Установление возможных маршрутов доставки груза и расчетных расстояний
Исходя из месторасположения заданных пунктов отправления и назначения, студенты устанавливают возможные маршруты перевозки между этими пунктами в различных видах сообщения: в водном (ВС), железнодорожном (ЖД), смешанном железнодорожно-водном (СЖВ).
Эти маршруты устанавливаются между каждым пунктом отправления и каждым пунктом назначения. В некоторых случаях между определенными пунктами отправления и назначения может оказаться несколько маршрутов в смешанном железнодорожно-водном сообщении, тогда из них выбирают один, наиболее подходящий из экономических соображений, как правило, имеющий большую протяженность водных путей и меньшую - железных дорог. Необходимо стремиться к тому, чтобы общий маршрут перевозки в смешанном сообщении был как можно короче. Обязательно указываются пункты перевалки груза в СЖВ.
Протяженность речных маршрутов определяется по Тарифному руко-водству № 4-Р Центрального бассейна или Северо-Западного и Северного бассейнов / 9,10 /.
При выборе речных маршрутов необходимо учитывать возможность прохождения по участкам речных судов. Для этого из таблицы 10 приложения 1 по номеру проекта судна устанавливается осадка судна в грузу и порожнем (без груза), а также грузоподъемность судна на осадку в грузу. По таблице 2 приложения 1 определяется тарифная норма загрузки судна. Эксплуатационная загрузка судна Qэ находится по формуле:
Qэ = 0,01·НТ · Qс ,тонн (1)
где: Qс - грузоподъемность судна, тонн (табл. 10 прил. 1);
Нт - тарифная норма загрузки судна, % (табл. 2 прил. 1).
По найденному значению эксплуатационной загрузки судна определяем фактическую осадку судна при перевозке заданного груза по формуле:
Тф = Тп + 0,01· НТ · ( Тгр - Тп ) ,м. (2)
где: Тф - фактическая средняя осадка судна, м;
Тгр- осадка судна в грузу, м (табл. 10 прил. 1);
Тп- осадка судна порожнем (без груза), м (табл.10 прил. 1).
Далее, по таблице 11 приложения 1 определяем проходные осадки на участках пути предполагаемого маршрута речной перевозки, которые уже учитывают запас воды под днищем судна при прохождении шлюзов и лимитирующих участков. Сравнивая проходные осадки на участках пути с фактической осадкой судна при перевозке заданного груза устанавливается возможность перевозки груза по водному маршруту.
Если по осадка какого-либо судна превышает проходную осадку на данном участке пути, в коммерческих целях и для условий курсового проекта допускается уменьшение фактической осадки судна до проходной осадки (Т'ф), при условии снижения тарифной нормы загрузки не более, чем на 10% (Н'т).
Н'Т = | 100 ( Т'ф - Тп ) |
,м (3) | |
( Тгр - Тп ) |
Далее необходимо сравнить тарифную норму загрузки со сниженным ее значением:
НТ – Н'Т ≤10, %(4)
Если расчет удовлетворяет данному условию, следует определить уточненную эксплуатационную загрузку, достаточную для прохода судна через установленный водный маршрут:
Q'э = 0,01· Н'Т · Qс ,тонн (5)
где: Q'э- уточненная фактическая средняя осадка судна, м;
Н'т - сниженная тарифная норма загрузки судна, %.
Если фактическая осадка хотя бы одного из трех заданных проектов судов превышает проходную осадку на одном из участков речного пути, даже после корректировки, водный маршрут не применяется.
Железнодорожные маршруты перевозки устанавливаются между пунктами, связанными железной дорогой. Расстояния по железной дороге определяются по Тарифному руководству № 4 /11/, атласам и схемам железных дорог. Допускается использовать доступные сайты Интернета, со ссылкой о них в тексте курсового проекта.
Если пункт отправления не связан с пунктом назначения железной дорогой или внутренними водными путями, а также имеется ограничение по осадке судна для захода в речной порт, то устанавливается смешанное железнодорожно-водное сообщение с указанием пункта перевалки груза. Для этих маршрутов в числителе приводится расстояние водной части пути (lВ), а в знаменателе - железнодорожной (lЖ).
Если маршрут включает два пункта перевалки, то принимается общее расстояние по железной дороге до пункта первой перевалки и от пункта второй перевалки.
Для наглядности в произвольном масштабе изображается карта-схема принятых маршрутов доставки груза, где наносятся речные и железнодо-рожные участки пути, пункты отправления, назначения и перевалки груза, расстояния между пунктами отправления, перевалки и назначения.
Схема приводится на одном стандартном листе пояснительной записки и должна содержать, кроме упомянутых выше участков пути и пунктов, также условные обозначения каналов, гидроузлов и шлюзов.
На схеме выделяется маршрут максимальной протяженности по речным путям от пункта отправления (перевалки) до пункта назначения (перевалки). Начальные, конечные или перевалочные пункты этого маршрута в дальнейшем будут служить основой для разработки тарифов на перегрузочные работы, а сам маршрут основой для разработки провозных плат (тарифов) на перевозку груза водным транспортом.
На схеме также необходимо выделить маршрут максимальной протяженности по железнодорожным путям, который будет служить основой для разработки провозных плат по железной дороге.
Установленные маршруты перевозки и найденные тарифные расстояния по каждому маршруту (отдельным его участкам) сводятся в таблицу 1.
Таблица 1
Маршруты перевозки и расчетные расстояния, км
Пункты отправления | Виды сообщения | Пункты назначения | ||
Г | Д | Е | ||
А | Водное (ВС) | |||
Железнодорожное (ЖД) | ||||
Смешанное ж.-д. водное (СЖВ) | lВ ⁄ lЖ | lВ ⁄ lЖ | lВ ⁄ lЖ | |
Б | Водное (ВС) | |||
Железнодорожное (ЖД) | ||||
Смешанное ж.-д. водное (СЖВ) | lВ ⁄ lЖ | lВ ⁄ lЖ | lВ ⁄ lЖ | |
В | Водное (ВС) | |||
Железнодорожное (ЖД) | ||||
Смешанное ж.-д. водное (СЖВ) | lВ ⁄ lЖ | lВ ⁄ lЖ | lВ ⁄ lЖ |