Роль в обеспечении безопасности дорожного движения на железно-дорожных переездах
Одним из основных элементов, оказывающим влияние на безопасность железнодорожного переезда, является настил переезда.
2. Существующие конструкции: практика эксплуатации
На железных дорогах и на пересечении с маршрутами городского транспорта в настоящее время эксплуатируются различные виды настилов. Основные их типы – резинокордовые, железобетонные, металлические и другие.
Настилы не стандартизированы, выпускаются под разными техническими условиями и инструкциями по эксплуатации, в силу этого отсутствует единая технология их укладки, не проводятся серийные испытания.
При этом все существующие настилы ж/д. переездов (резинокордовые, железобетонные и другие) укладываются непосредственно на шпалы деревянные или бетонные. Любое воздействие автомобильного транспорта через настил передаётся на рельсошпальную решётку и приводит к ослаблению рельсовых скреплений. Возникает необходимость интенсивного периодического контроля состояния скреплений и, с развитием скоростного автомобильного транспорта, ограничения величины воздействий. Следовательно, инструкциями по эксплуатации ж/д. переездов МПС России, воспринимаемая нагрузка на настил от колёс транспортного средства ограничивается до 12 т/ось и скоростью проезда 5 км/час, что существенно ограничивает пропускную способность железнодорожных переездов с образованием автомобильных пробок.
Кроме этого, существует ограничение по укладке настила переезда на пересечениях со скоростными автодорогами и на пересечениях в одном уровне рельсовых и автомобильных дорог, расположенных под острым углом друг к другу, что существенно ограничивает сферу применения существующих настилов.
Кроме того, существующие настилы в силу повышенной изнашиваемости нуждаются в периодическом обслуживании, регулярном ремонте, многократной частичной замене, при этом средний срок эксплуатации не превышает 7-ми лет.
3. Инновационная разработка: общие технические характеристики
Многолетний опыт эксплуатации существующих настилов, в том числе и резинобетонных, в различных регионах России, а также на промышленных предприятиях и металлургических заводах, такие как Новолипецкий металлургический комбинат, морских и речных портах, например, Новороссийском морском порту, с учётом развития скоростного железнодорожного и автомобильного транспорта, позволили определить направления дальнейшего совершенствования как самой технологии, так и конструкции резинобетонных настилов ж/д. переездов.
На современном этапе развития железнодорожного и автомобильного транспорта необходимость дальнейшего совершенствования настилов также связана с возросшими требованиями по безопасности дорожного движения на железнодорожных переездах.
В результате анализа опыта эксплуатации различных типов отечественных и зарубежных настилов железнодорожных переездов в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения», разработан, запатентован (Патент РФ №2297488) и освоено производство комбинированного резинобетонного настила железнодорожного переезда и пешеходного перехода, отвечающие современным требованиям эксплуатации как обычных, так и скоростных дорог.
Типовой модульный комплект настила переезда выполнен в виде унифицированных монолитных резинобетонных плит, имеющих упрочнённую бетонную основу и покрытие из резины высокого качества, прочно соединённое с бетонной основой в заводских условиях. Комплект одноколейного настила состоит из двух внутренних и четырёх наружных плит, которые включают в себя все необходимые элементы, обеспечивающие высокую прочность и качество сборной конструкции и, следовательно, не требующие дополнительную комплектацию, удорожающую продукцию и увеличивающую время укладки настила. Номинальные размеры плит соответствуют значениям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1 | ||||||
Наименование настила | Обозначение | Габаритные размеры, мм | Масса одной ед., кг | Площадь покрытия, м2 | Количество, шт. | |
Настил универсальный | ||||||
Комплект переезда: | ПЖД | 6500 х 3435 х 190 | 21,84 | |||
· плита внутренняя | ПЖДв | 3250 х 1580 х 190 | 5,14 | |||
· плита наружная | ПЖДн | 3250 х 890 х 190 | 2,89 | |||
Пешеходный переход: | ПЖД-П | 1625 х 3430 х 190 | 5,15 | |||
Ø плита внутренняя | ПЖДв-П | 1625 х 1580 х 190 | 2,57 | |||
Ø плита наружная | ПЖДн-П | 1625 х 790 х 190 | 1,29 | |||
Ø плита наружная * | ПЖДн-Па | 1625 х 1500* х 190 | 2,44 | |||
Настил усиленный | ||||||
Комплект переезда: | ПЖД-У | 6500 х 3435 х 220 | 21,84 | |||
· плита внутренняя | ПЖДв-У | 3250 х 1580 х 220 | 5,14 | |||
· плита наружная | ПЖДн-У | 3250 х 890 х 220 | 2,89 | |||
Примечание: * Размеры плиты ПЖДн-Па под заказ покупателя и поставляется вместо плиты ПЖДн-П или дополнительно к ней для обеспечения сплошного покрытия через две и более ж/д. веток; Под заказ настилы сплошного покрытия поставляются, как для пешеходного перехода, так и для переезда. | ||||||
В комплект поставки резинобетонных плит настила железнодорожного переезда входят два вида плит: внутренняя плита, которая монтируется между рельсами и наружная плита, которая размещается с внешней стороны рельсового пути по одной с каждой стороны. Каждая резинобетонная плита состоит из армированного бетонного основания и покрытия из эластичного упругого материала, жёстко связанного с бетонным основанием. Бетонное основание плиты обеспечивает восприятие нагрузки, особенно при наезде тяжёлого автотранспорта, и равномерное распределение давления колёсной пары автотранспорта на всю ширину плиты, что существенно снижает давление на рельсошпальную решётку. Покрытие из эластичного упругого материала защищает бетонную основу плиты от воздействия солей и влаги, создаёт комфортные условия для проезда автотранспорта, пересекающего железнодорожные пути.