Понятие таможенного права таможенного союза
В целом, вопрос о месте таможенного права в правовой системе является спорным.
Российские ученые Ю.А. Воробьев, Б.Н. Габричидзе обосновывают возможность выделения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права[1]. К.К. Сандровский, Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права[2]. Д.Н. Бахрах делает однозначный вывод: «таможенное право - это институт административного права»[3].
Авторы, относящие таможенное право к отрасли административного права, должны, по логике вещей, именовать эту подотрасль или институт «административным правом в таможенной сфере», но они этого не делают.
Мы выделяем таможенное право в самостоятельную отрасль права потому, что оно имеет самостоятельный специфический предмет регулирования - широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Хотя в общем составе этих отношений и преобладают управленческие отношения, но они не исчерпывают всего предмета таможенно-правового регулирования. В его состав входят и многие другие качественно необходимые общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права – гражданского, административного, трудового, финансового, международного и др.
Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность (таможенные отношения) одним систематизирующим признаком - перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Автор согласен с проф. А.Ф. Ноздрачевым, который считает, что таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее, составляют единое целое и выделяются в качестве самостоятельного предмета - комплексной отрасли таможенного права[4].
В нашем случае, говоря о таможенном праве таможенного союза, участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза.
Это - таможенные органы государств-членов таможенного союза, лица перемещающие товары, собственники этих товаров, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др.
Объект регулирования в таможенных отношениях - товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза.
Таможенные отношения имеют комплексный характер, поэтому объективно не существует потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права - комбинационное применение правовых способов воздействия на субъектов, в аспекте обеспечения таможенных процедур и, реализации других средств таможенной политики государств-участников таможенного союза.
Следующим веским основанием определения таможенного права в самостоятельную комплексную отрасль права следует считать наличие крупнейших кодификационных актов - Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТКТС), международных договоров по таможенным вопросам между Беларусью, Россией и Казахстаном, являющихся, по существу, главными источниками таможенного права таможенного союза.
Таможенный кодекс таможенного союза интегрирует множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права.
Таким образом, Таможенный кодекс таможенного союза выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль права. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в указанный Кодекс, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность - таможенное право как комплексную отрасль. Тот факт, что некоторые нормы Таможенного кодекса одновременно входят в состав других отраслей права, не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права.
Следовательно, таможенное право - не вторичное образование в системе права, а такое же первичное комплексное правоотраслевое образование, как и базовые отрасли права: административное, гражданское и др. Однако, в отличие от них, присутствие норм «с двойным гражданством» в таможенном праве придает ему характер комплексной отрасли права.
Таким образом, мы выяснили наличие всех объективных условий возникновения и становления таможенного права в правовой системе государств-участников таможенного союза, а именно:
ярко выраженного союзного интереса в выделении такой отрасли в самостоятельную отрасль права;
комплекса общественных отношений в таможенной сфере, составляющих специфический предмет регулирования таможенного права;
комбинации осуществляемых в специфических формах правовых способов воздействия (методов) в таможенной сфере;
особых значительных по объему кодификационных базовых источников.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать понятие таможенного права как комплексной отрасли права.
Таможенное право таможенного союза- это комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государствами-членами таможенного союза и предназначены для регулирования отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.