Тема № 17. Транспортный налог

План:

Правовое обеспечение ТН.

2.Субъекты – налогоплательщики.

Объект налогообложения.

Налоговая база.

Налоговый период и налоговые ставки.

6.Порядок исчисления налога, сроки уплаты, налоговая отчётность.

1.Транспортный налог (далее ТН) является региональным налогом, обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, где он введен законом данного субъекта РФ.

Правовое регулирование данного налога осуществляется НКРФ (разд. 9 «Региональные налоги и сборы» гл. 28 «Транспортный налог») и законами субъектов РФ о налоге. Органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НКРФ, а также порядок и сроки его уплаты. Кроме того, они вправе предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщик.

Ими признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные соответствующие средства (ТС), признаваемые, в свою очередь, объектом налогообложения:

ü организации;

ü физ. лица (в т.ч. ИП).

По ТС, зарегистрированным на физ. лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения ТС до 29.07.2009 г. (т.е. до момента официального опубликования ФЗ от 24.07.2002 г.№ 110 – ФЗ в СЗРФ № 30 за 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в ч.2 НКРФ…», которым была введена (и вступила в силу с 1.01.2003 г.) гл. 28 НКРФ) налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.

Лицо, на которое зарегистрировано ТС, обязано уведомить налоговый орган (по месту своего жительства) о передаче (на основании доверенности) указанных ТС.

Следует отметить, что в налоговое законодательство введена временная норма (на срок с 1.01.2008 г. по 1.01.2017 г.), согласно которой не признаются налогоплательщика лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр.

К ним относятся:

ü Олимпийский комитет России, Парламентский комитет России;

ü автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи;

ü организации (созданные ФЗ), которые осуществляют управленческие и др. общественно полезные функции, связанные с инженерными изысканиями при строительстве, проектированием, строительством и реконструкцией, организацией эксплуатации олимпийских объектов;

ü Международный олимпийский комитет, Международный парламентский комитет;

ü организации, в деятельности которых прямо или косвенно участвуют Международный олимпийский комитет и (или) Международный паралимпийский комитет либо которые контролируют вышеуказанные комитеты, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.

Данные лица (организации, органы) не являются налогоплательщиками в отношении ТС, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с мероприятиями по организации и проведению данных игр, а также развитию г. Сочи как горноклиматического курорта.

Объект налогообложения.

Объектомпризнаются зарегистрированные (в соответствии с законодательством РФ) ТС - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и др. водные и воздушные ТС.

В то же время, перечень ТС, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, установлен в п. 2 ст. 358 НК. Среди них:

§ весельные лодки (также моторные лодки с двигателем не свыше 5 л/с);

§ автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л/с (до 73,55 кВт), законно полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения;

§ промысловые суда (морские и речные);

§ суда (пассажирские, грузовые, речные воздушные) находящиеся в собственности (также на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и ИП, основным видом деятельности которых является осуществление перевозок (пассажирских и (или) грузовых);

§ тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельхозпродукции;

§ ТС, принадлежащие ФОИВ (на праве оперативного управления), где законодательство предусмотрена ВС и (или) приравненная к ней служба;

§ ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

§ самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

§ суда, зарегистрированные в Российском реестре судов.

4.Налоговая базаопределяется в зависимости от типа ТС по - разному:

§ в отношении ТС, имеющих двигатели;

§ в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя;

§ по водным несамоходным (буксируемым) ТС;

§ по др. ТС (водным и воздушным).

1)Если транспортное средство имеет двигатель, то налоговая база определяется по мощности двигателя ТС в лошадиных силах. В данную группу входят автомобили (легковые и грузовые), мотоциклы, мотороллеры, автобусы, снегоходы, мотосани, катера, лодки, яхты, гидроциклы, самолёты, вертолёты и др.

При этом техническая документация данных ТС, как правило, является документальным источником сведений о мощности двигателя данных ТС.

Следует отметить, что если в технической документации на соответствующее ТС мощность его двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий перерасчёт во внесистемные единицы мощности (а ими являются лошадиные силы – л/с) осуществляется путём умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1.35962 л/с (т.е. 1 кВт = 1.35962 л/с).;

2)Для воздушного ТС (для которого определяется тяга реактивного двигателя) в налоговую базу включается паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного ТС на взлётном режиме в земных условиях в килограммах силы.

