Тема 3.2. Транспортный налог
Раздел III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Региональными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом, вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующего субъекта.
В соответствии с Налоговым кодексом к региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы;
- лесной доход
Тема 3.1. Налог на имущество организаций
Налог на имущество предприятий – форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика – юридического лица.
Налог на имущество предприятий относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является предприятие, обладающее имуществом на праве собственности.
Налог на имущество выполняет как фискальную функцию (способствует пополнению бюджетов субъектов РФ), так и регулирующую (путем модификации элементов налогообложения достигается наиболее благоприятный налоговый режим для налогоплательщиков, которым необходима поддержка государства в рамках действующей государственной налоговой политики).
Налогоплательщики
Налогоплательщиками по налогу на имущество предприятий являются три категории лиц:
- предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ;
- филиалы и другие подразделения указанных предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;
- компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории РФ.
С 1 января 2004 года взимание налога на имущество предприятий регламентируется главой 30 «Налог на имущество организаций» части второй НК РФ.
Нормы гл. 30 НК РФ не распространяются на организации, применяющие специальные налоговые режимы (например, упрощенная система налогообложения), предусмотренные главами 26.1 и 26.2 НК РФ.
Льготы по налогу
В соответствии со ст. 381 НК РФ существенно сузился перечень организаций, освобожденных от уплаты налога, и льготируемого имущества по сравнению с тем, который был предусмотрен статьями 4 и 5 Закона № 2030-1.
С 1 января 2004 г. стали платить налог на имущество:
– бюджетные учреждения и организации, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, органы местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые пользовались льготой по налогу в соответствии с пп. «а» ст. 4 Закона № 2030-1;
– предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, которые пользовались льготой согласно пп. «б» ст. 4 Закона № 2030-1<*>;
<*> Если сельскохозяйственные организации являются в соответствии с главой 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» плательщиками единого сельскохозяйственного налога, то они согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ освобождаются от уплаты налога на имущество.
– организации по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов, которые были освобождены от уплаты налога также согласно пп. «б» ст. 4 Закона № 2030-1;
– национально-культурные общества, пользовавшиеся льготой в соответствии с пп. «д» ст. 4 Закона № 2030-1;
– предприятия народных художественных промыслов, освобождавшиеся от уплаты налога согласно пп. «е» ст. 4 Закона № 2030-1;
– жилищно-строительные, дачно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие товарищества, пользовавшиеся льготой по пп. «з» ст. 4 Закона № 2030-1;
– общественные объединения, ассоциации, осуществляющие свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций, и не ведущие предпринимательской деятельности (пользовались льготой также по пп. «з» ст. 4);
– организации, использующие труд инвалидов, которые освобождались от уплаты налога согласно пп. «ж» ст. 4 Закона № 2030-1<*>;
<*> При этом с 01.01.2004 от уплаты налога в соответствии со ст. 381 НК РФ освобождаются общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и только в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности. Организация, использующая труд инвалидов, согласно п. 3 ст. 381 НК РФ освобождается от налога на имущество, если ее уставный капитал полностью принадлежит общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля оплаты труда – не ниже 25% фонда оплаты труда.
– Российский фонд федерального имущества, фонды имущества субъектов Российской Федерации, районов, городов, которые освобождались от уплаты налога в соответствии с пп. «н» ст. 4 Закона № 2030-1.
Кроме того, в облагаемую базу теперь включается стоимость имущества, ранее не признававшегося объектом налогообложения:
– объекты жилищно-коммунальной сферы, полностью или частично находящиеся на балансе налогоплательщика, не включавшиеся в облагаемую базу согласно пп. «а» ст. 5 Закона № 2030-1<*>;
<*> Согласно п. 6 ст. 381 НК РФ объекты жилищно-коммунальной сферы не признаются объектом налогообложения, если они полностью либо частично финансируются за счет бюджетных средств.
– имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы, которое освобождалось от налогообложения согласно пп. «б» ст. 5 Закона № 2030-1.
