Обязанности при нахождении в резерве и в ПТО.

2.2.1. Помощник машиниста, назначенный в резерв, находится в распоряжении дежурного машиниста-инструктора, оператора линейного пункта, дежурного по электродепо, оператора участка ДДЭ. Он может привлекаться для работы на линии, маневровой работы по обороту составов или в электродепо, для сопровождения обкатки, перегонки, состава, а также для подмены помощников машинистов.

2.2.2. При нахождении в резерве, во время перерывов для отдыха и питания, а также во время специальных перерывов запрещается покидать место, определённое приказом по электродепо, без уведомления об этом дежурного машиниста-инструктора (оператора линейного пункта), дежурного по электродепо (оператора участка ДДЭ), дежурного по комнате приёма пищи. При получении разрешения отлучиться, возвратившийся помощник машиниста докладывает о своём прибытии вышеуказанному лицу.

2.2.3. При постановке состава в отстой в электродепо, или на линии - производить осмотр пассажирских салонов, проверять закрепление диванов. Результаты проверок отражать в специальном журнале.

2.2.4. Кратковременный уход помощника машиниста с состава, находящегося в отстое в электродепо или ПТО, допускается при снятом с состава напряжении и получении разрешения машиниста электропоезда. При этом покидать территорию ПТО или электродепо запрещается.

Работа на линии.

Общие положения.

3.1.1. К времени, указанному в наряде или при вызове, помощник машиниста обязан явиться в здравпункт для прохождения медицинского осмотра и получения маршрутного листа.

Окончанием работы считается время, указанное в наряде, или время освобождения от работы администрацией.

3.1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа помощник машинист ознакамливается с вновь изданными Приказами, Указаниями, Инструкциями, Инструктажами, Протоколами, Молниями, за их усвоение расписывается в "Книге ежедневного инструктажа", а за постоянно действующие нормативные документы - в " Книге ознакомления локомотивных бригад за руководящие документы под роспись ".

3.1.3. При заступлении в электродепо помощник машиниста выясняет, на каком пути находится состав. При отсутствии машиниста к приёмке состава не приступает.

3.1.4. При заступлении на линии помощник машиниста выясняет у оператора линейного пункта, на каком пути станции находится принимаемый состав или уточняет время и станционный путь прибытия для смены локомотивной бригады.

3.1.5. Перед приёмкой состава помощник машиниста получает поездное снаряжение для размещения на составе и проверяет его исправность.

3.1.6. При следовании поезда в режиме "ход" или "тормоз", при следовании по стрелочному переводу, первым поездом, при включённом освещении в тоннеле, а также в других случаях, требующих особой бдительности, помощник машиниста обязан встать с правой стороны от кресла машиниста, правой рукой держаться за рукоятку стоп-крана.

3.1.7. Помощник машиниста вслух называет показания светофоров, определенные приказом начальника метрополитена, показания маршрутных указателей, положение стрелок в маршруте следования, величину допустимой скорости движения при подъезде к переносному сигнальному знаку уменьшения скорости.

Если показание светофора, положение стрелочного перевода, переносного сигнального знака уменьшения скорости первым видит машинист - машинист первым называет показание светофора, положение стрелки, величину допустимой скорости, а помощник машиниста повторяет эту информацию.

3.1.8. Если во время работы на линии помощнику машиниста необходимо отлучиться из головной кабины для выяснения неисправности или по другим причинам, связанным с выполнением должностных обязанностей, он может это сделать только с разрешения или по указанию машиниста.

3.1.9. Во время движения поезда запрещается переход из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения поездов и перевозимых в них пассажиров. При этом должны соблюдаться правила личной безопасности и исключена возможность травмирования пассажиров торцевыми дверями вагонов.

3.1.10. Обо всех выявленных недостатках в работе и о нарушениях нормальной работы подвижного состава по окончании смены помощник машиниста должен написать донесение установленной формы.

3.2. Приёмка в электродепо без подачи напряжения 825В.

3.2.1. Перед началом осмотра помощник машиниста убеждается в отсутствии напряжения на монорельсе деповского пути, на котором находится принимаемый состав, то есть разъединитель 825В отключён и заперт, передвижные кабели (удочки) с токоприёмников вагонов сняты, сигнальные красные лампы не горят (не мигают), а также о том, что деповская воздушная магистраль соединена шлангом с напорной магистралью головного вагона.