При этом для целей налогообложения (разумеется, транспортным налогом) рекомендуется соответствующее соотношение между численными значениями мощности (в л/с) турбовинтовых двигателей и тяги (в кгс) турбореактивных двигателей: М=0,75хТ, где М – мощность (в л/с); Т – тяга (в кгс);

3)Для водных несамоходных (т.е. буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость в регистровых тоннах, налоговая база равняется данной валовой вместимости.

Валовая вместимость указана в регистрационных документах и технической документации ТС. На практике таким способом определяют налоговую базу в основном по крупным ТС, не имеющим двигателей (баржи и др. буксируемые суда).

Валовая вместимость судна определяется по нормам Лондонской международной конвенции по обмеру судов (от 23.06.1969 г. (которая, однако, в РФ официально не была опубликована). Согласно данной конвенции валовая вместимость судна определяется по формуле: GT=K1V, где GT-соответственно валовая вместимость; V- общий объем всех закрытых пространств на судне (в кубических метрах); K1=0,2+0,02хLgV.

Открытыми пространствами признаются все пространства, ограниченных корпусом судна, перегородками (постоянными или разборными), а также переборками, палубными или покрытиями (за исключением постоянных или переносных тентов).

Следует отметить, что все объемы, включенные в расчет валовой стоимости, измеряются независимо от установленной изоляции и т.п. до внутренней стороны обшивки корпуса или конструктивной ограничивающей обшивки на металлических судах и до наружной поверхности обшивки корпуса или до внутренней стороны конструктивной ограничивающей поверхности на судах, построенных из др. материалов.

Следует также отметить, что в общий объем, как правило, включаются и объемы выступающих частей. Все измерения общего объема производятся с точностью до ближайшего сантиметра. Некоторые объемы, открытые воздействию моря, могут быть исключены из общего объема.

4) Для иных водных и воздушных ТС налоговая база определяется как единица ТС. При этом налоговую базу (даным способом) определяют отдельно по каждому ТС, к тому же в отношении достаточно специфичных ТС (к примеру, таких как: дирижаблей, воздушных шаров, плавучих кранов, плавучей землечерпальной техники, дебаркадеров и др. плавучих (и летательных) сооружений, не имеющих двигателей для самостоятельного передвижения).

5.Налоговый период иналоговые ставки.

Налоговым периодом является календарный год (период времени с 1.02. по 31.12). Отчетными периодами для организаций (по данному налогу) федеральным законодателем установлены: первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Для физ. лиц - налогоплательщиков подобные периоды не установлены. По окончании налогового периода налогоплательщик определяет налоговую базу и производит исчисление суммы данного налога, подлежащей уплате.

Как правило, налоговые ставкиустанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от:

§ мощности двигателя;

§ тяги реактивного двигателя;

§ валовой вместимости ТС;

§ категории ТС (в расчёте на одну единицу ТС).

Субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать налоговые ставки (в рамках, установленных федеральным законодателем). Так:

§ законами субъектов РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 10 раз (а в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой л/С до 150 л/с (до 110,33 кВт) включительно допускается установление более низких ставок;

§ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории ТС, а также с учетом срока использования ТС. Так, в настоящее время установлены следующие ставки транспортного налога:

1)Объект налогообложения – легковые автомобили (налоговая ставка исчисляется в рублях с каждой л/с):

ü 100 л/с (до 73,55 кВт) включительно – налоговая ставка = 2.5;

ü свыше 100 л/с до 150 л/с (свыше 73,55 до 110,33 кВт) -3.5;

ü свыше 150 до 200 л/с (свыше 110,33 до 147,1 кВт) – 5;

ü свыше 200 до 250 л/с (свыше 147,1 до 183,9 кВт) – 7.5;

ü свыше 250 л/с (свыше 183,9 кВт) – 15.