По-прежнему пользуются льготами:
– коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации (пп. «а» ст. 4 Закона № 2030-1 и п. 14 ст. 381 НК РФ);
– специализированные протезно-ортопедические предприятия (пп. «в» ст. 4 Закона № 2030-1 и п. 13 ст. 381 НК РФ);
– организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (пп. «г» ст. 4 Закона № 2030-1 и п. 7 ст. 381 НК РФ).
Объект налогообложения
Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектами основных средств, а следовательно, объектами налогообложения, являются также имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката и прочее имущество, принятое к бухгалтерскому учету на счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Не являются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы), зачисленные на баланс организации в качестве объектов основных средств.
Также не признаются объектами налогообложения движимое и недвижимое имущество, используемое для нужд гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, находящееся в ведении федеральных органов власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Налоговая база
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы такое имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике.
Иными словами налоговая база по объекту – это сальдо по дебету счета 01 или 03 минус сальдо по кредиту счета 02 по этому объекту.
В соответствии с новым порядком налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:
- по месту нахождения организации (месту государственной регистрации);
- каждого обособленного подразделения организации, выделенного на отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества для целей налогообложения определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на 1.
Налоговый период
Налоговый период – календарный год. Отчетный период – 1 квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев календарного года.
Налоговая ставка не более 2,2%.
В каждом отчетном периоде налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество, а по окончании года по итогам налогового периода уплачивают налог с учетом ранее произведенных авансовых платежей.
Налоговые декларации по налогу на имущество организаций представляются в отчетных периодах – не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, и не позднее 30 марта после окончания налогового периода.
Пример.
Стоимость имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации, за 1 квартал 2006 года составила:
- на 01.01.2006 – 200 000 руб.
- на 01.02.2006 – 280 000 руб.
- на 01.03.2006 – 320 000 руб.
- на 01.04.2006 – 400 000 руб.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, составляет (200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000) / (3 мес. + 1) = 300 000 руб.
При ставке налога 2,2% сумма авансового платежа за 1 квартал составит ¼*2,2%*300 000 руб. = 1650 руб.
Допустим, что стоимость имущества составила :
- на 01.05.2006 – 350 000 руб. - на 01.06.2006 – 450 000 руб. - на 01.07.2006 – 408 000 руб. - на 01.08.2006 – 380 000 руб. - на 01.09.2006 – 420 000 руб. | - на 01.10.2006 – 400 000 руб. - на 01.11.2006 – 370 000 руб. - на 01.12.2006 – 350 000 руб. - на 31.12.2007 – 330 000 руб. |
Средняя стоимость имущества за 1-е полугодие составляет:
(200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000 + 350 000 + 450 000 + 408 000) / (6 мес. + 1) = 344 000 руб.
Сумма авансового платежа по итогам 1 полугодия: ¼*2,2%*344 000 = 1892 руб.
Средняя стоимость имущества за 9 месяцев составляет:
(200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000 + 350 000 + 450 000 + 408 000 + 380 000 + 420 000 + 400 000) / (9 мес. + 1) = 360 000 руб.
Сумма авансового платежа по итогам 9 месяцев: ¼*2,2%*360 000 = 1984 руб.
Средняя стоимость имущества за налоговый период составляет:
(200 000 + 280 000 + 320 000 + 400 000 + 350 000 + 450 000 + 408 000 + 380 000 + 420 000 + 400 000 + 370 000 + 350 000 + 330 000) / (12 мес. + 1) = 358 000 руб.
Сумма налога, исчисленного по итогам налогового периода, составляет 2,2%*358 000 = 7876 руб.
Сумма авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода составила: 1650 + 1892 + 1984 = 5526 руб.
Таким образом, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составляет: 7876 – 5526 = 2350 руб.
Тема 3.2. Транспортный налог
Общие положения
Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога (далее – налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования гл.28 НК РФ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Объект налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
3) промысловые морские и речные суда;
4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.
Налоговая база
1. Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.
2. В отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортных средств, указанных в подпункте 3 пункта 1, налоговая база определяется отдельно.
Налоговый период
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Налоговые ставки, указанные в п.1, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.
Порядок исчисления налога
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, если иное не предусмотрено ст.362, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки
В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Сведения, указанные в пунктах 4 и 5, представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.