3.2.2. Приёмку состава помощник машиниста производит в соответствии с требованиями Местной инструкции.

3.2.3. Об обнаруженных во время приёмки неисправностях состава помощник машиниста немедленно сообщает машинисту.

3.3 Приёмка в электродепо с подачей напряжения 825В.

3.3.1. Перед началом осмотра помощник машиниста выполняет действия в соответствии с требованиями п.3.2.1 данной темы.

3.3.2. Во время подачи напряжения 825В на состав помощник машиниста должен находиться в кабине управления головного вагона.

3.3.3. Приёмку состава помощник машиниста производит в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.3.4. Об обнаруженных во время приёмки неисправностях состава помощник машиниста немедленно сообщает об этом машинисту.

Выезд из электродепо.

3.4.1. После оформления машинистом заявки на подачу напряжения 825В на состав помощник машиниста находится в кабине управления с правой стороны от кресла машиниста, правая рука находится на рукоятке стоп-крана.

3.4.2. После открытия маневрового светофора и подачи сигнала дежурным по электродепо "Двинуться в направлении подаваемого сигнала" помощник машиниста убеждается в разрешающем показании светофора, вслух называет его показание, убеждается в отсутствии препятствий для движения, снятии передвижных кабелей с токоприёмников всех вагонов, кроме вагона, с которого будет осуществляться выдача состава, а также в том, что помощник машиниста участка ДДЭ готов к сопровождению передвижного кабеля, и после повторения машинистом показания светофора подаёт ему команду: "Вперёд".

3.4.3. После подхода под контактный рельс и остановки состава машинистом, получения сигнала дежурного по электродепо "Двинуться, удаляясь от подаваемого сигнала", помощник машиниста убеждается в отсутствии препятствий для движения, вслух называет показание светофора, положение стрелочного перевода, входящего в маршрут следования, убеждается во включении машинистом выключателей "КОМПРЕССОР ОСНОВНОЙ", "ИПП" ("ДИП"), "ОСВЕЩЕНИЕ САЛОН", "ВЕНТИЛЯЦИЯ АППАРАТНОГО ОТСЕКА", и после повторения машинистом показания светофора, подаёт ему команду: "Вперёд".

3.4.4. B пути следования по парковым путям и соединительной ветви помощник машиниста проявляет особую бдительность, вслух называет показания каждого светофора, а также маршрутного указателя, положение каждого стрелочного перевода, входящего в маршрут следования, контролирует скорость движения состава и проверку машинистом электропневматических тормозов на эффективность действия в соответствии с требованиями Местной инструкции.

3.5. Приёмка из длительного отстоя на линии.

3.5.1. Перед началом приёмки помощник машиниста докладывает о своей явке должностному лицу, указанному в Местной инструкции, получает сигнальный фонарь, оформляет проход в тоннель у дежурного по станции. Проход в тоннель осуществляется согласно утверждённых схем безопасного прохода. Нарушение маршрута следования запрещается.

3.5.2. Приёмку состава помощник машиниста осуществляет в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.5.3. При обнаружении во время приёмки неисправностей состава, угрожающих безопасности движения поездов или снижающих культуру обслуживания пассажиров, и невозможности их устранения собственными силами, помощник машиниста сообщает об этом машинисту.

3.5.4. К моменту отправления состава с места ночной расстановки помощник машиниста находится в головной кабине управления с правой стороны от кресла машиниста, правой рукой держится за рукоятку стоп-крана.

3.5.5. После отправления состава помощник машиниста контролирует проверку машинистом электропневматических тормозов на эффективность действия в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

Нахождение в ПТО.

ПТО электродепо.

3.6.1.1. Помощник машиниста контролирует действия машиниста, и действует в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.6.1.2. Во время подачи напряжения 825В на состав помощник машиниста находится в кабине управления головного вагона.

3.6.1.3. К моменту отправления состава помощник машиниста находится с правой стороны от кресла машиниста, правой рукой держится за рукоятку стоп-крана.

ПТО на станционных путях.

3.6.2.1. Помощник машиниста контролирует действия машиниста и действует в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.6.2.2. В случае обнаружения во время осмотра неисправностей состава, угрожающих безопасности движения поездов или снижающих культуру обслуживания пассажиров, помощник машиниста немедленно сообщает об этом машинисту.

