Транспортно-складская тара, виды тары и размещения грузов. Понятие грузовой единицы. Базовый модуль и пакетирование грузов. Операции по грузопереработке на складе.
В настоящее время во все более расширяющемся масштабе для основной массы потребительских товаров применяется унифицированная тара. Ее применение сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.
Применяемая в настоящее время унифицированная тара в зависимости от ее предназначения может быть весьма разнообразной.
· Коробка, пакет, мешок и т.д.
· Поддон (паллет)
· Контейнер
Одной из важнейших концепций логистики складирования, связанной с процессами грузопереработки, является концепция стандартной укрупненной грузовой единицы (стандартизированная грузовая единица).
Создание укрупненной грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизированный «пакет», удобный для транспортировки и грузопереработки.
Основные примеры стандартизованных грузовых единиц – паллет и контейнер
Паллетом (поддоном)называется горизонтальная площадка минимальной высоты, соответствующая способу погрузки с помощью вилочной тележки или вилочного погрузчика и других технических средств, используемая в качестве основания для сбора, складирования, перегрузки, транспортировки грузов.
Основными преимуществами от использования данного метода формирования грузовой единицы являются:
1) сохранность продукции на всем протяжении логистического канала;
2) повышение эффективности и снижение стоимости логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки;
3) возможность наиболее полного использования производительности транспортно-складских механизмов, грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств;
4) повышение уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций;
5) возможность перегрузки (перевалки) на другой вид транспорта без переформирования.
Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются на применение контейнеров.
По определению, данному Международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер –это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3.
Контейнеры, пригодные для затоваривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции – специальными.
Можно выделить две основные формы формирования укрупненной грузовой единицы:
· жесткие контейнеры
· нежесткие контейнеры.
Жесткий контейнер – устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки для облегчения операций грузопереработки и повышения защищенности продукции. Основными преимуществами от использования данного метода формирования грузовой единицы являются:
1) уменьшение повреждений продукции в ходе грузопереработке и транспортировке;
2) сокращение возможностей для воровства;
3) уменьшение потребности в защитной упаковке;
4) повышение уровня защищенности грузов от агрессивных воздействий внешней среды;
5) представляет собой грузовую единицу многоразового применения, что устраняет проблему утилизации использованной тары.
Нежесткие контейнеры не создают замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. Примером нежестких контейнеров является штабелирование промышленных упаковок на паллетах (поддонах) или скользящих листах. Основным недостатком штабелирования является его недостаточная устойчивость. Обычно для повышения устойчивости штабелей на поддонах применяются следующие стандартные способы: перевязывают веревкой или стальной проволокой, скрепляют угловыми стойками, обматывают клейкой лентой, пленкой или прокладочными материалами и употребляют другие препятствующие скольжению средства (растяжки, стяжки).
Одним из ключевых параметров для оптимизации процесса, связанного с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами и последующим складированием, является грузовая единица.
Грузовая единица (складская единица, TU- transaction unit, учетно-договорная единица) -некоторое количество товаров, которое погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу и которое своими параметрами связывает технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Правильно сформированная грузовая единица позволяет обеспечить:
· высокую степень сохранности грузов;
· сравнительно низкие затраты труда;
· эффективность выполнения погрузочно-разгрузочных работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
· возможность перегрузки без переформирования;
· безопасность выполнения складских работ.
Грузопереработка является составной частью логистического процесса на складе. Выделяют следующие основные цели грузопереработки:
1) эффективное использование складской мощности;
2) улучшение операционной эффективности (минимизация видов перерабатываемых грузовых единиц);
3) улучшение условий труда персонала (повышение безопасности операций грузопереработки, эргономических и экологических характеристик рабочих мест, механизация и автоматизация складских работ и т. д.);
4) обеспечение должного уровня логистического сервиса (повышение качества обслуживания потребителей за счет более быстрой реакции на их запросы);
5) минимизация логистических издержек.
Реализация этих целей в значительной степени зависит от соблюдения следующих основных принципов рациональной организации процесса грузопереработки:
· механизации и автоматизации технологических операций;
· оптимального использования площади и емкости помещений;
· организации сквозного товарного потока;
· планомерность и ритмичность складских работ;
· полной сохранности товаров.
Последовательность выполнения операций грузопереработки с указанием их продолжительности отражается в технологической карте. Технологические карты разрабатываются с учетом конкретных условий и могут иметь вид таблиц, графических схем или текстовых документов.
Важным аспектом грузопереработки является упаковывание. Упаковка выполняет четыре основные функции:
1) идентификация товара и предоставление о нем основной информации (информация о товаре может передаваться с помощью надписей на упаковке, этикеток, штрих-кодов, маркировок и т.п.);
2) защита от повреждений (препятствует воздействию агрессивных химических сред, физических воздействий, защищает от порчи, возможных хищений и т.п.);
3) повышение эффективности грузопереработки (унификация упаковки позволяет проектировать и применять стандартные ряды складского и грузоперерабатывающего оборудования, унифицировать характеристики транспортных средств);
4) оказание помощи маркетингу по продвижению и рекламе продукции, а также для предоставления информации потребителям.
Исходя из функций упаковывания, можно определить основные свойства упаковки:
1) Надежность упаковки определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки.
2) Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность всех логистических операций – от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.
Степень важности каждой из вышеуказанных функций в значительной степени зависит от конкретной продукции. Существует два типа упаковки, которые следует учитывать.
Во-первых, это внутренняя, или потребительская упаковка, разрабатываемая для пользователей и включающая материалы маркетингового и стимулирующего характера. Потребительская упаковка должна быть удобной в применении, привлекательна для глаза, компактна (то есть обеспечивать рациональное использование торговых площадей), обладать защитными свойствами (предохранять содержимое от повреждений).
Во-вторых, внешняя, или промышленная упаковка, разработанная для защиты продукции и более удобной его грузопереработки.
Для упаковки используется множество разнообразных материалов.
В число традиционных упаковочных материалов входят:
· гофрированный картон,
· джутовые или пеньковые мешки,
· стальные канистры,
· бочки,
· ящики,
· клетки,
· оберточные ленты,
· а также многослойные бумажные мешки и коробки.
В последние время к ним добавились и такие более современные упаковочные материалы:
· термоусадочные и эластичные (растягивающиеся) пленки,
· пакеты и прокладки ил полиэтилена низкой плотности,
· коробки и мешки из полиэтилена высокой плотности,
· пластиковые ленты,
· пенопластовые прокладки и футляры для упаковки хрупких предметов и изделий неправильной формы.
Для того чтобы спроектировать упаковку требуется следующая информация:
· информация о климатических условиях в регионах, где будет использоваться тара;
· информация о степени хрупкости товара, который необходимо защитить с помощью тары;
· информация об эксплуатационных характеристик различных упаковочных материалов.
Грузоотправители ведут регистрацию всех претензий по потерям и повреждениям товаров и тары. Используя метод статистических испытаний, по этим данным можно определить, случайны ли повреждения. Если повреждения носят неслучайный характер, предпринимаются меры для дополнительной защиты самых уязвимых мест тары.