Атериальные и информационные потоки компании

Одним из направлений совершенствования работы современных промышленных предприятий, в том числе и горных- металлургических, является логистический подход к прогнозированию и управлению материальными потоками предприятия. В общем случае, материальный поток представляет собой динамическое и непрерывное явление. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Ниже представлена схема материального потока внутри компании ОАО ЗФ «ГМК «Норильский никель»

Рис.1. Схема материального потока внутри компании.

       
  атериальные и информационные потоки компании - student2.ru  
Надеждинский металлургический завод (Цех приемки никелевого и пирротинового концентрата)
 

атериальные и информационные потоки компании - student2.ru атериальные и информационные потоки компании - student2.ru

 
  атериальные и информационные потоки компании - student2.ru

Как следует из этой схемы, выгруженная из транспортного средства руда может быть направлен по одному из направлений: либо на участок приемки, либо в зону переработки. По пути движения руды с ней осуществляются разнообразные операции: разгрузка, перемещение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками, именно: операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, складирование, и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную. Опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении - это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

2. Логистичекая система ОАО ЗФ «ГМК «Норильский никель»

В основе компании лежит толкающая система «МПР» т.е. система планирования потребностей ресурсов. В компании ОАО ЗФ «ГМК «Норильский никель» планы производства продукции формируются в соответствии с прогнозами рыночной конъюнктуры. В связи с суровыми климатическими условиями и отдаленности производства от поставщиков и потребителей разрабатывается индивидуальная стратегия планирования потребности в материалах, производится прогнозирование управления запасами, управления закупками и т.п. Разрабатывается индивидуальная стратегия пополнения и контроля запасов по позициям номенклатуры, контроль скорости оборачиваемости материалов и т.п.

Функциональная схема системы МРП приведена на рис.2.

Рис.2. Функциональная схема МПР компании ОАО ЗФ «ГМК»Норильский никель».

атериальные и информационные потоки компании - student2.ru

атериальные и информационные потоки компании - student2.ru Информационный поток

атериальные и информационные потоки компании - student2.ru атериальные и информационные потоки компании - student2.ru атериальные и информационные потоки компании - student2.ru Материальный поток

Рассмотрим данную схему более подробно:

Под цифрой 1 представлено Управление ОАО ЗФ «ГМК «Норильский никель» где принимаются решения, контроль над всеми материальными и информационными потоками компании. Принимаются решения по совершенствованию организации движения материальных потоков; эффективному управлению трудовыми ресурсами; налаживанию тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии; определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности; тщательная разработка логистических операций. Как мы видим из данной схема, что в компанию поступает информация с Лондонской биржи металлов (цифра 3) о покупателях на продукцию, производимую компанией.

Под цифрой 2 представлены наиболее крупные поставщики компании:

В их числе – финский концерн «Оутокумпу». Сотрудничество между концерном «Оутокумпу» и «Норильский никель» началось в начале 70-х годов. Его результат – строительство на «Надежде» двух плавильных цехов по проекту финской фирмы. Технология процесса взвешенной плавки, разработанная специалистами «Оутокумпу», применяется на Надеждинском металлургическом заводе. Кроме того, для предприятий ГМК в конце 90-х годов двадцатого века приобретена технология «Оутокумпу» в области автоматизации технологических процессов, фильтрации концентратов и взвешенной плавки. «Оутокумпу» не единственный зарубежный партнер «Норильского никеля». Шведская фирма «Атлас Копко» также работает с норильчанами. На базе одного из предприятий Заполярного филиала – Талнахского ремонтного завода – успешно работает сервисный центр компании. Сейчас на предприятиях Заполярного филиала работает более двухсот единиц шведской горнодобывающей техники от фирмы «Атлас Копко». Это буровые установки, погрузо-доставочные машины и другая техника.

