Ставки акцизов по отдельным видам товаров и продукции
Наименование товаров и продукции | Размеры ставок акцизов (в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам) согласно инструкции Гос. Налоговой службы РФ от 9.12.91 | Размеры ставок акцизов (в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам) согласно инструкции Гос. Налоговой службы РФ от 30.09.93 |
Водка | ||
Ликеро-водочные изделия | ||
Спирт питьевой | ||
Спирт этиловый из пищевого сырья (кроме отпускаемого для выработки водки, ликеро-водочных изделий, спирта питьевого и винодельческой продукции) | ||
Коньяк, виноградные и плодовые напитки с содержанием объемной доли этилового спирта от 35 до 40 процентов включительно | ||
Шампанское | 47.5 | 47.5 |
Вина виноградные, виноградные и плодовые напитки с содержанием объемной доли этилового спирта до 35 процентов включительно | 46.5 | 46.5 |
Плодовые вина | ||
Пиво | ||
Табачные изделия: производимые по разработкам предприятий с иностранными инвестициями и по лицензиям | ||
Сигареты 1 класса | ||
Сигареты П и Ш классов | ||
Сигареты 1У класса | ||
Папиросы 1 класса | ||
Покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, в том числе в сборе (кроме направляемых на комплектацию) | ||
Легковые автомобили (кроме марки «Ока») | ||
Легковые автомобили марки «Ока» | ||
Грузовые автомобили грузоподъемностью до 1.25 тонны | ||
Ювелирные изделия (включая изделия с бриллиантами) | ||
Бриллианты | ||
Изделия из хрусталя | ||
Ковры и ковровые изделия машинного производства – жаккардовые двухполотные синтетические и полушерстяные, вязальные «Лирофлор», жаккардовые прутковые полушерстяные и аксминстерские | ||
Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента) | ||
Пальто, полупальто, жакеты, куртки, палантины, горжеты, косынки, пелерины, пластины с площадью лекал 15 кв. дм и выше | ||
Головные уборы цельномеховые | ||
Воротники, манжеты, отделки и пластины с площадью лекал до 15 кв. дм | ||
Одежда из натуральной кожи |
Под винно-водочными изделиями подразумеваются: водка всех видов; ликеро-водочные изделия, такие как ликеры крепкие и десертные, кремы, наливки, настойки сладкие, полусладкие и полусладкие слабоградусные, настойки горькие и горькие слабоградусные, напитки десертные, аперитивы, бальзамы, коктейли и др.; спирт питьевой, коньяк, шампанское, вина виноградные, плодовые вина, виноградные и плодовые напитки. Под изделиями из хрусталя имеются в виду изделия из высокосвинцового хрусталя, синцового хрусталя, хрустального стекла. Под ювелирными изделиями подразумеваются изделия из драгоценных металлов, изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, изделия из хрусталя и стекла с применением драгоценных металлов, изделия из недрагоценных металлов со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней.
Указом от 14.08.92 был введен акцизный сбор по нефти и газу. Была установлена ставка акциза для нефтедобывающих предприятий. Причем она колебалась от 0% и до 30% в зависимости от предприятия. К примеру, акциз не был установлен для таких предприятий как Саратовнефтегаз, Нижневартовскнефтегаз, НПО «Нефтеотдача», Пурнефтегаз, Уралнефтегаз, Термнефть (и это не весь список), а также на нефть и газовый конденсат собственного производства, поставляемые на экспорт предприятиями и организациями, образованными с использованием иностранного капитала.
Попробуем провести некоторые расчеты. Акцизы были введены в качестве косвенных налогов, включаемых в цену товара и оплачиваемых покупателем. Так как все покупатели платят в денежном выражении одну и ту же сумму денег независимо от их персональных доходов, можно сказать, что акцизы являются регрессивными налогами, т.е. после их уплаты неравенство доходов потребителей увеличивается (рис. 1)
| |||
. Однако это можно однозначно утверждать для подакцизных товаров, которые потребляют все группы населения. Если же разговор идет о предметах роскоши, то можно сказать, что путем введения акцизов у группы с высоким уровнем доходов изымается их часть, и таким образом происходит перераспределение доходов. В этом случае можно говорить об акцизах как об инструментах прогрессивного налогообложения (рис.2).
| |||||
| |||||
Для того, чтобы сделать окончательный вывод, об итоговом перераспределении доходов нужно знать конкретные данные: сколько государство получает акцизных платежей по товарам высшей категории и товарам повседневного пользования.
Другой достаточно важный вопрос состоит в том, что кто же фактически является плательщиком акцизов. Дело в том, что в ряде случаев если производители увеличат цену товара на величину акциза, то они могут потерять часть своих потребителей и тем самым снизить уровень прибыли. Результат распределения налогового бремени во многом зависит от эластичностей спроса и предложения подакцизного товара. Например, если мы имеем дело с акцизом на электроэнергию, то нужно учесть, что кривая спроса на электроэнергию на некотором участке имеет практически вертикальный вид (т.е. абсолютная неэластичность спроса), и если равновесие достигается именно на таком участке, то производитель может смело переносить налоговое бремя на потребителя (рис. 3)
|
|
|
| |||||||
| |||||||
Однако не исключена и обратная ситуация, когда спрос на продукцию является абсолютно эластичным. В этом случае производители не имеют возможности повысить цену если они хотят сохранить своих клиентов, и тогда они будут выплачивать сумму акцизов из своих доходов, т.е. налоговое бремя полностью ложиться на производителей. (рис 4).
Р S2 S1
|
Q
Аналогично можно рассмотреть ситуации абсолютно эластичного и неэластичного предложения.
Таким образом «на конкурентном рынке отдельного товара или услуги переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене».
Однако, решение об уплате акцизных сборов тем или иным контрагентом также зависит и от величины акциза.
Предположим, что производитель ориентируется на максимизацию прибыли. Он принимает решение о том, включить ли ему акциз в цену товара, или выплатить его из своих доходов. При этом будем считать что цены и акциз t положительны. Пусть функция спроса D линейная: p = a – bq.
Тогда производитель должен сравнить прибыли полученные в обоих случаях. Найдем величину акциза, такую, что производителю все равно, какой вариант выбирать.
1. Пусть акциз t составляет фиксированную сумму на единицу продукции.
Если производитель решает взять налоговое бремя на себя, то его прибыль составит:
П1 = (p – c – t )q = (p – c – t) * (a – p)/b
Если производитель решает включить акциз в цену товара, то новая цена составит (p + t), а прибыль :
П2 = (p + t – c)q = (p + t – c)* (a - p – t)/b
П1 = П2