Транспортная функция государственного снабжения основные понятия
Транспортная функция государственного снабжения фиксирует процесс перемещения товара от продавца (поставщика) к государственному покупателю.
Транспортировка закупленной по государственному контракту продукции может осуществляться либо самим государственным заказчиком, либо ее продавцом (поставщиком), либо специализированной транспортной организацией.
Экономически наличие транспортной функции у государственного покупателя проявляется в том, что все расходы по транспортировке продукции оплачивает только он сам, а потому конкурентный выбор поставщика включает одновременно и конкурентный выбор способа транспортировки.
Государственный снабженческий процесс в явном или опосредованном виде включает решение следующих главных транспортных процедур:
• выбор вида транспортного средства;
• выбор транспортной организации-перевозчика;
• заключение договора на перевозку груза и получение грузоотправительных документов;
• погрузочно-разгрузочные операции относительно транспортного средства;
• собственно процесс транспортировки до склада покупателя.
Место транспортной функции в государственном снабжении.Данная функция процесса снабжения включает организацию процесса доставки, купленной по государственному контракту продукции как процесса ее перемещения в место расположения государственного покупателя или в иное необходимое ему место ее хранения.
Транспортная функция всегда имеет место в процессе снабжения в силу того, что рыночный продавец и государственный покупатель есть участники рынка, имеющие разные места своего территориального расположения.
Доставка закуплен ной продукции осуществляется каким-то видом транспорта, принадлежащего либо производителю (продавцу), либо торговцу (торговому посреднику), либо специализированной транспортной организации, либо самому государственному покупателю.
Потенциально транспортная функция государственного покупателя может осуществляться двумя способами:
• с помощью собственных транспортных средств государственного покупателя;
• путем оплаты сторонних транспортных услуг как транспортных услуг продавца по государственному контракту или самостоятельных услуг транспортной организации.
Обычно порядок транспортировки закупаемого государственной организацией товара прописывается в условиях государственного контракта, в противном случае государственный заказчик должен заключать еще и специальный контракт только на процесс доставки закупленного товара, причем на конкурентных условиях, т.е. осуществлять все те же процедуры организации и проведения конкурентных торгов, но уже не непосредственно на покупку товара, а лишь на сам процесс его транспортировки, например от места закупки товара до места своего собственного расположения. Очевидно, что при прочих равных условиях государственный заказчик будет стремиться лишь один раз организовывать конкурентный торг по закупаемой продукции, а не два раза — сначала на покупку товара, а потом на его доставку.
В этом случае противоречие между торговой (закупочной) функцией снабжения и его транспортной функцией разрешается в пользу торговой функции, ибо современный процесс организации государственного торга и без того достаточно затратен и, главное, продолжителен по времени.
Однако далеко не во всех случаях такое объединение торговой и транспортной функций в едином торговом процессе будет одновременно и наиболее экономичным (наименее затратным). Дело в том, что транспортные расходы продавца как поставщика государственной организации не обязательно могут быть «оптимальными», а точнее, исходя из цели увеличения прибыльности поставки, поставщик будет всегда стремиться относительно завысить транспортную составляющую своей поставки. В какой-то мере пределы этому процессу устанавливает сам государственный конкурентный торг, если он имеет место и, если он действительно является конкурентным (а не результатом сговора или договоренности).
Но в любом случае, даже если государственный заказчик (покупатель) сам не доставляет закупленную им продукцию, процесс ее перемещения все равно имеет место как составная часть его совокупной снабженческой деятельности, что отражается лишь в форме прямо или косвенно оплаченных им транспортных услуг при закупке товара, а не в форме его собственных транспортных затрат на доставку товара от поставщика.
101
Экономическое различие между доставкой купленной продукции по государственному контракту и собственными транспортными средствами государственного покупателя принципиально состоит в том, что по своему составу затраты на транспортировку путем оплаты транспортных услуг превышают собственные аналогичные затраты на величину прибыли, которая имеется в цене транспортной услуги или в цене купленного товара.
Но, конечно, данное содержательное различие не означает, что собственные расходы на транспортировку будут всегда ниже оплаты транспортных услуг или транспортной составляющей в цене купленного товара. При транспортировке на существенные расстояния обычно расходы на оплату транспортных услуг оказываются ниже, чем расходы на транспортировку, осуществляемую самим покупателем, из-за более эффективного использования транспорта специализированными транспортными организациями.
Выбор способа доставки.Исходно государственный заказчик (покупатель) обязательно делает выбор между двумя способами доставки закупаемой продукции:
• собственная доставка — доставка купленного товара собственными силами и транспортными средствами;
• рыночная доставка — доставка путем возложения транспортных обязанностей на продавца по государственному контракту (рис. 33).
В процессе разработки условий государственного контракта государственный заказчик принимает решение, как будет осуществляться процесс транспортировки купленной продукции, исходя из двух оснований:
• сравнительный уровень затрат на транспортировку купленной продукции указанными способами;
• возможность доставить купленную продукцию собственными силами и транспортными средствами.
