Стартовый ракетный комплекс
Особенностью обеспечения полета Ла с помощью ракето-носителей является то, что на стартовый ракетный комплекс космодрома(см рис8) с завода изготовителя ракето-носитель доставляется отдельными блоками(модулями), поскольку полностью собранную ракето-носитель доставить к месту старту невозможно ни одним из существующих видов транспорта, поэтому в отличии от аэродрома, где ведется только фактически предполетное обслуживание самолетов, стартовый ракетный комплекс должен обеспечивать следующие виды работ по подготовке к старту:
- проведение в монтажном испытательном комплексе(МИК) сборки, монтажа, регулировки РН и КА и контрольно-проверочных работ по каждому из объектов, стыковки РН и КА и контрольно-проверочных работ на состыкованном комплексе РН - КА. Возможны горизонтальная (МИК 5) и вертикальная (МИК 6) сборка;
- доставку по железно-дорожным (или бетонированным авто-дорожным) подъездным путям 4 с помощью транспортера-установщика комплекса РН - КА 13 на стартовую позицию 1(СП), и его установку в вертикальном положении на пусковом столе 12 стартового комплекса, под которым для отвода газов после включения двигательной установки (ДУ) находится газоотводный канал (Лоток 14) с газоотражателем 15. Вертикальная сборка может производиться в МИКе на передвижном пусковом столе, либо непосредственно на стартовой позиции.
- предполетное обслуживание комплекса, выполняемое с рабочих площадок башни обслуживания 11, установленное вплотную к комплексу РН-КА на пусковом столе и обеспечивающий доступ практически к любому узлу комплекса.
- подсоединение разъемов электрожгутов, подача электроэнергии, наземных систем автоматизированного контроля и управления стартом к бортовым разъемам комплекса РН-КА с помощью специальных кабель-матч 16, которые автоматически отсоединяются перед стартом.
- Заправка комплекса топливом(горючем и ок-телем) с помощью заправочных кабель-матч 17. При использовании креогенного топлива - на стартовом ракетном комплексе необходим завод 2 по производству этих компонентов. Подземные коммуникации системы заправки и хранения компонентов топлива 10 обеспечивают их подачу на стартовую позицию.
- С помощью системы единого времени(СЕВ), связывающей все службы ракетного комплекса обеспечивать синхронизацию всех работ, необходимую для успешного старта
- С помощью радио-локационных и других наземных систем слежения и управления полетом 7, 8, 9 с командного пункта 3, осуществлять контроль и корректировку параметров комплекса на начальном(активном) участке полета.
Четкое и качественное проведение работ на стартовом ракетном комплексе является залогом успешного выполнения полета.
18.Классификация принципов полёта.
Принцип полёта определяется тем, каким образом и за счёт чего создаётся подъёмная сила.
В настоящее время техническое значение имеет следующие принципы полёта:
- Баллистический.
- Ракетно-динамический.
- Аэростатический.
- Аэродинамический.
Сила тяжести.
В основе принципов полёта лежит преодоление реляционной силы, силы тяжести:
G=mg, где G – сила тяжести (Н)
m - масса летящего тела (кг)
g - ускорение свободного падения ( м/с^2)
20.Подъёмная сила.
Сила, преодолевающая силу тяжести, называется подъёмной силой. В равномерном горизонтальном установившемся полёте подъёмная сила Yуравновешивает силу тяжести: Y=-G.
Баллистическая сила.
Сила Y выделяется силой инерции тела, летящего за счёт начальной запаса скорости или высоту, поэтому баллистический полёт называют также пассивным.
Ракетодинамическая сила.
Сила Y выделяется реактивной силой, возникающей в результате отбрасывания части массы летящего тела.
В соответствии с законом сохранения импульса системы при отделении от её массы с какой-либо скоростью некоторой части, возникает движение.
Аэростатическая сила.
Сила Y определяется архимедовой силой, равной силе тяжести вытеснённого телом воздуха.
Аэродинамическая сила.
Сила Y определённая реактивной силой, возникающей в результате отбрасывания части воздуха обтекающего тело при его движении, т.е. силовым воздействием воздуха на движущееся тело.
Сила тяги.
Сила тяги ЖРД.
При запуске ЖРД (жидкостные ракетные двигатели) ракетно-космической системы, стоящая на стартовой позиции, газы, вытекающие из реактивного сопла ЖРД с большой скоростью создают тягу двигателя. Для её определения используют следующее уравнение:
P = mсек Wc – f(pc-p0)
P - тяга (Н).
mсек - расход массы топлива (горючего и окислителя в течение секунды ).
Wc- скорость вытекания газа из сопла (м/с).
fc- площадь выходного отверстия (среза) сопла (м2).
pc- давление истекающего газа из сопла. (Па)
p0- давление окружающей среды.
При достижении тягой значения, равной силе тяжести, ракета отрывается от Земли, и при дальнейшем увеличении тяги, ракета начинает подъём с ускорением.