В отношении их управляемости и устойчивости

Примечание: Требования пункта 4 настоящего Приложения не распространяются:

- на транспортные средства категории О, предназначенные для перевозки неделимых грузов массой 20 тонн и более;

- на транспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость менее 40 км/ч.

4.1. Требования к стабилизации рулевого управления для транспортных средств категорий М и N.

4.1.1. Угол поворота рулевого колеса после его освобождения не должен увеличиваться.

4.1.2. Управляемые колеса и рулевое колесо должны самостоятельно возвращаться в сторону нейтрального положения.

4.1.3. Максимальное значение угла поворота рулевого колеса, не достигшего нейтрального положения в течение 6 секунд после его освобождения, не должно превышать 30 процентов величины угла поворота рулевого колеса, соответствующего движению транспортного средства по окружности радиусом 50 м.

4.1.4. Процесс возврата рулевого колеса в нейтральное положение не должен быть колебательным. При проведении испытательного заезда допускается один переход рулевого колеса через нейтральное положение.

4.2. Требования к поперечной статической устойчивости транспортного средства при испытаниях при опрокидывании на стенде для транспортных средств категорий М, N, O (применительно к категории М1 - только для транспортных средств категории G, применительно к категориям М2 и М3 - только до вступления в силу Правил ЕЭК ООН № 107. К полуприцепам требования применяются при нахождении их в составе автопоезда).

4.2.1. Под углом статической устойчивости aсу понимается угол наклона опорной поверхности a опрокидывающей платформы относительно горизонтальной плоскости, при котором произошел отрыв всех колес одной стороны одиночного транспортного средства или всех колес одной стороны одного из звеньев седельного автопоезда от опорной поверхности платформы. Величина угла aсу, полученная в результате испытаний, должна быть не менее нормативного значения aн , зависящего от коэффициента qs поперечной устойчивости транспортного средства и определяемого по следующим формулам:

a н=(-2,4+42,4qs), градус, при 0,55£ qs £ 1,0     (4.1)
a н=(15+25 qs), градус, при qs> 1,0     (4.2)
aн > 21º, при qs<0,55   (4.3)

4.2.2. Под углом крена подрессоренных масс j понимается угол между опорной поверхностью опрокидывающей платформы и поперечной осью подрессоренных масс, проходящей через центр масс транспортного средства, полученный в результате наклона транспортного средства на опрокидывающей платформе.

Угол крена подрессоренных масс j определяют при угле наклона платформы, при котором происходит отрыв всех колес одной стороны одиночного транспортного средства или всех колес одного из звеньев автопоезда от опорной поверхности. Максимально допустимое значение угла j в центре масс транспортного средства, полученное в результате испытаний, не должно превышать значений jн, зависящих от коэффициента поперечной устойчивости qs и определяемых по следующим формулам:

j н = (10,8-4,3qs), градус, при qs < 1,0     (4.4.)
j н = 6,5 градуса, при qs > 1,0.   (4.5.)

Примечания:

1. Коэффициент поперечной устойчивости, qs, определяют по формуле:

qs = 0,5b     (4.6)
h    

где:

b - колея, приведенная к поперечному сечению транспортного средства в плоскости, проходящей через его центр масс (см. рис. 4.1), мм;

h - высота центра масс над опорной поверхностью, мм.

Величина колеи полуприцепа вычисляется как среднее между серединами наружных колес задней оси (тележки) тягача и серединами наружных колес оси (тележки) полуприцепа.

2. Высоту центра масс определяют по формуле:

h = 0,5b - hкп * tg aсу - ∆ + hкп (4.7)
tg α * cos φ + sin φ

где:

hкп - высота оси крена над опорной поверхностью в поперечном сечении, проходящем через центр масс, мм;

∆ - боковое смещение центра масс, определяемое по результатам замеров боковой деформации шин, мм;

aсу - угол наклона опорной поверхности при опрокидывании транспортного средства;

φ - угол крена подрессоренных масс.

При отсутствии точных данных величина hкп может быть принята равной статическому радиусу колеса транспортного средства.

В отношении их управляемости и устойчивости - student2.ru

Рисунок 4.1. Схемы определения величины приведенной колеи "b"

4.3. Требования к устойчивости при испытаниях "рывок руля" для транспортных средств категорий М и N

4.3.1. Углы поворота рулевого колеса для транспортных средств категорий М1, М2 и N1 должны находиться в пределах, установленных в таблице 4.1.

