Тема. Правописание ударных и безударных падежных окончаний имен прилагательных. 2 страница
Практическим путем учащиеся знакомятся с пятью самостоятельными частями речи — именами существительным и прилагательным, местоимением, глаголом, наречием и двумя служебными — предлогом и союзом (без знакомства с термином).
Урок1 ( 15 )
Тема: Повторение изученного о частях речи.
Цель:повторитьи систематизировать знания учащихся о частях речи, их признаках
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Анализируя таблицу, размещенную на форзаце учебника, ребята сравнивают части речи по следующим критериям: 1) что часть речи обозначает; 2) на какие вопросы отвечает; 3) каким членом предложения является. Учитель задает вопросы: какие из частей речи вы уже знаете, а какие для вас новые? Какие две части речи отвечают на вопрос кто? Какие части речи чаще других встречаются в предложении? Какие части речи обозначают признаки предмета? Признаки действия? Действия предмета? Свои ответы учащиеся должны подкреплять примерами.
6.Учитель читает стихотворение И. Бродского "Вечером" (упр. 74), обсуждает с четвероклассниками вопросы: какие чувства хотел высказать поэт? Почему он рад встрече с мотыльком? Какую картину можно представить себе, читая или слушая стихотворение? После беседы учащиеся работают с выделенными словами, определяют, какой частью речи они являются. Затем списывают два первых предложения, находят в них и подчеркивают главные члены, определяют, какими частями речи они выражены.
Физкультминутка
7.Текст упр. 75 дети читают, анализируют, объясняют написание слов с пропущенными буквами. Затем учитель предлагает закрыть учебник и записать текст под диктовку.
После диктанта и его проверки организуется работа с предложениями: найти и подчеркнуть главные члены, устно назвать все словосочетания вместе с вопросами, определить, какими частями речи выражены члены предложений.
8.В тексте "Солнечный зайчик" (упр. 76) основная мысль выражена во втором предложении. Хорошо, если дети сами догадаются, что имела в виду писательница, говоря о солнечном зайчике. Чтобы учащиеся не испытывали затруднений при нахождении имен существительных, установлении их рода, числа и падежа, нужно повторить все, что школьники знают об этой части речи.
Письменная работа — списать и разобрать по членам первое предложение. Это задание осложнено тем, что в предложении имеются однородные второстепенные члены, выраженные именами существительными.
9.Домашнее задание: упр. 77. В классе следует устно выполнить первую часть упражнения, сделать синтаксический разбор первого предложения (устно).
10Подведение итогов урока.
11. Рефлексия.
Урок 2 ( 16 )
Тема:. Общее знакомство с не изучавшимися ранее частями речи
Цель:систематизировать знания о частях речи; познакомить с новыми частями речи — наречием и местоимением; обогащать словарный запас детей.
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.По рисункам к упр. 78 школьники в устной форме составляют небольшой рассказ об учительнице Марии Петровне, которая преподает английский язык. Для этого они дополняют данные предложения необходимыми словами, затем объясняют, какие части речи использовали в
своих предложениях. После предварительной устной работы предложения могут быть записаны на доске и в тетрадях. Возможно письмо с комментированием.
6.Работа над упр. 79 способствует систематизации знаний четвероклассников об изученных ранее и новых для них частях речи. Можно предложить детям выполнить упражнение самостоятельно.
Физкультминутка
7.В упр. 80 учащиеся должны найти группы однокоренных слов и выписать их в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Упражнение осложнено орфографической работой: нужно вставить пропущенные в словах буквы.
8.После того как дети рассмотрят рисунок к упр. 81, они должны ответить, из какой сказки взят данный отрывок, как звали самого трудолюбивого поросенка, самого беззаботного, самого легкомысленного. Работая над упражнением, учащиеся называют известные им части
речи, выписывают восклицательное предложение и указывают сверху род и число существительных. Это упражнение должно подготовить школьников к систематическому изучению имени существительного как части речи.
9.Домашнее задание: упр. 82.
10Подведение итогов урока.
11.Рефлексия.
Урок1 ( 17 )
Тема:Имя существительное как часть речи. Род и число имен существительных
Цель:обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном как части речи, его признаках, изменении существительных по родам и числам.
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Дети читают стихотворение М. Яснова (упр. 83), находят необычные слова (это сложные слова: чудетство — чудесное детство, счастливень — счастливый ливень, веселютик — веселый лютик). Доказывается принадлежность выделенных слов к именам существительным по следующим признакам: а) лексико-грамматическое значение предметности (что обозначают), б) вопросы, на которые отвечают ('кто? что?).
