Проверка и уточнение принятых размеров поперечного сечения магистрального канала

Установленное в разделе 1.2. предварительное сечение канала проверяется и, если это требуется по результатам проверки, корректируется в соответствии с нижеизложенной методикой:

1. Коэффициент стеснения живого сечения канала не должен превышать значение 0,20 (СНиП 2.06.01-86г.), т.е.

k = ωс/Ω ≤ 0,2 (3)

где ωс = αbcTc — площадь погруженной части сечения расчетного судна по мидель-шпангоуту.

Здесь α — коэффициент полноты сечения судна по мидельшпангоуту.

В курсовом проекте принимаем:

α = 0,98 — для грузовых теплоходов и барж;

α = 0,85 — для пассажирских судов.

Если условие (3) не выполняется, то необходимо увеличить глубину канала. Увеличение глубины производится с шагом 0,5м до глубины 5,5м.

Если условие (3) не будет соблюдено при глубине 5,5м, то увеличивается ширина канала по дну последовательно на 5-10м.

2. Расчетная скорость судна (Vc) должна соответствовать условию

Vc ≤ 0,9Vкр(4)

Здесь Vкр — критическая скорость движения судна по каналу, определяемая по зависимости:

Vкр = (8cos31/3[π + arcos(1 – k)])0,5(gΩ/B)0,5 (5)

Если условие (4) не выполняется, то увеличивают глубину канала, а затем и ширину, если это необходимо. π = 180о; g = 9,81м/с2.

3. Глубина канала должна удовлетворять условию:

Нк ≥ Тс + Δh0 + Δhос + Δhв + Δhс + Δhз, (6)

где Δh0 — навигационный запас под днищем, принимаемый для нескальных грунтов равным 0,20м, для скальных – 0,35м;

Δhос — дополнительная осадка судна с дифферентом на корму при его движении.

Δhос = α ΔН (7)

где α — коэффициент, зависящий от размеров судна, принимаемый в соответствии с таблицей 1.;

ΔН — среднее понижение уровня воды в кaнале при движении судна.

ΔН = (V12 – Vc2)/2g (8)

где V1 — средняя скорость потока обтекания относительно судна.

V1 = 1,16[(1 – k)+Fr02]0,5cos1/3{π+arcos(2,6Fr0/[(1-k)+Fr02]1,5)}(2gHk)0,5, (9)

где Fr0 = Vc/(2gHк)0,5

Δhв = 0,3hвв – Δh0 — запас на ветровое волнение.

Здесь hвв — высота ветровой волны.

Если Δhв ≤ 0, то принимается Δh0=0.

Δhс = hс – Δh0 — запас на ветровой сгон воды в канале.

Здесь hс — наибольшая величина сгона воды в канале.

Если Δhс ≤ 0, то принимается Δhс=0.

Δhз — запас на заносимость.

В курсовой работе принимаем

Δhв = Δhс = Δhз = 0

Таблица 1 - Значения коэффициента α в формуле (7)

Ic/bc 9…7 7…5 5…3,5
α 1,1 1,25 1,4

4. Ширина канала Вос на уровне грузовой осадки расчетного судна

должна быть не менее ширины В, вычисленной по формуле (10) с учетом отклонения судна от курса вследствие рысканья или дрейфа под действием ветра и течения.

В = η(Icsinθ + bccosθ + 0,2bc) (10)

где η — коэффициент, принимаемый для одностороннего движения судов равный 1,15, для двустороннего — 2,0;

θ — угол дрейфа, вычисляемый по формуле (11) и принимаемый не менее 2.

θ = arctg{[(Vпоп)т + (Vпоп)в]/ Vс}, (11)

где Vс — скорость движения грузовых судов при их расхождении (принимается равной заданной скорости движения по каналу);

(Vпоп)т, (Vпоп)в — скорости перемещения судна нормально к оси судового хода соответственно от действия поперечного течения воды в канале и от действия ветра.

(Vпоп)т принять равной 0,25м/с (снос).

Поперечная составляющая скорости дрейфа судна определяется из условия, что сила давления ветра на площадь надводной части корпуса судна с надстройками равна величине силы сопротивления воды движению судна лагом:

С(Vв2/16)ωв = αβ(γ/g)ωл(Vпоп)в2 (12)

где С — аэродинамический коэффициент, для грузового судна С=1,4;

Vв — нормальная к оси канала составляющая скорости ветра, Vв=12м/с;

ωв, ωл — площади корпуса судна в диаметральной плоскости соответственно надводной и подводной частей;

ωв = Ichб;

ωл = 0,9IcTc

для грузового судна

ωв = 138*1,7 = 234,6м2;

ωл = 0,9*138*3,6 = 447,12м2

для пассажирского

ωв = 65*1,7 = 110,5м2;

ωл = 0,9*65*1,9 = 111,15м2

hб — средняя высота надводного борта (см. исходные данные 1,7м);

β — коэффициент, учитывающий влияние ограниченной глубины в канале на сопротивление движению судна лагом.

β = (Нк/[Нк - Тс])3/2

α — коэффициент сопротивления равный ≈0,5 для безграничного фарватера;

γ — удельный вес воды, γ=1000кг.с/м3

Если ширина канала Вос окажется меньше, чем В, вычисленная по формуле (10), то следует увеличить ширину канала по дну.

Учет действия поперечного течения на судно производится на участках расположения водосбросных и водозаборных сооружений, а также на криволинейных участках судоходных каналов.

С целью оценки влияния бокового течения (сноса) на угол дрейфа и, как следствие, на увеличение ширины канала, в курсовой работе проверку ширины канала на уровне грузовой осадки расчетного судна произведем дважды:

- с учетом бокового течения (Vпоп)т=0,25м/с;

- без учета бокового течения (сноса) (Vпоп)т=0м/с.

Для дальнейших расчетов принимаем результат, полученный при (Vпоп)т=0.

5. Скорость потока обтекания относительно берега Vб, соответствующая принятой скорости движения расчетного судна, не должна размывать ложе канала, т.е.

Vб ≤ 1,2Vнр (13)

где Vб = V1 – Vс;

Vнр — неразмывающая скорость грунтов ложа канала (см. табл.1)

Таблица 2 — Неразмывающие скорости для грунтов ложа канала.

№ п/п Наименование грунтов Неразмывающая скорость, Vнр, м/с
Песок 0,6…0,8
Супесь 0,7…1,0
Суглинок 0,7…1,2
Глина 0,7…1,5
Ил 0,5

Если условие (13) не выполняется, то или укрепляют подводные откосы с заложением m1 трудноразмываемым грунтом, либо увеличивают сечение канала.

Наши рекомендации