Дивизион «Северсталь Российская Сталь» стал основным поставщиком транзитных норм металлопроката для ремонтно-эксплуатационных нужд, закрыв половину потребности «ГМК «Норильский никель» в г/к листовом металлопрокате, и 100% - в рулонном оцинкованном прокате. Пашийский металлургическо-цементный завод" поставит цильпебс для ОАО "Норильский никель" Из данной схемы следует, что информационный поток идет из управления компании к поставщикам в потребностях на материалы, техническое обслуживание, ремонтное оборудование, а материальный поток идет от поставщиков на складское хозяйство компании. Под цифрой 3 представлен рынок сбыта, для компании это является Лондонская биржа металлов (где заключаются сделки с потенциальными покупателями), как мы видим из рис. 2 материальный поток (т.е. наличие металлов, их количество) поступает со складов готовой продукции которые в данном случае представлены Мурманской, Красноярской и Архангельской конторами. Под цифрой 4 представлено Предприятие единое складское хозяйство (ПЕСХ). Информационный поток поступает из управления, т.е. в каком количестве, когда необходимы, оборудование для нужд компании. Материальный поток направлен от поставщиков в ПЕСХ, т.е. процесс поставки от поставщиков материалов, оборудования необходимого для компании. Под цифрой 5 представлены наиболее крупные рудники компании, где ведется добыча руды, для дальнейшей ее переработки. Из данной схемы мы видим, что информационный поток направлен из управления компании к управляющим рудниками, информирующий их в каком количестве в данный промежуток времени нам необходима руда. Материальный поток направлен из рудников в цеха обогатительных фабрик для дальнейшей переработки, т.е. добытая на рудниках компании руда поступает для обогащения и приобретения необходимых качеств на обогатительные фабрики. Под цифрой 6 представлены Талнахская и Норильская обогатительные фабрики компании. Информационный поток наплавлен из управления компании к руководителям фабрик (т.е. какое количество необходимо переработать руды на фабриках для получением никелевого, медного и пирротинового концентратов). Материальный поток направлен из цехов фабрик в цеха переработки (либо хранения) концентратов на заводах. Под цифрой 7 представлены Металлургические мощности Заполярного филиала: Надеждинский металлургический завод, Никелевый и Медный заводы. Информационный поток направлен из управления компании к руководителям заводов, с информацией в каком количестве, какого качества и в какие сроки необходимо получение товарного никеля и кобальта, товарной меди, элементарной серы и серной кислоты, концентратов драгоценных металлов, металлического серебра, селена и теллура. Материальный поток направлен из цехов получения готовой продукции в складские помещения для дальнейшего отправления потребителям. Под цифрой 8 представлены Мурманская, Красноярская и Архангельская конторы, так как в них расположены складские помещения для хранения продукции произведенной компанией. Информационный поток идет из управления компании (т.е. в каком количестве на склады поступит продукции и в какие сроки). Материальный же поток направлен на рынок сбыта, т.е в данной работе он представлен Лондонской биржей металлов. 3. Транспортная система компании
В транспортно-логистический комплекс «Норильского никеля» входят следующие подразделения: Заполярный транспортный филиал, Мурманский транспортный филиал, Красноярская контора-филиал (занимается обслуживанием речных грузов на Енисее), Архангельская контора-филиал, Архангельский морской порт, группа предприятий Енисейского речного пароходства и предприятия авиационной и аэропортовой деятельности. Общее руководство транспортными активами компании осуществляет дирекция отраслевого комплекса, которая находится в главном офисе в Москве. Дудинка из общей массы ЗФ выделена в отдельный транспортный филиал, в состав которого вошли структурные подразделения Дудинского морского порта, Дудинского автотранспортного предприятия, Предприятия по обслуживанию контейнерных перевозок. Кроме того, были приобретены акции Архангельского морского торгового порта. На сегодняшний день компания владеет 75-процентным пакетом акций. А ненужные активы компания выводит. Стратегической задачей транспортно-логистического комплекса является обеспечение экономической безопасности компании в области транспорта, чтобы внешние воздействия не могли привести к остановке перевозки грузов. Транспортно-логистический комплекс «Норильского никеля» по сути, уникален. Это обусловлено тем, что основные предприятия расположены на Таймырском полуострове и «отрезаны» от материка отсутствием каких бы то ни было наземных видов транспорта. Транспортировка возможна или морем, или Енисеем. Так как река судоходна только три-четыре месяца в году, в остальное время компания связана с миром через Севморпуть. Раньше по нему ходили только грузовые суда в сопровождении ледоколов. Поэтому у компании была двойная зависимость — и от грузовых кораблей Мурманского морского пароходства (ММП), и от государственных атомных ледоколов. При этом Енисей не является главным маршрутом для транспортировки, так как вывозить по нему металлы в столь короткую навигацию экономически нецелесообразно. Енисей скорее имеет большее значение для завоза, особенно всяких сыпучих материалов. На предприятиях, расположенных на Кольском полуострове, проблем с логистикой нет, там развиты и железнодорожные ветки, и автомобильные дороги. Поэтому транспортная безопасность компании означает, прежде всего бесперебойную транспортировку грузов с предприятий, расположенных на Таймырском полуострове. Севморпуть является ключевым маршрутом для перевозки грузов компании. В настоящее время развивается сотрудничество с норвежской компанией Aker Yards, которая изобрела новый тип двигателя для прохождения во льдах (так называемые