Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала
Установленное в разделе 1.2. предварительное сечение канала проверяется и, если это требуется по результатам проверки, корректируется в соответствии с нижеизложенной методикой:
1. Коэффициент стеснения живого сечения канала не должен превышать значение 0,20 (СНиП 2.06.01-86г.), т.е.
k = ωс/Ω ≤ 0,2 (3)
где ωс = αbcTc — площадь погруженной части сечения расчетного судна по мидель-шпангоуту.
Здесь α — коэффициент полноты сечения судна по мидельшпангоуту.
В курсовом проекте принимаем:
α = 0,98 — для грузовых теплоходов и барж;
α = 0,85 — для пассажирских судов.
Если условие (3) не выполняется, то необходимо увеличить глубину канала. Увеличение глубины производится с шагом 0,5м до глубины 5,5м.
Если условие (3) не будет соблюдено при глубине 5,5м, то увеличивается ширина канала по дну последовательно на 5-10м.
2. Расчетная скорость судна (Vc) должна соответствовать условию
Vc ≤ 0,9Vкр(4)
Здесь Vкр — критическая скорость движения судна по каналу, определяемая по зависимости:
Vкр = (8cos31/3[π + arcos(1 – k)])0,5(gΩ/B)0,5 (5)
Если условие (4) не выполняется, то увеличивают глубину канала, а затем и ширину, если это необходимо. π = 180о; g = 9,81м/с2.
3. Глубина канала должна удовлетворять условию:
Нк ≥ Тс + Δh0 + Δhос + Δhв + Δhс + Δhз, (6)
где Δh0 — навигационный запас под днищем, принимаемый для нескальных грунтов равным 0,20м, для скальных – 0,35м;
Δhос — дополнительная осадка судна с дифферентом на корму при его движении.
Δhос = α ΔН (7)
где α — коэффициент, зависящий от размеров судна, принимаемый в соответствии с таблицей 1.;
ΔН — среднее понижение уровня воды в кaнале при движении судна.
ΔН = (V12 – Vc2)/2g (8)
где V1 — средняя скорость потока обтекания относительно судна.
V1 = 1,16[(1 – k)+Fr02]0,5cos1/3{π+arcos(2,6Fr0/[(1-k)+Fr02]1,5)}(2gHk)0,5, (9)
где Fr0 = Vc/(2gHк)0,5
Δhв = 0,3hвв – Δh0 — запас на ветровое волнение.
Здесь hвв — высота ветровой волны.
Если Δhв ≤ 0, то принимается Δh0=0.
Δhс = hс – Δh0 — запас на ветровой сгон воды в канале.
Здесь hс — наибольшая величина сгона воды в канале.
Если Δhс ≤ 0, то принимается Δhс=0.
Δhз — запас на заносимость.
В курсовой работе принимаем
Δhв = Δhс = Δhз = 0
Таблица 1 - Значения коэффициента α в формуле (7)
Ic/bc | 9…7 | 7…5 | 5…3,5 |
α | 1,1 | 1,25 | 1,4 |
4. Ширина канала Вос на уровне грузовой осадки расчетного судна
должна быть не менее ширины В∂, вычисленной по формуле (10) с учетом отклонения судна от курса вследствие рысканья или дрейфа под действием ветра и течения.
В∂ = η(Icsinθ + bccosθ + 0,2bc) (10)
где η — коэффициент, принимаемый для одностороннего движения судов равный 1,15, для двустороннего — 2,0;
θ — угол дрейфа, вычисляемый по формуле (11) и принимаемый не менее 2.
θ = arctg{[(Vпоп)т + (Vпоп)в]/ Vс}, (11)
где Vс — скорость движения грузовых судов при их расхождении (принимается равной заданной скорости движения по каналу);
(Vпоп)т, (Vпоп)в — скорости перемещения судна нормально к оси судового хода соответственно от действия поперечного течения воды в канале и от действия ветра.
(Vпоп)т принять равной 0,25м/с (снос).
Поперечная составляющая скорости дрейфа судна определяется из условия, что сила давления ветра на площадь надводной части корпуса судна с надстройками равна величине силы сопротивления воды движению судна лагом:
С(Vв2/16)ωв = αβ(γ/g)ωл(Vпоп)в2 (12)
где С — аэродинамический коэффициент, для грузового судна С=1,4;
Vв — нормальная к оси канала составляющая скорости ветра, Vв=12м/с;
ωв, ωл — площади корпуса судна в диаметральной плоскости соответственно надводной и подводной частей;
ωв = Ichб;
ωл = 0,9IcTc
для грузового судна
ωв = 138*1,7 = 234,6м2;
ωл = 0,9*138*3,6 = 447,12м2
для пассажирского
ωв = 65*1,7 = 110,5м2;
ωл = 0,9*65*1,9 = 111,15м2
hб — средняя высота надводного борта (см. исходные данные 1,7м);
β — коэффициент, учитывающий влияние ограниченной глубины в канале на сопротивление движению судна лагом.
β = (Нк/[Нк - Тс])3/2
α — коэффициент сопротивления равный ≈0,5 для безграничного фарватера;
γ — удельный вес воды, γ=1000кг.с/м3
Если ширина канала Вос окажется меньше, чем В∂, вычисленная по формуле (10), то следует увеличить ширину канала по дну.
Учет действия поперечного течения на судно производится на участках расположения водосбросных и водозаборных сооружений, а также на криволинейных участках судоходных каналов.
С целью оценки влияния бокового течения (сноса) на угол дрейфа и, как следствие, на увеличение ширины канала, в курсовой работе проверку ширины канала на уровне грузовой осадки расчетного судна произведем дважды:
- с учетом бокового течения (Vпоп)т=0,25м/с;
- без учета бокового течения (сноса) (Vпоп)т=0м/с.
Для дальнейших расчетов принимаем результат, полученный при (Vпоп)т=0.
5. Скорость потока обтекания относительно берега Vб, соответствующая принятой скорости движения расчетного судна, не должна размывать ложе канала, т.е.
Vб ≤ 1,2Vнр (13)
где Vб = V1 – Vс;
Vнр — неразмывающая скорость грунтов ложа канала (см. табл.1)
Таблица 2 — Неразмывающие скорости для грунтов ложа канала.
№ п/п | Наименование грунтов | Неразмывающая скорость, Vнр, м/с |
Песок | 0,6…0,8 | |
Супесь | 0,7…1,0 | |
Суглинок | 0,7…1,2 | |
Глина | 0,7…1,5 | |
Ил | 0,5 |
Если условие (13) не выполняется, то или укрепляют подводные откосы с заложением m1 трудноразмываемым грунтом, либо увеличивают сечение канала.