2)Объект налогообложения – мотоциклы и мотороллеры (налоговая ставка исчисляется в рублях с каждой л/с):

ü до 20 л/с (до 14.7 кВт) включительно – 1;

ü свыше 20 до 35 л/с (свыше 14.7 до 25.74 кВт) – 2;

ü свыше 35 л/с (свыше 25,74 кВт) – 5.

3) Объект налогообложения – автобусы (налоговая ставка исчисляется в рублях с каждой л/с мощности двигателя:

ü до 200 л/с (до 147,1 кВт) включительно – 5;

ü свыше 200 л/с (свыше 147,1 кВт) – 10.

4) Объект налогообложения – грузовые автомобили (налоговая ставка исчисляется в рублях с каждой л/с мощности двигателя:

ü до 100 л/с (до 73, 55 кВт) – 2.5;

ü свыше 100 л/с до 150 л/с (свыше 73,55 до 110,33 кВт) – 4;

ü свыше 150 до 200 л/с (свыше 110,33 до 147, 1 кВт) – 5;

ü свыше 200 до 250 л/с (свыше 147,1 кВт до 183, 9 кВт) – 6,5;

ü свыше 250 л/с (свыше 183,9 кВт) – 8,5.

5)Объект налогообложения – иные самоходные ТС, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (налоговая ставка исчисляется в рублях с каждой л/с) – 2,5;

6) Объект налогообложения – снегоходы, мотосани (налоговая ставка исчисляется в рублях с каждой л/с мощности двигателя):

ü до 50 л/с (до 36,77 кВт) – 2,5;

ü свыше 50 л/с (свыше 36,77 кВт) – 5.

7)Объект налогообложения – катера, моторные лодки и др. водные ТС (налог исчисляется в рублях с каждой л/с мощности двигателя):

ü до 100 л/с (до 73.55 кВт) – 10;

ü свыше 100 л/с (свыше 73,55 кВт) – 20.

8)Объект налогообложения – яхты и др. парусно – моторные суда (налог исчисляется с каждой л/с мощности двигателя):

ü до 100 л/с (до 73,55 кВт) – 20;

ü свыше 100 л/с (свыше 73,55 кВт) – 40.

9)Объект налогообложения – гидроциклы (налог исчисляется в рублях с каждой л/с мощности двигателя):

ü до 100 л/с (до 73,55 кВт) – 25;

ü свыше 100 л/с (свыше 73,55 кВт) – 50.

10) Объект налогообложения – несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (налог исчисляется с каждой регистровой тонны валовой вместимости) – 20;

11)Объект налогообложения – самолеты, вертолеты, др. воздушные судна, имеющие двигатели (налог исчисляется в рублях с каждой л/с) – 25;

12) Объект налогообложения – самолеты, имеющие реактивные двигатели (налог исчисляется с каждого килограмма силы тяги) – 20;

13) Объект налогообложения – иные ТС (водные и воздушные), не имеющие двигателей (налог исчисляется с единицы ТС) – 200.

6.Порядок исчисления налога. Сроки уплаты. Налоговая отчётность.

Сумма налога, если иное не предусмотрено НКРФ, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения ТС в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. При этом организации – налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму данного налога (и сумму авансового платежа).

Налогоплательщики – физ. лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в адрес физ. лица.

Как правило сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого ТС так: СН=НБхНС, где СН – сумма налога; НБ – налоговая база (т.е. количество л/с; валовая вместимость и т.п.); НС – налоговая ставка.

Кроме того, организации – налогоплательщики обязаны исчислять суммы авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода в размере ¼ произведения определенной НБ и НС.

Однако законодательный (представительный) региональный орган (т.е. субъекта РФ) вправе предусмотреть условие, согласно которому для отдельных категорий налогоплательщиков – организаций может быть предоставлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу в течение налогового периода.

Несмотря на то, что региональные власти уполномочены самостоятельно определять порядок и сроки уплаты данного налога, федеральным законодателем установлено условие, согласно которому срок уплаты налога не может быть установлен ранее 1.02. года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Более того, обязанность налогоплательщиков – физ. лиц уплачивать данный налог возникает только после получения соответствующего налогового уведомления. При этом срок уплаты налога для физ. лиц не может быть установлен ранее 1.11. года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Наши рекомендации