двигатели с азиподной установкой). Компания Норильский никель совместно с компанией Aker Yards дорабатывать азиподную систему под условия Норильского никеля, так как корабль должен был сочетать в себе качества грузового судна и ледокола. При этом для грузового судна ломать льды свыше 1,5 метра считалось чем-то из области фантастики. Поэтому компания не была уверена, что все запрошенные характеристики подтвердятся. В связи с этим контракт был заключен таким образом, что в нем оговаривалось, что испытания будут проводиться в реальных условиях и если судно не подтвердит заявленные характеристики, то верфь либо заберет корабль на доработку, либо возвращает деньги. Корабль получился отличный, прошел испытания в ледовой Арктике, показав характеристики лучше расчетных. После чего компания заказала серию еще из четырех судов усиленного класса, способных идти по морю без сопровождения ледоколов. В настоящее время разработана концепция оптимальной транспортной системы она заключается в следующем: было принято решение рассмотреть в качестве базового порта Архангельский морской торговый порт, который вполне соответствует европейскому уровню. Правда, у него есть единственный минус — он замерзающий (на 2-3 мес.). Но так как лед там тонкий, эта проблема решается с помощью легкого портового ледокола, который будет выводить за ледовую кромку все грузовые суда. Запущено круговое движение судов компании по маршруту Дудинка-Архангельск-Дудинка. Пришедший в Архангельск груз дробиться: часть будет транспортироваться по свободной воде в Европу чужими кораблями, а часть будет отправляться по железной дороге на внутренний рынок. Архангельск –это базовый перевалочный пункт, который обеспечивает внутренний и внешний рынок. Перед Транспортно-логистическим комплексом стоит задача- обеспечить Дудинский порт самыми современными кранами. Скорость погрузки имеет очень большое значение. В компании сейчас портальные краны, которые ездят по рельсам. Они имеют ряд недостатков. Во-первых, они старые. Во-вторых, с началом паводка причалы затопляются, краны приходится разбирать и увозить, на все это тратится около месяца. На сегодняшний день закуплено пять новых австрийских кранов производства фирмы Liebherr, имеющие массу преимуществ: они высокоскоростные, на колесах, могут регулировать скорость опускания грузов, оснащены электронной системой, которая записывает вес контейнера. Следующая наша задача — контейнеризация грузов. Сейчас груз перевозится в контейнерах частично. Это связано в первую очередь с тем, что существующие стандартные контейнеры не полностью подходят к нашей номенклатуре грузов. Для перевозки металлопродукции из Дудинки и материально-технических ресурсов в Дудинку разработано два новых типа контейнеров в половину и треть высоты. Поставки металла на азиатские рынки осуществляются через Европу по морю. Из Норильска на восток не пройдешь, там Северный Ледовитый океан, который даже ледоколом не пробьешь. Во время навигации по Енисею сера транспортируется в Красноярск, затем хранится в Красноярском порту. Далее она скапливается в порту и вывозится во Владивосток, а оттуда — в Китай, в основном после окончания навигации. В состав комплекса входит аэропортовый комплекс «Алыкель» (непосредственно аэропорт со всей инфраструктурой и взлетно-посадочная полоса), который «Норильский никель» окончательно выкупил в 2006 году. В состав комплекса также входит ОАО «Авиакомпания «Таймыр», имеющее в собственности 17 вертолетов. На сегодняшний день транспортно-логистический комплекс занимается не только обслуживанием «Норильского никеля», а также занимается транспортировкой коммерческих грузов, как по реке, так и по морю. Зарабатывая на перевозках коммерческих грузов, компания снижаем ценовую нагрузку на тонну перевозки собственных грузов, тем самым понижая транспортные затраты компании. Таким образом, комплекс выполняем две основные задачи компании в области транспорта — обеспечиваем полностью перевозку грузов ОАО «ГМК «Норильский никель» и делаем это наиболее дешевым способом. 4. Каналы распределения в компании В этой главе рассмотрим каналы распределения в компании ОАО ГМК «Норильский никель».
Любой металл попадает к конечному потребителю не напрямую с завода, на котором он был произведен, а по цепочке сбытовых и торговых структур. Большинство компаний стремится вынести сбытовое подразделение в отдельное дочернее предприятие, чтобы упростить управление и расчеты. Для экспортных операций, скорее всего, придется создавать еще одно (а может, и не одно) дочернее предприятие, ориентированное на зарубежные рынки. После чего можно заключать контракты либо напрямую с конечными потребителями, либо с трейдерами, которые возьмут тяжкое бремя реализации на себя. Структура сбыта "Норникеля" заключается в следующем - Заполярный филиал и Кольская ГМК - продают продукцию через дочернюю компанию "Норникеля" ЗАО "Норметимпэкс". Она напрямую обслуживает покупателей внутри страны или в странах СНГ (Рис.3). Рис.3 Каналы распределения в компании для работы на внутреннем рынке   атериальные и информационные потоки компании - student2.ru   Для работы с региональными рынками созданы четыре сбытовые компании: Norilsk Nickel UK для работы в Европе, Norilsk Nickel USA для рынка США, Norilsk Nickel Asia для азиатского рынка и отдельно Norilsk Nickel Shanghai Marketing для работы на внутреннем рынке Китая. В работе с клиентами существует два принципиально разных подхода. После сбытовых "дочек" металл может отгружаться напрямую конечным потребителям как в случае с внутренним рынком и рынком СНГ, а также может продаваться непосредственно на склад биржи (Лондонской биржи металлов, LME) рис. 4.     атериальные и информационные потоки компании - student2.ru Рис.4 Каналы распределения в компании для распределения для работы на зарубежных рынках  
           
