Свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков.
В народе часто используется его старое название – лицензия таможенного перевозчика.
Статус таможенных перевозчиков подтверждается свидетельством о включении в реестр таможенных перевозчиков, форма и порядок применения которого установлены решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов». Ну а в реальности оно выглядит так (приведен бланк свидетельства, выдаваемого таможенной службой России).
Свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков выдается таможенным органом государства - члена Таможенного союза, включившим юридическое лицо в реестр таможенных перевозчиков. У нас это ФТС России, в Белоруссии это ГТК Республики Беларусь, в Казахстане это КТК Министерства финансов Республики Казахстан. Свидетельство состоит из двух листов: Первый лист направляется в адрес организации, включенной в реестр таможенных перевозчиков, либо передается представителю этой организации на руки при наличии у него доверенности на право получения свидетельства и копии паспорта. Организация, включенная в реестр таможенных перевозчиков, снимает необходимое количество копий со свидетельства, заверяет своей печатью и подписью директора и раздает водителям транспортного парка для дальнейшего предоставления в таможенных органах. Второй экземпляр остается в ФТС России. Информация о включении организации в реестр и выданном свидетельстве заносится в реестр таможенных перевозчиков, который ведется в ФТС России.
Какие обязанности есть у таможенного перевозчика?
Таможенный перевозчик обязан:
1) соблюдать условия и выполнять требования, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
2) вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в настоящий момент форма отчетности таможенных перевозчиков перед таможенными органами находится в стадии утверждения на межгосударственном уровне, однако в будущем, непредставление формы отчетности может стать причиной исключения из реестра таможенных перевозчиков);
3) исполнить обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе, в случаях, предусмотренных статьями 227 и 228 Таможенного кодекса Таможенного союза;
4) не разглашать, не использовать для собственных целей и не передавать иным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств - членов таможенного союза, полученную от отправителя товаров, их получателя или экспедитора информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другую конфиденциальную информацию;
5) информировать ФТС России об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр таможенных перевозчиков, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня изменения таких сведений.
Как получить статус таможенного перевозчика?
Для того чтобы стать таможенным перевозчиком и получить свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков необходимо соблюсти ряд условий и представить в ФТС России заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков по форме и перечень документов, подтверждающий соблюдение условий, необходимых для включения в реестр и сведения представленные в заявление.
Чтобы было проще, разберем условия включения в реестр в совокупности с документами, подтверждающими соблюдение этих условий. Условиями включения юридического лица в реестр таможенных перевозчиков являются:
1) осуществление этим лицом деятельности по перевозке грузов в течение не менее 2 (двух) лет на день обращения в таможенный орган: в подтверждение представляются договора перевозки грузов с товаротранспортными накладными или CMR за последние 2 года;
2) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 200 тысяч евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.
Организация может выбрать один из следующих способов предоставления обеспечения: банковская гарантия (БГ), договор поручительства (ДП) или внесение на счет ФТС России денежных средств (депозит). Если с внесением денег все предельно просто и останавливаться на этом моменте не будем, то о БГ и ДП стоит поговорить более подробно.
БГ и ДП являются документами, подтверждающими внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, гарантией добросовестного исполнения обязательств перевозчика перед таможенными органами. Наиболее распространенным среди участников ВЭД способом обеспечения и наиболее рекомендуемым с целью удобства получения является БГ, так как она легко оформляется в банках или страховых организациях, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный реестр утвержден приказом ФТС России от 02.06.2011 № 1165 и постоянно обновляется.
Форма и образец БГ установлены письмом ФТС России от 12 января 2011 г. № 01-11/109. БГ предоставляется на сумму не менее 200 тысяч евро (раньше было 20 млн. рублей) по курсу валюты на день предоставления ее в ФТС. Очень важный нюанс здесь заключается в том, что БГ направляется в ФТС с заявлением о включении в реестр и всем пакетом документов, а в отдельных случаях (когда в свидетельство вносятся изменения или обновляется БГ) сопроводительным письмом юридического лица, которые регистрируется в управделами и им присваивается входящий номер и дата – это и будет являться датой представления БГ. Однако не всегда документы регистрируются в день получения, а на следующий или через 2 дня, курс может измениться и получится так, что на день регистрации БГ в ФТС суммы ее окажется недостаточно. Поэтому не стоит четко рассчитывать сумму по курсу, а проще оформить БГ на 200 – 300 тыс. рублей больше. К примеру, курс евро 40 руб. на день представления БГ в ФТС, 200 тысяч евро умножить на 40 будет 8 млн. рублей плюс сумма риска нехватки средств из-за перемены курса 300 тыс. и получается 8 млн. 300 тысяч рублей. Однако, если же ситуация с нехваткой суммы обеспечения возникла, то можно недостающий остаток восполнить внесением денег на счет ФТС России.