Таблица 4.1

Установившееся значение бокового ускорения, м/с2 Радиус траектории, м (справочно) Угол поворота рулевого колеса, рад.
минимальный максимальный
       
  (0,21L+0,2)is´10-2 (0,21L+1,3)is´10-2
  (0,42L+0,4)is´10-2 (0,42L+2,6)is´10-2
  (0,84L+0,48)is´10-2 (0,84L+5,0)is´10-2
L- база транспортного средства, м; is - среднее передаточное число рулевого управления

4.3.2. Углы поворота рулевого колеса для транспортных средств категорий М3, N2 и N3 должны находиться в пределах, установленных в таблице 4.2.

Таблица 4.2

Установившееся значение бокового ускорения, м/с2 Радиус траектории, м (справочно) Угол поворота рулевого колеса, рад.
минимальный максимальный
       
  (0,36L+0,1)is´10-2 (0,36L+1,3)is´10-2
  (0,72L - 0,2)is´10-2 (0,72L+2,6)is´10-2
L - база транспортного средства, м; is - передаточное число рулевого управления

4.3.3. Заброс угловой скорости [Dy1] транспортного средства (превышение угловой скорости над установившимся ее значением, возникающим при переходе от прямолинейного движения к движению по окружности) над установившимся значением не должен превышать значений, указанных в таблице 4.3.

Таблица 4.3.

Категория транспортного средства Величина заброса Dy1 угловой скорости, % не более
Установившееся значение бокового ускорения ay, м/с2
     
M1, M2, N1  
M3, N2, N3 -

4.3.4. Время 90%-ной реакции, [t90] - интервал времени между моментами достижения 50 процентов установившегося значения угла поворота рулевого колеса и 90 процентов установившегося значения угловой скорости автомобиля при выполнении испытательного заезда при испытаниях "рывок руля", в интервале боковых ускорений от 2 м/c2 до 4 м/c2 не должно превышать:

- 0,3 с - для транспортных средств категорий M1, M2, N1;

- 2,0 с - для транспортных средств категорий M3, N2, N3.

Введение в действие п. 4.3. осуществляется в следующие сроки:

а) в отношении транспортных средств, относящихся к типу, ранее не проходившему оценку соответствия в Российской Федерации - с 1 января 2011 г.

б) в отношении всех типов транспортных средств - с 1 января 2013 г.

4.4. Требования к управляемости и устойчивости при испытаниях "поворот" и "переставка" для транспортных средств категорий М, N и О (категории О в составе автопоезда)

4.4.1. Максимальная скорость транспортного средства при выполнении маневра (далее скорость маневра Vм) определяется как среднее арифметическое значение скоростей трех заездов с наибольшей скоростью, при которой не было выхода за пределы разметки или отрыва одного из колес транспортного средства от поверхности дороги. Значения Vм, полученные при испытаниях, не должны быть ниже приведенных в таблице 4.4 нормативных значений Vм.

Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 1200 куб. сантиметров и специализированных транспортных средств нормативные значения Vм снижаются на 5 процентов

При значении Vм для испытываемого транспортного средства ниже нормативного значения Vм не более, чем на 10 процентов, аккредитованная испытательная лаборатория дает заключение о возможной максимальной скорости движения транспортного средства при его эксплуатации на дорогах общего пользования.

При значении Vм для испытываемого транспортного средства ниже нормативного значения Vм более, чем на 10 процентов, аккредитованная испытательная лаборатория дает заключение о недопустимости эксплуатации такого транспортного средства на дорогах общего пользования не допускается.

Таблица 4.4.

Категория транспортного средства Нормативные значения Vм скоростей выполнения испытательных маневров, км/ч
"поворот" радиусом 35 м "переставка" на длине 20 м "переставка" на длине 16 м
       
M1  
M1 с числом посадочных мест свыше 5 (включая водителя) и (или) полной массой свыше 2,2 тонн  
M1G  
M1+O  
M2  
M3 габаритной длиной до 8 м  
М3 габаритной длиной от 8 до 12 м  
М3 габаритной длиной свыше 12 м  
N1  
N1G  
N2  
N3 полной массой до 20 тонн  
N3 полной массой свыше 20 тонн  
N2+O (с полуприцепами)  
N2+O (с прицепами)  
N3+O (с полуприцепами)  
N3+O (с прицепами)

4.4.2. При выполнении маневров на транспортных средствах категории М1 не должен происходить отрыв всех колес одной из сторон от поверхности дороги.

4.4.3. При выполнении маневра "поворот" не должны возникать незатухающие курсовые колебания у всех транспортных средств.

Наши рекомендации