Использование таможенной стоимости в нетарифном регулировании

Таможенная оценка, которая производится при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, является одной из основных мер как тарифного, так и нетарифного регулирования. Таможенная стоимость применяется при начислении акцизов и налога на добавленную стоимость, определения размера сбора за таможенное оформление.

Налог на добавленную стоимость (НДС) - вид налога, представляющий собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг.

Налогооблагаемой базой является сумма таможенной стоимости, таможенной пошлины и акциза. В случаях, когда товар не является подакцизным, освобождается от уплаты таможенной пошлины, то из налогооблагаемой базы исключаются акцизы и таможенная пошлина.

Ставка налога на добавленную стоимость – 10%: для продовольственных товаров (за исключением подакцизных), а также товаров для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ; и 20 % - для остальных групп товаров, включая подакцизные продовольственные товары.

Существующие льготы по уплате НДС предоставляются в виде освобождения от НДС ввозимых на таможенную территорию РФ товаров и могут быть классифицированы по критериям их предоставления (аналогично тарифным льготам):

а) страна происхождения товара (при ввозе на таможенную территорию РФ товаров, происходящих с территории государств-участников Содружества Независимых Государств, НДС таможенными органами не взимается);

б) категории ввозимых товаров (иностранная и российская валюта, ценные бумаги);

в) таможенный режим перемещения (временный ввоз, таможенный склад, транзит, переработка на таможенной территории, свободная таможенная зона и др.).

Акциз - вид косвенного налога, включаемый в цену товара.

Общей особенностью акцизов является то, что ими облагаются только отдельные категории товаров, специально отмеченные соответствующих документах. К подакцизным товарам относятся спирт этиловый из всех видов сырья (кроме спирта коньячного и спирта-сырца); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. виды продукции с объемной долей этилового спирта более 12%); алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вина); пиво; табачные изделия; ювелирные изделия (украшения, предметы быта); бензин автомобильный; легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ).

Ставки акцизов предусмотрены подобно таможенным пошлинам - адвалорные (стоимостные) и специфические (количественные) для каждого вида подакцизных товаров.

Адвалорные ставки определяются в процентах к таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. Ставка акциза устанавливается отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Специфические ставки определяются в рублях и копейках за единицу измерения ввозимых товаров (килограммы, тонны, штуки, литры).

Существуют некоторые особенности в отношении взимания акцизов для товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками. Марки приобретаются импортером товаров, сумма затрат за их приобретение входит в общую сумму акцизов, подлежащих уплате за ввозимый товар. Таким образом, для получения марок импортер должен обеспечить уплату ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, а также не уплаченной при покупке марок части акцизов.

Перечень льгот, предоставляемых по уплате акцизов, может быть разделен по следующим основаниям:

а) цели ввоза товара (товары, ввозимые физическими лицами для собственного использования в пределах установленных количественных ограничений, и другие ограничения);

б) таможенному режиму (реэкспорт, транзит, таможенный склад и др.).

Сбор за таможенное оформление - разновидность платежа, взимаемого таможенными органами за совершение действий, связанных с помещением товаров и транспортных средств под избранный декларантом таможенный режим.

По сравнению с акцизами и налогом на добавленную стоимость, которые взимаются с товаров, то сбор за таможенное оформление является платой за совершение таможенными органами юридически значимых действий, конечным результатом которых является принятие решения о возможности предоставления товара в соответствии с избранным таможенным режимом.

Тем не менее, базой для определения размера сбора за таможенное оформление является стоимость оформляемых товаров. Согласно ч. 1 ст. 114 Таможенного кодекса Российской Федерации сбор за таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами не для коммерческих целей в несопровождаемом багаже, взимается в размере 0,1% таможенной стоимости товара. При перемещении товаров участниками хозяйственной деятельности (юридическими лицами, частными предпринимателями) сбор за таможенное оформление взимается в размере 0,15% таможенной стоимости перемещаемых товаров, причем, как уже отмечалось, с оговоркой о валюте платежа, то есть 0,1% уплачивается в рублях РФ, а 0,05% в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ.

Кроме того. за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов РФ таможенные сборы взимаются в двойном размере.

Основаниями для применения льгот в отношении уплаты сбора за таможенное оформление могут быть:

а) таможенный режим (отказ от товара в пользу государства);

б) цель ввоза или вывоза товаров (при ввозе - товары, предназначенные для пользования дипломатическими представительствами иностранных государств; при вывозе – товары, предназначенные для пользования российскими дипломатическими представительствами);

в) категории перемещаемых товаров (перемещаемая Центральным банком РФ наличная валюта; порожние вагоны и контейнеры, принадлежащие российским железным дорогам и используемые в международных перевозках);

в) стоимость товаров (менее законодательно установленной суммы, если товары не облагаются налогом и к ним не применяются меры экономической политики).

Фактически льготы в отношении сбора за таможенное оформление заключаются в полном освобождении от уплаты сбора за таможенное оформление.

ЛИТЕРАТУРА

- Основы таможенного дела. Выпуск II: Экономическая деятельность таможенных органов. М., 1995.

- Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М., 1997.

- Таможенная стоимость товаров. СПб., 1996.

- Гравина А.А., Терещенко Л. К., Шестакова М. П. Таможенное законодательство. Практический комментарий. М., 1997.

ТЕМА 6.

ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Таможенное оформление: понятие, цели, стадии, общий и упрощенный порядок. Предварительные операции. Декларирование: форма, место и сроки подачи таможенной декларации. Участники процедуры таможенного оформления: декларант, таможенный брокер и таможенный перевозчик.

Наши рекомендации