Целесообразно предложить детям вспомнить определение имени существительного. Не следует упускать возможность формирования эмоциональной отзывчивости на поэтическое произведение. Отмечается, что в стихотворении переплетены два чувства — радость при воспоминании о счастливом детстве и грусть оттого, что оно ушло.
6.После чтения стихотворения В. Левина "Маленькая песенка о большом дожде" (упр. 84) учащиеся находят в тексте имена существительные, определяют, какое количество предметов (много — один) они называют, выписывают те из них, которые обозначают много предметов. Рядом записывают эти существительные в форме единственного числа, подставляют слова-определители (он, мой; она, моя; оно, мое), определяют род имен существительных и делают вывод о том, какого рода бывают имена существительные и как определить их род.
Физкультминутка
7.Дети читают правило на с. 53, отвечают на вопросы: как изменяются имена существительные? Какого рода бывают имена существительные? Как определить род существительных? Как определить число существительных?
8.После чтения рассказа М. Пришвина «Грибы тоже ходят" (упр. 85) учащиеся определяют основную мысль текста (поздней осенью грибы не растут на открытых холодных участках), говорят, в каком значении (прямом или переносном) употреблен глагол в заголовке. Затем выполняется задание по грамматике и орфографии. Следует обратить внимание детей на правописание слов с двумя безударными гласными в корне.
9.Контроль за качеством усвоения учебного материала: учитель называет имена существительные, школьники с помощью сигнальных карточек указывают их число и род.
10.Домашнее задание: упр. 86.
11. Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Урок 2 ( 18 )
Тема:"Изменение существительных по падежам (склонение). Падеж имени существительного
Цель:познакомить учащихсяс изменением имен существительных по падежам; осуществить предварительное знакомство с названиями падежей; падежными вопросами .
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Материал упр. 87 позволяет учащимся убедиться в необходимости согласования слов в предложении. Выбор нужного варианта согласования осуществляется с помощью вопроса, который требует употребления слова в форме того или иного падежа. Произвольное изменение падежных окончаний имен существительных приводит к разрушению предложения, к превращению его в набор слов, не связанных между собой, или к изменению его смысла.
6.Работая над упр. 88, дети наблюдают за изменением по вопросам имени существительного вода.Если самостоятельное объяснение устойчивых выражений вызовет у ребят трудности, можно записать варианты значений на доске с тем, чтобы дети выбрали нужные (как с гуся вода — никакого воздействия, все нипочем, безразлично; выйти сухим из воды — остаться безнаказанным; вилами по воде писано — не сбудется, не соответствует действительности; вывести на чистую воду— разоблачить, уличить в чем-либо, и т. д. Обращается внимание на то, что имя существительное, отвечая на разные вопросы, сохраняет лексическое значение, но изменяет грамматическую форму — употребляется с разными окончаниями. В таких случаях говорят, что оно изменяется по падежам, или склоняется.
Физкультминутка
7.После чтения вывода (упр. 89) дети отвечают на вопросы: что называется склонением имен существительных? Что происходит с именем существительным при склонении? Сколько падежей есть в русском языке? Затем учитель предлагает ребятам прочитать названия падежей, которые нужно запомнить, и знакомит со старым стишком-небылицей "Иван родил девчонку, велел тащить пеленку":
Иван — именительный,
Родил — родительный,
Девчонку — дательный,
Велел — винительный,
Тащить — творительный,
Пеленку — предложный.
Можно предложить детям дома почитать двустишие родителям. Наверное, многие из взрослых вспомнят, что в детстве они тоже его использовали, чтобы быстрее запомнить названия падежей и порядок их следования.
8.Наблюдение за склонением имен существительных. Учащиеся рассматривают таблицу склонения имен существительных (упр. 90), перечисляют падежи и вопросы к ним. Обращается внимание на вспомогательные слова: есть, нет, рад (дать), вижу, любуюсь, думаю. Они помогут правильно поставить вопросы к именам существительным. Необходимо дать школьникам возможность поупражняться в устном склонении имен существительных. На основании наблюдений за склонением делается вывод об именительном падеже как начальной форме имени существительного (с. 58).
9.Цель упр. 91 — формирование умения употреблять имена существительные в нужной падежной форме, определять падеж существительных. Подчеркивается, что, отвечая на разные вопросы, имена существительные изменяют окончания. Учитель обращает внимание детей на письменное обозначение падежей: брату — Д. п.
10.Домашнее задание: упр. 92. Учащиеся должны найти имена существительные, которые называют одежду, определить их падеж и обозначить его над словом. В классе показывается, как это сделать. Кроме того, детям предлагается запомнить названия падежей, вспомогательные слова и вопросы к ним. Это задание выполняется по желанию. Дело в том, что впереди уроки, посвященные каждому падежу.