3) наличие разрешительного документа на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности требует наличия указанного документа в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза: лицензия на осуществление перевозок грузов морским (речным) транспортом и удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам (выдаются в подразделениях Ространснадзора Минтранса России по месту регистрации юридического лица), лицензия на осуществление перевозок воздушным транспортом грузов (выдается Федеральным агентством воздушного транспорта Минтранса России).
4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, аренде используемых для перевозки товаров транспортных средств, в том числе транспортных средств, пригодных для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями: ПТС, свидетельства о регистрации транспортных средств, договора аренды, договора лизинга воздушных и морских судов и т.д.
5) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней: на момент подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков у заявителя не должно быть неисполненной обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов: имеется ввиду задолженность перед таможенными органами по неуплате таможенных пошлин, налогов в случае недостоверного декларирования, либо полной или частичной недоставки товаров при совершении перевозок товаров под таможенным контролем;
6) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьями 16.1 (предоставление недостоверных сведений таможенным органам или недостоверное декларирование), 16.2 (недостоверное декларирование), 16.3 (несоблюдение запретов и ограничений на ввоз, вывоз товаров), частью 1 статьи 16.9 (полная или частичная недоставка товаров), 16.11 (уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (пломб и печатей), 16.15 (непредставление в таможенный орган отчетности), частями 2 (осуществление деятельности в качестве таможенных перевозчиков, включенными в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенными из реестра таможенных перевозчиков) и 3 (несообщение, либо несоблюдение срока 5 дней сообщения таможенному органу об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр таможенных перевозчиков) статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: на момент подачи заявления о включении в реестр таможенных перевозчиков (на день регистрации заявления в ФТС России, присвоении ему входящего номера) у заявителя не должно быть вступивших в силу дел об административных правонарушениях по вышеуказанным статьям в течение года, предшествующего подаче заявления. Таким образом, если заявление было подано 01.01.2012, то в период с 01.01.2011 по 01.01.2012 лицо не должно было привлекаться к административной ответственности по указанным статьям. В противном случае лицо может подать заявление о включении в реестр не ранее чем через 1 год после вступления в силу последнего постановления по делу об АП. Нюанс заключается в том, что одно вступившее в силу постановление по делу об АП, предусмотренное, к примеру, статьей 16.1 КоАП России, не является основанием для отказа во включении в реестр, главное, чтобы не было нескольких вступивших в силу дел об АП. Если постановлений по делам несколько, то необходимо выдержать паузу в течение одного года со дня вступления в силу последнего постановления по делу об АП, только потом нужно подавать заявление на включение в реестр таможенных перевозчиков.
Какие документы необходимо направлять в ФТС России с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков?
Юридическое лицо, заинтересованное в получении свидетельства таможенного перевозчика, направляет в ФТС России заявление, составленное по форме, установленной Регламентом. К заявлению прилагаются подтверждающие заявленные сведения документы:
1) разрешительные документы на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на основании соответствующих разрешений (лицензия на осуществление перевозок грузов морским (речным) транспортом и удостоверение допуска к международным автомобильным перевозкам (выдаются в подразделениях Ространснадзора Минтранса России по месту регистрации юридического лица), лицензия на осуществление перевозок воздушным транспортом грузов (выдается Федеральным агентством воздушного транспорта Минтранса России);
2) учредительные документы заявителя (копия устава);
3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
4) документ, подтверждающий факт внесения записи о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц;
5) свидетельство о постановке заявителя на учет в налоговом органе;
6) документы, подтверждающие право владения и пользования заявителя транспортными средствами международной перевозки, которые предполагается использовать при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика (ПТС, свидетельства о регистрации транспортных средств, договора аренды, договора лизинга воздушных и морских судов и т.д.);
7) свидетельства о допущении транспортных средств международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями, если они имеются (для перевозок в контейнерах, либо на платформах для негабаритных грузов свидетельства не требуются): порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, утвержденный Решением КТС от 22.06.2011 № 676.
8) Банковская гарантия или платежное поручение о внесении денежных средств на сумму не менее 200 тысяч евро (оригиналы);
9) подтверждения из банков об открытых в них счетах заявителя;
10) договоры перевозки грузов с товаротранспортными накладными или CMR за последние два года, подтверждающие осуществление заявителем деятельности по перевозке грузов либо по РФ, либо в международном сообщении в течение не менее двух лет на дату обращения в таможенный орган.
Документы предоставляются в ФТС в виде копий, заверенных печатью фирмы и подписью генерального директора, учредительные документы желательно заверить нотариально, а банковская гарантия, платежное поручение или договор поручительства предоставляются только в оригинале.
Что нужно помнить и знать став таможенным перевозчиком?