Способы доставки в процессе государственного снабжения Собственная доставка Рыночная доставка (своим транспортом) (доставка осуществляется поставщиком товара) Рис. 33. Способы доставки закупаемого товара в процессе государственного снабжения 102
В первом случае, если покупателю дешевле самому привезти закупленную продукцию, чем включить транспортные расходы в цену покупки товара, экономически эффективнее, если купленный товар государственная организация доставит сама. В противном случае экономически целесообразнее закупать товар на условиях его доставки поставщиком.
В том случае, если государственная организация вообще не располагает нужными по размерам или грузоподъемности транспортными средствами для доставки закупаемой ею продукции, которая может быть самой разнообразной по размеру и по весу и потому требовать для своей доставки разные виды транспортных средств, она вынуждена использовать транспортные возможности поставщика товара или даже в каких-то случаях прибегать к услугам наемного транспорта и оплачивать его по тем ценам (транспортным тарифам), которые сложились на рынке.
Но все-таки чаще всего в процессе государственной снабженческой деятельности торговая и транспортная функции выступают как единое целое в самом содержании государственного контракта. В силу нерыночного характера государственного покупателя ему по большому счету нет особой необходимости экономить на транспортных расходах, а потому его всегда устроят транспортные условия поставщика, если только они вписываются в предельные условия государственного контракта, т.е. если государствен ная организация имеет возможность оплатить товар по его цене, сформировавшейся в процессе государственного торга.
Основные транспортные процедуры.Любой снабженческий процесс включает следующие последовательные основные транспортные функции:
• выбор транспортного средства;
• выбор перевоэчика;
• заключение договора на перевозку груза и получение грузоотправительных документов;
• погрузка продукции на транспортное средство;
• процесс транспортировки до склада покупателя (рис. 34).
Выбор транспортного средства означает выбор между различными видами транспорта, используемого для доставки груза, а внугри вида транспорта — выбор транспортного средства, если в этом имеется необходимость. Однако применительно к государственному покупателю это может быть только выбор между имеющимися у него транспортными средствами, которые могут быть использованы им для доставки купленного товара.
103
Рис. 34. Основные транспортные процедуры
Обычно государственная организация располагает какими-то автотранспортными средствами легковыми автомобилями или грузовым транспортом, а потому может перевезти купленный груз со склада поставщика или от пункта его доставки поставщиком в данном регионе.
В общем случае практика показывает, что наличие такого рода автотранспорта оказывается для государства намного более выгодным, чем частная доставка. В данном случае расходы на закупку автотранспорта и его последующее содержание позволяют существенно сокращать совокупные транспортные расходы в процессе государственного снабжения на стадии прямых отношений между государственными заказчиками и поставщиками товаров.
В общем случае выбор вида транспорта определяется видом перевозимой продукции, расстоянием перевозки, местонахождением поставщика и покупателя, транспортными тарифами и т.п.
Если товар доставляется до государственного покупателя транспортной организацией, он заключает с ней договор на перевозку покупаемой продукции в форме государственного контракта, но только по результатам проведения государственного торга на данную перевозку. Процессы покупки продукции и заключения договора на ее перевозку желательно совершать более-менее параллельно, поскольку купленную продукции необходимо сразу вывозить, так как она необходима для процесса ее использования, или же придется платить за ее хранение поставщику и т.п.
Данная ситуация согласования процессов покупки продукции и организации ее транспортировки упрощается, если такого рода
104
процесс закупки товара и его обособленной транспортировки совершается неоднократно ил в е взаимосвязанные государственные контракты на поставку и на перевозку заключаются один раз сроком, например, на год, а внутри этого периода все снабженческие действия оформляются оперативно и в согласованные заранее сроки.
Договор перевозки груза — основной юридический документ, которым оформляются отношения между участником рынка (отправителем груза) и транспортной организаций (перевозчиком) по поводу транспортировки грузов. В этом договоре перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в назначенный им пункт и в установленные сроки, а также выдать этот груз получателю. Отправитель должен уплатить за это перевозчику установленную плату. Заключение договора перевозки подтверждается выдачей отправителю груза специального документа, называемого транспортной накладной.
Погрузка отгружаемой продукции. В зависимости от способа доставки груза его погрузка на транспортное средство может производиться либо государственным покупателем, например, когда продукция перевозится им самим «самовывозом», либо только грузоотправителем. Обычно все это оговаривается в договоре перевозки и затраты на погрузку в выгрузку товара включаются или не включаются в плату за транспортные услуги со стороны государственного покупателя как грузополучателя.
Процесс транспортировки и его условия. Если государственный покупатель сам транспортирует закупленную продукцию, то он сам несет и ответственность за нее по срокам ее доставки, по сохранности в процессе перевозки, погрузки и разгрузки и т.п.
Если же транспортировка осуществляется поставщиком по государственному контракту, то сам поставщик отвечает и за сроки доставки, и за сохранность продукции, и т.д. Действия государственного покупателя в этом случае сводятся преимущественно к контролю за сроками транспортировки купленного товара, осуществлению проверки его сохранности и пригодности для использования при поступлении товара к месту его хранения и др.
Процесс транспортировки в некоторых случаях может быть достаточно продолжительным по времени, и в этом случае он требует особенно пристального внимания, поскольку тесно связан с расходованием текущих запасов продукции в государственной организации, а значит, важное значение имеет выполнение сроков поставки.
105