Целесообразно в конце данного или в начале следующего урока провести проверочную работу, которая позволит выявить уровень знаний учащихся. С этой целью предлагаются следующие задания:
1. Выпишите имена существительные, поставив их в начальную форму.
/ вариант. По утрам на лужах блестит лёд.
// вариант. Наш край богат реками и озёрами.
2. Выпишите из предложения подлежащее и сказуемое и словосочетания с именами существительными. Поставьте вопросы к именам существительным от слов, с которыми
они связаны.
/ вариант. Хвост тормозит падение белки и служит рулём в прыжках.
// вариант. Пушистым хвостом белка закрывает вход в дупло в холодную погоду.
3. Спишите предложение, подчеркните имена существительные, в скобках обозначьте их число и род.
/ вариант. Под крышей сарая с весёлым чириканьем носились ласточки.
// вариант. Осенью на краю поля школьники посадили яблоньки.
11.Подведение итогов урока.
12.Рефлексия
Следующие шесть уроков направлены на углубление знаний учащихся о конкретных падежах (значение, вопросы, предлоги, роль в предложении), формирование умения определять падеж имен существительных в предложении и употреблять имена существительные в нужной падежной форме. Одновременно организуется работа по устранению пробелов, выявленных проверочной работой. Структура этих уроков однотипна:
1.Повторение названий падежей, вспомогательных слов и вопросов.
2.Наблюдение за наиболее употребительными значениями конкретного падежа (они не подлежат
заучиванию, а усваиваются на уровне представлений).
3.Вывод о том, в каких случаях употребляется данная падежная форма.
4.Упражнения в употреблении имен существительных в данной падежной форме, в определении значения падежа.
5.Работа над стихотворением о падеже.
6.Упражнения на нахождение в словосочетаниях и предложениях имен существительных в форме данного падежа.
7.Обобщение знаний о падеже в виде рассказа по плану-вопроснику.
УрокЗ ( 19 )
Тема:Именительный падеж имен существительных
Цель: познакомить учащихся сименительным падежом имен существительных . Показать синтаксическую роль существительных в именительном падеже
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Учитель предлагает школьникам вспомнить, что такое склонение, сколько падежей есть в русском языке, назвать падежи, вспомогательные слова и вопросы падежей. Если дети не справляются с этим заданием, учитель отсылает их к учебнику (упр. 90), и с его помощью осуществляется повторение. Можно просклонять какое-либо имя существительное. Затем сообщается тема урока: более подробное знакомство с именительным падежом.
6.Учащиеся рассматривают рисунок к упр. 93, определяют, что он является иллюстрацией к русской народной сказке "Машенька и медведь". Выполняя задания по рисунку, ребята убеждаются в том, что имена существительные в именительном падеже употребляются в тех случаях, когда необходимо:
■ назвать человека или предмет (это учитель, это книга и т. д.);
■ указать того, кто совершает действие (учитель рассказывает, книга лежит);
■ назвать предмет, который обладает тем или иным признаком (учитель любимый, книга интересная);
■ назвать того, к кому обращаются с речью (упр. 94).
Физкультминутка
7.Обобщение сведений о значениях имен существительных в именительном падеже осуществляется посредством чтения текста упр. 95 и ответа на вопрос: в каких случаях используются имена существительные в форме именительного падежа?
8.Дети читают стихотворение Я. Акима "Осень" (упр. 96), определяют, что по настроению оно делится на две части. В первой части до слов "Ветер, ветер..." стихотворение грустное. Унылость, бесконечность плохой погоды подчеркивают повторы слов: дождь, ветер (он), воет. Во второй части настроение меняется: герои заперлись от ветра, у них тепло, они будут слушать интересную сказку. Затем устно определяется падеж выделенных имен существительных и указывается их значение: имя существительное дождьпросто называет предмет; ветерназывает того, к кому обращаются с речью; руки— предмет, который совершает действие.
9.Признаки именительного падежа перечисляются в стихотворении об именительном падеже (упр. 173). Это и другие стихотворения о падежах не заучиваются наизусть, хотя многие дети и сами это сделают. На уроке важно провести работу над стихотворением, которая поможет четвероклассникам усвоить название падежа, его вопросы, предлоги, значения падежей, а также запомнить глаголы, которые требуют употребления имен существительных в форме того или иного падежа.
10.В конце урока учащиеся под руководством учителя повторяют все, что они узнали об именительном падеже. Желательно предложить детям план-вопросник или схему ответа.
