубы и площадки для транспортных средств в таком помещении. Однако Администрация может разрешить применение любой другой стационарной системы пожаротушения, если натурными испытаниями было доказано, что она является не менее эффективной. В любом случае средства осушения и слива должны быть такими, чтобы предотвращать образование свободных поверхностей. Если это невозможно, то должно учитываться в той степени, в какой Администрация сочтет это необходимым при одобрении ею информации об остойчивости *, отрицательное воздействие на остойчивость дополнительного веса и свободной поверхности воды.
2.10 На судах с грузовыми помещениями ро-ро должно быть обеспечено разделение между закрытым грузовым помещением ро-ро и примыкающим к нему открытым грузовым помещением ро-ро. Это разделение должно быть таким, чтобы свести к минимуму проникновение опасных паров и жидкостей между такими помещениями. Альтернативно такое разделение может не обеспечиваться, если грузовое помещение ро-ро рассматривается как закрытое грузовое помещение по всей его длине, и полностью отвечает соответствующим специальным требованиям данного правила.
2.11 На судах с грузовыми помещениями ро-ро должно быть обеспечено разделение между закрытым помещением ро-ро и покрывающей помещение верхней палубой. Это разделение должно быть таким, чтобы свести к минимуму проникновение опасных паров и жидкостей между этими помещениями. Альтернативно, такое разделение может не обеспечиваться, если устройства закрытых грузовых помещений находятся в соответствии с требуемым для опасных грузов, перевозимых на прилегающей верхней палубе.
3 Документ о соответствии
Администрация должна снабдить судно соответствующим документом, удостоверяющим, что его конструкция и оборудование соответствуют требованиям настоящего правила.
* См. Рекомендацию по стационарным системам пожаротушения для помещений специальной категории, принятую резолюцией A. 123(V) Организации.