I. Первое, что нужно помнить это, то, что таможенный перевозчик может быть исключен из реестра по следующим причинам:
1) непредставление в ФТС России нового обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (БГ): после окончания срока действия старого обеспечения: новую БГ можно направлять в ФТС России либо за 15 дней до окончания срока действия старой БГ, либо за несколько дней, но не следует тянуть время до конца срока действия старой БГ, в противном случае необходимо информировать ФТС России о том, что новая БГ готова и будет представлена в срок.
2) несоблюдение перевозчиком обязанностей, о которых говорилось выше (пункты 1-3). Подтверждением несоблюдения таможенным перевозчиком таких обязанностей является привлечение его к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные статьей 16.1 (предоставление недостоверных сведений таможенным органам или недостоверное декларирование) и (или) частью 1 статьи 16.9 (полная или частичная недоставка товаров) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при условии, что сумма наложенных административных штрафов, в том числе в совокупности, составила 250 000 рублей и более, за исключением случая, если в течение года, предшествующего последнему административному правонарушению, количество перевозок по процедуре таможенного транзита превысило 4 000 перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом, либо 300 перевозок, осуществляемых воздушным транспортом, либо 5 000 перевозок, осуществляемых железнодорожным транспортом, либо 100 перевозок, осуществляемых водным транспортом, сумма наложенных административных штрафов в совокупности должна составлять более 800 000 рублей;
3) заявление таможенного перевозчика об исключении его из реестра таможенных перевозчиков по собственному желанию: если будет угодно заявителю;
4) ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза;
5) реорганизация юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств - членов Таможенного союза.
II. Если таможенным перевозчиком вносятся какие-либо изменения, связанные с указанием их в свидетельстве таможенного перевозчика, к примеру, меняется сумма банковской гарантии (часто) или юридический адрес таможенного перевозчика (редко), то необходимо направить в ФТС письмо с просьбой внесения изменений в свидетельство, приложив к нему документ, подтверждающий эти изменения. Если сумма БГ, то новую БГ, если адрес, то новые уставные документы, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из единого государственного реестра юридических лиц и т.д.
Сроки и процедура включения в реестр таможенных перевозчиков?
Юридическое лицо, заинтересованное в получении свидетельства таможенного перевозчика, направляет по почте в ФТС России заявление о включении в реестр таможенных перевозчиков с полным пакетом документов, либо представитель юридического лица привозит его в приемную граждан ФТС России и опускает в ящик для входящей корреспонденции, находящийся по адресу: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 11/5. Затем документы в соответствии с регламентом работы почтовой службы ФТС передаются в управделами, где они регистрируются (им присваивается входящий номер) не позднее дня, следующего за днем поступления документов. Затем документы передаются по компетенции в уполномоченное подразделение ФТС для рассмотрения вопроса о включении в реестр таможенных перевозчиков. После этого документы проходят сложную процедуру согласования внутри службы. По закону вся административная процедура включения в реестр должна занимать от 30 до 40 календарных дней, процедура внесения изменений в свидетельство в связи с получением новой БГ или изменением адреса составляет 15 календарных дней. Однако, учитывая бюрократические особенности всех государственных структур в нашей стране, на практике выдача лицензий таможенного перевозчика в эти сроки не укладывается, начиная с процедуры поступления и регистрации документов. Кроме того существует множество так называемых подводных камней и системных нюансов, связанных «корпоративными» сложностями, несовершенством и «непостоянством» таможенного законодательства, которые препятствуют благополучному включению в реестр таможенных перевозчиков.
Бывали случаи, когда компания (к слову очень крупная организация) подавала документы без банковской гарантии для принятия предварительного решения о включении в реестр (сейчас это предусмотрено законодательством с целью сокращения рисков несения убытков по банковским гарантиям). ФТС рассматривала документы и принимала положительное решение о включении в реестр, при этом информируя об этом заинтересованную компанию. После получения информации о принятии предварительно решения, эта организация должна была направить в ФТС банковскую гарантию в течение 30 дней со дня получения такого решения. По каким-то причинам, банковская гарантия была представлена в ФТС с задержкой в несколько рабочих дней (вместо 30 БГ направили через 32 дня). В результате чего документы на включение в реестр ФТС завернула и направила обоснованный отказ в адрес заинтересованной компании, что повлекло значительные убытки, а процесс включения в реестр затянулся на 90 рабочих дней. А на самом деле не хватило всего одного телефонного звонка в компанию, чтобы напомнить ей о необходимости представления документов в срок и по возможности поспособствовать устранению возникшей проблемы. Кроме того, существует множество примеров, когда бизнес пытался лоббировать свои интересы через руководящие чины, что в итоге не приводило к хорошим результатам, так как команда о мнимой помощи компании заявителю давалась руководством исполнителю, а он, в свою очередь, будучи лицом не заинтересованным, все административные процедуры по включению в реестр пускал на самотек.