План-вопросник (вопросы задает учитель, а на последующих уроках это могут делать учащиеся):
1.На какие вопросы отвечают имена существительные в форме именительного падежа?
2.Что обозначают имена существительные в форме именительного падежа?
3. С какими предлогами употребляются?
4. Каким членом предложения являются?
Схема ответа (она может быть записана на доске или представлена в виде таблицы):
1.Вопросы.
2.Значения существительных.
3.Предлоги.
4.Роль в предложении.
Опираясь на схему, школьники
самостоятельно составляют рассказ о падеже.
11. Домашнее задание: упр. 98. Следует напомнить детям, как обозначается падеж имен существительных.
12. Подведение итогов урока.
13.Рефлексия
Урок 4 ( 20 )
Тема:Родительный падеж имен существительных
Цель:познакомить учащихся с родительным падежом имен существительных , вопросами , на которые он отвечает, предлогами с которыми он употребляется
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Знакомя учащихся со словарным словом велосипед,учитель может сказать, что оно пришло к нам из французского языка и состоит из двух слов: быстрыйи нога.Можно предложить детям придумать русский аналог названия велосипеда с использованием данных слов (к примеру, быстроног). Имя существительное велосипеджелательно просклонять письменно. Так дети вспомнят падежи и вопросы к ним и многократно запишут новое словарное слово. Вместе с ним склоняется еще одно словарное слово страница.Если ребята пишут медленно, они склоняют имена существительные устно, записывают их только в форме родительного падежа с вопросом.
6.Учитель просит детей объяснить, почему именительный падеж получил свое название (именует, называет имена предметов), и предлагает высказать предположения о происхождении названия родительного падежа. Затем ребята читают текст упр. 99 (упражнение ошибочно взято в рамку) и находят объяснение названия родительного падежа.
7.Школьники рассматривают рисунки к упр. 100, определяют, каким сказочным героям принадлежат изображенные на них предметы, и записывают полученные словосочетания (корыто старухи, гармошка Крокодила Гены, туфелька Золушки). Один из учеников записывает эти словосочетания на доске под четкую диктовку учителя, так как в их состав входят существительные с безударными окончаниями. Определив падеж имен существительных, называющих
сказочных героев, дети делают вывод о том, что имена существительные в родительном падеже называют владельца предмета.
Физкультминутка
8.Используя пары рисунков (упр. 101), учащиеся составляют словосочетания, указывающие, частью какого большого целого являются хобот, ветка, колесо. Делается вывод: имена существительные в родительном падеже употребляются тогда, когда нужно назвать целый предмет, о части которого говорится в словосочетании, предложении. Обращается внимание на написание слова велосипед.
9.Дети сравнивают предметы, изображенные на рисунках (упр. 102); записывают полученные предложения; определяют падеж имен существительных, которыми дополняли предложения; делают вывод о том, что имена существительные употребляются в родительном падеже тогда, когда нужно назвать предмет, с которым сравнивается другой предмет.
10.Обобщение: учащиеся читают текст упр. 103, говорят, что они узнали о значениях имен существительных в форме родительного падежа, приводят свои примеры.
11.Выполняя упр. 104, дети изменяют форму имен существительных, данных в скобках, определяют их падеж и значение: целого, которому принадлежит часть (альбом, шуба, тропа, река, крапива, велосипед); владельца (сестра); места действия (магазин, зоопарк, брат); предмета, с которым сравнивают (дом, ветер); направления движения (лес, перекресток, стена).
12. Работа над стихотворением (упр. 105), в котором перечислены признаки родительного падежа: вопросы, предлоги, значение.
Обобщение знаний о падеже с опорой на план-вопросник или схему ответа.
13.Домашнее задание: упр. 106. Учитель напоминает детям о том, что падеж обозначается над именем существительным.
14.Подведение итогов урока.
15.Рефлексия
Урок 5 (21 ) Тема:"Дательный падеж".
Цель:познакомить с наиболее употребительными значениями дательного падежа, формировать умение определять падеж имен существительных по вопросам и предлогам.
♦Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3.Орфографическая разминка:
4. Чистописание
5.Знакомство с новым словарным словом
Учитель знакомит детей с написанием и значением слова асфальт(смесь, используемая для покрытия дорог и тротуаров). Можно предложить ученикам составить гнездо родственных слов: асфальт, асфальтировать, асфальтировка, асфальтированный и т. д. Среди них нужно найти имена существительные, определить их род и число.
Устно склоняется имя существительное асфальт,обращается внимание на форму дательного падежа и объявляется тема урока.