  атериальные и информационные потоки компании - student2.ru
    атериальные и информационные потоки компании - student2.ru
 
 
    атериальные и информационные потоки компании - student2.ru



Идеальной мировой модели организации сбытовой системы все равно не существует - каждая компания выстраивает сбыт по своим потребностям и возможностям.
И так в компании существует два разных канала распределения для работы на внутреннем рынке так называемый одноуровневый канал с одним посредником, представленным дочерней компанией «Норникеля» и двухуровневый канал для зарубежных рынков.

 

осредники

Компания работает с двумя типами посредников.

Рассмотрим первый тип посредников- агенты. Они нам представлены следующими компаниями: ЗАО "Норметимпэкс", Norilsk Nickel UK, Norilsk Nickel USA, Norilsk Nickel Asia, Norilsk Nickel Shanghai Marketing. Эти посредники выступают в качестве представителя компании ОАО ГМК «Норильский никель» они так же являются дочерними предприятиями компании. Они заключают сделку от имени компании и за счет компании «Норникель».

Второй тип посредников –это брокеры.Этот тип посредников представлен Лондонской биржи металлов. То есть они сводят между собой контрагентов, но при и этом не состоят ни с одной из сторон в договорных отношениях. За каждую совершенную сделку получают вознаграждение.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены, материальные, информационные потоки, логистическая система, транспортно-логистический комплекс на примере компании ОАО «ГМК «Норильский никель» рассмотрены. Основные выводы, которые можно сделать из данной работы:

В процессе управления материальными потоками в компании ОАО «ГМК «Норильский никель» можно решить множество разнообразных задач. Это задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок, задачи определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, транспортировки и многие другие.

Материальные потоки образуются в результате деятельности как внутри компании между структурными подразделениями (рис.1) так называемые внутренние потоки, как и внешние материальные потоки, образуемые в результате деятельности поставщиков и заказчиков, представленных на рис.2 под цифрами 2,3.

Силами компаний и структурных подразделений, представленных во второй части контрольной работы формируются материальные потоки, а также непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций.

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности.

Рассмотренный в третьей части транспортно-логистический комплекс выполняем две основные задачи компании в области транспорта — обеспечиваем полностью перевозку грузов ОАО «ГМК «Норильский никель» и делаем это наиболее дешевым способом.

  атериальные и информационные потоки компании - student2.ru

Наши рекомендации