3.6.2.3. Во время подачи напряжения 825В на состав помощник машиниста находится на составе, действуя в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.6.2.4. После окончания приёмки, при запрещающем показании маневрового светофора, помощник машиниста находится в кабине управления головного вагона, с правой стороны от кресла машиниста, правая рука находится на рукоятке стоп-крана, контролирует показание маневрового светофора.

3.6.2.5. После открытия маневрового светофора помощник машиниста вслух называет его показание, а также показание маршрутного указателя, положение стрелочного перевода, входящего в маршрут следования, и после повторения машинистом показания светофора подаёт ему команду: "Вперёд", контролирует проверку машинистом наката.

3.6.2.7. B отстое на линии, без осмотра состава, помощник машиниста, совместно с машинистом, проверяет работу устройств экстренной связи "пассажир-машинист" в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

Въезд в электродепо.

3.7.1. B пути следования по соединительной ветви и парковым путям, помощник машиниста проявляет особую бдительность, вслух называет показания каждого светофора, а также показание маршрутного указателя, положение каждого стрелочного перевода, входящего в маршрут следования, контролирует скорость движения и проверку машинистом электропневматических тормозов на эффективность действия в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.7.2. После остановки состава машинистом у сигнального знака "25", получения сигнала от дежурного по электродепо "Двинуться в направлении подаваемого сигнала", помощник машиниста убеждается в отсутствии препятствий для движения, в отключении машинистом выключателей "КОМПРЕССОР ОСНОВНОЙ", "ИПП" ("ДИП"), "ОСВЕЩЕНИЕ САЛОН", "ВЕНТИЛЯЦИЯ АППАРАТНОГО ОТСЕКА", подаёт машинисту команду: "Вперёд".

3.7.3. При движении состава по деповскому пути помощник машиниста следит за свободностью пути, скорости движения и подаваемыми сигналами.

3.7.4. После остановки состава машинистом у сигнального знака предварительной остановки "Стоп" и получения сигнала от дежурного по электродепо "Двинуться, удаляясь от подаваемого сигнала", помощник машиниста убеждается в отсутствии препятствий для движения и подаёт машинисту команду: "Вперёд".

Сдача в электродепо.

3.8.1. Помощник машиниста контролирует действия машиниста и действует в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.8.2. В случае обнаружения неисправностей состава помощник машиниста докладывает об этом машинисту.

Сдача на линии.

3.9.1. После остановки состава машинистом у сигнального знака расстановки помощник машиниста контролирует действия машиниста и действует в соответствии с требованиями Местной инструкцией.

3.9.2. Выход из тоннеля на станцию осуществлять согласно утверждённых схем безопасного прохода. Нарушение маршрута следования запрещается.

3.9.3. На станции помощник машиниста оформляет выход из тоннеля у дежурного по станции, и сдаёт сигнальный фонарь.

3.9.4. Обо всех выявленных недостатках на составе помощник машиниста сообщает машинисту.

Смена на станции.

3.10.1. Заступающий на смену помощник машиниста к моменту прибытия поезда находится у предупредительного сигнального знака "Остановка первого вагона". После открытия машинистом пассажирских дверей заступающий на смену помощник машиниста убеждается в открытии дверей, ведёт наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров, до выхода на платформу помощника машиниста сдающего смену.

3.10.2. Сдающий смену помощник машиниста, после остановки состава машинистом и открытия пассажирских дверей, убеждается в открытии дверей, выходит на платформу, сообщает заступающему на смену помощнику машиниста время отправления со станции и ведёт наблюдение за высадкой и посадкой пассажиров.

3.10.3. При запрещающем показании выходного светофора заступающему на смену помощнику машиниста запрещается заходить в кабину управления.

3.10.4. Убедившись в разрешающем показании выходного светофора, заступающий на смену помощник машиниста называет его показание вслух, заходит в кабину управления, встаёт с правой стороны от кресла машиниста, правой рукой берётся за рукоятку стоп-крана, контролирует высадку и посадку пассажиров, и время отправления поезда со станции.

3.10.5. После закрытия машинистом пассажирских дверей помощник машиниста убеждается в закрытии дверей, вслух называет разрешающее показание выходного светофора (сигнальное показание АЛС). После повторения машинистом показания светофора (АЛС), убеждается в возможности беспрепятственного отправления поезда со станции, подаёт машинисту команду: "Вперёд".

Наши рекомендации