6. Наблюдение за значениями имен существительных в форме дательного падежа (упр. 107). Рассмотрев рисунок, дети называют книгу, герои которой изображены в учебнике ("Карлсон, который живет на крыше", автор А. Линдгрен). Учащиеся отвечают на вопросы, записывают предложения-ответы, определяют падеж имен существительных, которые использовали для ответов. Делается вывод о том, что эти имена существительные обозначают адресата — того, кому адресовано действие или предмет, а также предмет, испытывающий определенное состояние (Карлсону "нездоровится"). Уместен вопрос: почему слова "нездоровится" и "лекарство" употреблены в кавычках? Затем учитель предлагает подчеркнуть главные члены в каждом предложении.
7. Дети читают текст упр. 108 и отвечают на вопросы: в каких случаях используются имена существительные в форме дательного падежа? На какие вопросы они отвечают? С какими предлогами употребляются?
8. При выполнении упр. 110 учащиеся составляют словосочетания, указывают значение имен существительных в дательном падеже, выбирая подходящее из записанных на доске (адресат действия, цель движения, место действия). Запись словосочетаний можно произвести выборочно: сначала с именами существительными в форме дательного падежа, которые обозначают место действия, потом словосочетания, где существительные обозначают либо адресат действия, либо цель движения.
Физкультминутка
9. При работе над стихотворением (упр. 109), в котором перечислены признаки дательного падежа (вопросы, предлоги), следует обратить внимание на глаголы дарить, давать, объяснять, помогать.Имена существительные, сочетаясь с этими глаголами при ответе на вопрос (кому?), приобретают значение адресата действия и употребляются в форме дательного падежа. Дети составляют такие словосочетания.
10. Упр. 111 направлено на определение падежа имен существительных.
11.Домашнее задание: упр. 112.
12.Подведение итогов урока. При подведении итогов урока задается вопрос: как определили падеж имен существительных?
Обобщение: рассказ о дательном падеже по предложенному плану или схеме ответа.
13. .Рефлексия
Урок 6 ( 22) Тема:"Винительный падеж".
Цель:познакомить с наиболее употребительными значениями винительного падежа; формировать умение определять такие существительные в словосочетаниях, предложениях.
Способствовать снижению уровня тревожности на уроке.
♦ Воспитывать любовь к русскому языку
Ход урока
1.Организационный момент
2.Проверка домашнего задания
3 Чистописание
4.. Знакомство с новым словарным словом Учитель предлагает ребятам вспомнить написание недавно изученных словарных слов велосипед, страница, асфальт(это может быть орфографическое проговаривание слов по карточкам и последующая запись их в тетради), знакомит их с новым словом автомобиль.Это слово французского происхождения, обозначает название безрельсового колесного транспортного средства, приводимого в движение собственным двигателем. Можно предложить составить гнездо родственных слов: автомобиль, автомобилизм, автомобилист, автомобильный, записать их. Целесообразно попросить детей вспомнить, как называют человека, который управляет автомобилем (водитель, шофер, автомобилист), просклонять устно имена существительные автомобильи автомобилист.Эти существительные в форме винительного падежа записываются в тетради с соответствующими вопросами: вижу (кого?) автомобилиста, вижу (что?; автомобиль.
5. Учащиеся рассматривают рисунки (упр. 113), отвечают на вопросы (ко второму рисунку лучше задать вопрос: не что делает?, а что чистит ежик?), определяют падеж имен существительных, использованных для ответов, и приходят к выводу: имена существительные в форме винительного падежа могут обозначать предмет, на который направлено действие, а также направление движения. Отмечается, что имена существительные в форме винительного падежа в предложении являются второстепенными членами.
6. Учащиеся читают текст упр. 114, перечисляют отличительные признаки винительного падежа: значение, вопросы, предлоги, роль в предложении.
Физкультминутка
7 Прочитав стихотворение (упр. 115), ребята повторяют признаки винительного падежа: вопросы, предлоги.
8. Употреблению имен существительных в форме винительного падежа посвящено упр. 116. Дети дополняют предложения именами существительными, данными в скобках, определяют их падеж и указывают, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные существительные. Необходимо обратить внимание учащихся на особенности винительного падежа: а) вопросы не рифмуются (у ранее изученных: кто? что?, кого? чего?, кому? чему?, а у винительного кого? что?); б) вопросы винительного падежа не оригинальные, как у всех остальных падежей, они повторяют те, что уже использовались другими падежными формами: одушевленные существительные отвечают на вопрос кого? (родительного падежа), неодушевленные — на вопрос что? (именительного падежа); в) одушевленные и неодушевленные имена существительные в винительном падеже имеют разную форму (разные окончания).