Тема. Урок развития речи. Изложение
Цель.Развивать связную речь учащихся. Обучать письменному пересказу текста по заданному плану и опорным словам. Обобщить и систематизировать знания учащихся об изменении глаголов по временам, в прошедшем времени — по числам и родам.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. В стихотворении «Парус» (упр. 117) могут быть непонятны слова лазурь, мятежный. Следует поискать в словаре их толкование (лазурь — светло-синий цвет, синева; мятежный — тревожный, беспокойный, бурный). Можно вызвать к доске одного ученика и предложить детям по
очереди диктовать ему глаголы, которые встретились в тексте. Записывают, указывая их время, число, в прошедшем времени — число и род.
6. Текст упр. 118 читает учитель. Описание шторма следует читать эмоционально, возвышенно, чтобы заинтересовать детей прекрасной повестью А. Грина «Алые паруса». Ставятся вопросы: что было изображено на картине? Почему маленький Грэй много раз приходил смотреть на картину?
Кем, по вашему мнению, решил стать Грэй?
Физкультминутка
7. По тексту упр. 119 дети пишут сжатое изложение (без включения диалога). Сначала текст читает хорошо подготовленный ученик. Учитель задает вопросы по содержанию: куда и откуда плыл пароход? Какая была погода? Почему капитан двое суток не сходил с мостика? Чего боялись моряки? Что помешало капитану отдохнуть? О чем кричали моряки? Что сказал капитан? Почему все успокоились?
Затем учащиеся читают текст про себя и по цепочке называют глаголы, указывая их время и число (выписывать глаголы не обязательно). Дети выбирают подходящее заглавие, записывают его, делят текст на части согласно плану, данному в учебнике, читают текст по частям, потом полностью пересказывают его, пользуясь планом. Учитель предлагает ребятам подумать над тем, какие предложения можно исключить, чтобы пересказ стал короче, а содержание текста сохранилось. И только после подготовительной работы учащиеся приступают к написанию изложения.
8.. Домашнее задание.Упр. 120, доработка изложения.
9. Подведение итогов урока.
10.Рефлексия
Урок 77
Тема. Неопределенная форма глагола.
Цель.Познакомить учащихся с начальной (неопределенной) формой глагола, развивать умение правильно ставить к глаголам в неопределенной форме вопросы что делать? что сделать?и учить ставить глаголы в начальную форму.
♦ Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5. В тексте упр. 121 часто встречаются глаголы в неопределенной форме. Важно, чтобы дети правильно поставили к ним вопросы (что сделать? осилить, что делать? готовить). Учащиеся следует подвести к выводу: определить время, число глаголов в неопределенной форме невозможно, глаголы в неопределенной форме не указывают на время и число, поэтому данная форма глагола и называется неопределенной.
6.После чтения правила на с. 79 можно предложить школьникам выборочный диктант — записываются только глаголы в неопределенной форме.
Твой друг — книга
Книгу нужно читать аккуратно. Ее следует содержать в чистоте. Нельзя книгу перегибать. Нельзя вырывать листы из книги, писать на страницах. Книгу нужно сохранять для других.
Физкультминутка
7. Цель упр. 122 — учить различать неопределенную форму глаголов совершенного и несовершенного вида. К каждому глаголу несовершенного вида нужно подобрать однокоренной глагол совершенного вида с данной приставкой. Следует проинформировать учащихся о том, что глаголы в форме инфинитива оканчиваются на -ть, -тиили -чь. В 4-м классе эта информация является предварительной. Глаголы в форме инфинитива в начальной школе разбирать по составу
не следует.
8. Тема текста «Апрель» (упр. 123) — описание природы весеннего леса. В тексте детям впервые встречается форма инфинитива на -ться. Этот случай нужно оговорить особо: предложить ребятам подобрать аналогичные глаголы, поставить к ним вопросы.
9. Домашнее задание.Упр. 124.
10. Подведение итогов урока.
11.Рефлексия
Урок 78